Теневая экономика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Мой интерес к теме «теневая экономика» был обусловлен детским увлечением – детективами. Ведь преступный мир занимает весомую часть теневого сектора. Безусловно, очень интересна моральная и психологическая стороны теневой экономики: что побуждает людей становиться теневиками. Но не менее интересна и экономическая сторона этой проблемы: как влияет теневой сектор на развитие экономики, какой вклад он вносит в производство и, наконец, может ли страна, в частности Россия, существовать без него? На эти, безусловно, актуальные вопросы я и постараюсь ответить. Основная часть моей работы посвящена исследованию масштабов теневой экономики в России. Для сбора информации существуют специальные статистические органы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты теневой экономики
1.1 Понятие «теневая экономика»
1.2 Формы теневой экономики
1.3 Структура теневой экономики
1.4 Причины теневой экономики
1.5 Причины роста теневого сектора в России
2. Оценка масштабов и роли теневой экономики
2.1 Методы оценки теневой экономики
2.2 Масштабы теневого сектора в России
2.3 За и против существования теневой экономики
2.4 Существующие подходы к решению проблем теневой экономики
2.5 Экспроприировать или легализовывать теневой капитал?
Заключение
Список литературы
Приложение А Масштабы теневой экономики в СССР
Приложение Б Доля теневого сектора по данным Госкомстата РФ за 1999 г.
Приложение В Ущерб от теневой деятельности по данным ФСНП за 2000 г.

Файлы: 1 файл

Теневая экономика России.doc

— 717.00 Кб (Скачать файл)

По оценкам Госкомстата, в строительстве на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве - 75%!

Скрытый сектор является одним из наиболее крупных элементов  теневой экономики, что продемонстрировано на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Удельный вес  отраслей экономики РФ в теневом  секторе, % ВВП

По-прежнему мы видим, что  наибольшая доля теневой экономики приходится на сферу торговли.

До 60% составляет досчет по индивидуальным услугам, оказываемым  населению. Не учитывается официально примерно половина доходов. Довольно значительная их часть образуется за счет неучитываемой  занятости населения. Как правило, это сфера вторичной занятости, позволяющая гражданам выжить в трудных экономических условиях. Многие граждане работают по совместительству в нескольких местах без официального оформления.

При этом дополнительные, как правило, заработки уходят из-под  налогообложения. Надо сказать, что в развитых странах заработная плата по основному месту деятельности является главным источником дохода и достигает 60-70% всех доходов. В советский период это было и в России, однако в перестроечное время уже к середине 1994 г. эта доля упала до 45%, а к концу 1990-х годов доля зарплаты, согласно официальной статистике, составляла лишь 36-40% общих доходов населения.

При этом в качестве негативного  фактора отмечается большая дифференциация населения по размеру вторичных  доходов. Остается распространенной практика выплаты заработной платы населению в скрытой форме, в конвертах33.

Итак, как мы видим, скрытое  производство продукции наблюдается  почти по всем важнейшим ее видам. Хотелось бы уделить ещё немного  внимания производству алкоголя. В 1981-1984 гг. мощности по производству пищевого спирта составляли примерно 100 млн. декалитров в год. В период антиалкогольной компании они существенно сократились, но к 1993 г. наблюдалось восстановление их уровня 1980-х годов. Между тем, по данным официальной отчетности, объем производства алкогольной продукции за тот же период начал существенно сокращаться.

Анализ ситуации показывает переход части легального производства в нелегальную сферу. То есть налицо факт проведения доиспользования производственных мощностей. Подтверждением тому служит возрастание фактического потребления спиртного с 1991 г. К примеру, официальный объем поступления водки на рынок с учетом экспорта и импорта в 1996 г. составил примерно 80 млн. декалитров, а потребление, по неофициальным оценкам, составляет 230-270 млн. Следовательно, объем дополнительных поступлений водки на рынок мог составить 150-190 млн. Таким образом, официальный исчисленный объем произведенного алкоголя следует увеличить более чем в 3 раза34.

На этом примере видно, каким образом производятся досчеты по отраслям.

Резюмируя, можно утверждать: даже согласно официальным данным, теневая составляющая российской экономики  достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то в России — в 23% и более35.

Масштабы теневого сектора  российской экономики, наличие практически  одного, связанного с природными ресурсами  источника валютных поступлений, формирование узкого слоя сверхбогатой элиты вкупе  с нищетой значительной части населения страны позволяют сделать вывод о формировании в России так называемой латиноамериканской модели развития общества со всеми вытекающими негативными последствиями, как в плане социальных неурядиц, так и возможных экономических потрясений в будущем36.

 

 

2.3 «За» и «против» существования  теневой экономики

 

Негативные последствия, порождаемые теневой экономикой, очевидны. Она вносит в экономические, моральные и политические устои  общества много того, с чем мириться никак нельзя.

Гипертрофированные масштабы теневой деятельности не позволяют экономике нормально развиваться и создают угрозу национальной безопасности, существованию российской государственности.

Огромны масштабы морально-нравственного  ущерба от теневой экономики. В 90-е  годы фундаментальные ценностные ориентации населения существенно деформировались, теневой образ жизни стал для значительной его части привычным явлением, а авторитет государственной власти в глазах общества упал. Немалое число людей, поправ нравственные устои, вступило на преступный путь. При этом уровень терпимости общества к теневой деятельности стал весьма высоким. Согласно социологическим опросам, 42% граждан не видят большого греха, если рядовой гражданин скрывает свои доходы от налоговой инспекции, 47% считают нормальным получать зарплату в конвертах, "черным налом"37.

Теневая экономика вытесняет  официальные механизмы налогообложения. Из общей суммы доходов, получаемых в легальном бизнесе, на выплачиваемые  государству налоги приходится 25%, тогда  как на выплаты «крышам» и чиновникам — 20%, а на плату за обналичивание — 5%. Бурный рост теневой экономики представляет собой одну из главных причин финансово-бюджетного кризиса 1998 г.

Наглядно ущерб предприятиям от теневой деятельности за 2000 год  представлен в Приложении В.

Теневая деятельность дезорганизует  производственный процесс в легальной  экономике, ослабляет трудовую мотивацию  работников, приводит во многих случаях  к их деквалификации.

Теневая экономика порождает  многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия38.

Это действительно так. Но, как ни парадоксально, реальность такова, что положение было бы ещё  хуже, если бы теневой экономики  не существовало, ибо в условиях кризиса она – своего рода экономический  и социальный амортизатор, отдушина для десятков миллионов людей. Им теневая экономика предоставляет возможность трудиться и зарабатывать на кусок хлеба. Увеличивая объёмы производства товаров и услуг, она делает их доступными для бедных слоёв населения39.

Так, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла две важные функции:

1.Экономическая. Через  систему стихийных обменов между  предприятиями преодолевались постоянно  возникавшие диспропорции в материально-техническом  снабжении.

2.Социальная. Благодаря теневой экономике обеспечивалась социальная ниша для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах40.

В условиях современной  России теневая экономика (ее скрытая  и неформальная часть) является важным инструментом поддержания экономического и социального равновесия, создавая условия для выживания бизнеса и населения. Сегодня теневые факторы являются имманентно присущими экономическим связям и отношениям; даже само существование легальной хозяйственной системы в нынешнем виде невозможно без «параллельного» теневого мира. Так, например, отвечая на вопрос о сокрытии капитала в сфере теневой экономики в ходе социологического исследования, проводимого специалистами фонда «Перспективные технологии», практически 100% опрошенных предпринимателей ответили утвердительно; при этом более трети опрошенных подтвердили, что уводят в тень свыше 50% своего капитала.

Конструктивные начала в теневой экономике отмечали и западные ученые. Так, лауреат Нобелевской  премии Василий Леонтьев отмечал, что не нужно бояться теневой экономики. Она все равно будет инвестировать капитал в открытый сектор, создавая новые рабочие места и улучшая инфраструктуру. Кроме того, весь рост ВВП России в 1999-2000 гг. (до мирового повышения цен на нефть) следует отнести на счет выхода теневой экономики в открытый сектор (это отмечал и главный специалист «Леонтьевского центра» H. Одинг)41.

С точки зрения экономических  агентов, теневая экономика позволяет  хозяйствовать эффективнее, поскольку  экономит на налоговых изъятиях. Уклонение от налогов, по данным обследований, дает возможность предприятию увеличить чистую прибыль в среднем в 1,37 раза. Тем самым такое предприятие получает серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает в чисто легальном секторе, поскольку позволяет снизить отпускные цены на 11%. Отсюда становится понятным, почему только 1,5% российских предприятий уплачивают все налоги своевременно. Примерно две трети скрывают часть своих доходов.

Теневая экономика также  расширяет возможность дополнительных заработков для занятых на официально зарегистрированных промышленных предприятиях. По оценкам, теневая деятельность на рабочем месте позволяет увеличивать доходы работников в среднем на 13%.

На неформальную экономику  приходилось в середине 90-х годов около трех четвертей всех неучтенных доходов населения (в их сумму наряду с доходами от неформальной занятости входят и скрытая оплата труда в формальном секторе, и доходы от теневых сделок)42.

В условиях резкого ухудшения  материального положения основной массы населения в России в начальный период рыночных реформ «челноки» создали вторичный рынок занятости, смягчили процесс обнищания и роста безработицы, сыграв, таким образом, положительную роль.

Как полагает шведский экономист  А. Аслунд, российская теневая экономика, вопреки сложившимся на Западе стереотипам по отношению к так называемой «русской мафии», производит в основном вполне легальную продукцию и услуги. На криминальные группировки приходится лишь 3% теневого сектора43.

Таким образом, создавая новые рабочие места и источники дохода, теневая экономика исполняет роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в обществе.

В силу отмеченных реальностей  отношение к теневой экономике  не может быть однозначным – исключительно отрицательным или только положительным. Все процессы двойственны, такова уж жизнь. Задача же состоит в том, чтобы на основе результатов объективного анализа выработать комплекс мер по перемещению теневого капитала в нормальную хозяйственную жизнь страны.

Решая эту задачу, следует  исходить из дуалистического характера  нашей экономики. Её дуализм заключается  не просто в том, что легальное  хозяйствование тесно переплетается  с теневым. А в том, что если в западных странах теневой уклад – лишь «довесок» (причём нежелательный) к общим объёмам производства, то в России он превратился в жизненно важного «донора» экономического и социального развития44.

 

 

2.4 Существующие подходы к решению  проблем теневой экономики

 

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.

Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками  на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой45.

В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно  репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания46.

В качестве яркого примера  попыток реализации репрессивного  подхода можно рассматривать  попытку принятия Государственной  думой в первом чтении представленного  Министерством финансов РФ законопроекта  «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы47.

Вот почему необходим третий — комплексный экономико-правовой подход, выступающий в качестве конструктивной альтернативы48.

2.5 Экспроприировать или легализовывать  теневой капитал?

 

Как уже подчеркивалось, полностью устранить теневую  экономику невозможно, ибо нельзя искоренить такие виды деятельности, которые запрещены законом, но которыми определенные лица занимаются исходя из логики «риск велик, но велик и возможный доход». В этой связи возникает вопрос: каков количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики? Согласно мировой практике, стандарт здесь — 5—10% ВВП.

Сопряженный вопрос: можно  ли выйти на этот количественный рубеж  с помощью лишь силовых методов? Отрицательный ответ очевиден, и  приходится формулировать третий вопрос — об алгоритмах такой легализации части теневых отношений, которая не наносила бы вреда общественному производству и обществу в целом. В этом контексте нельзя не констатировать, что в последние годы легализация теневых доходов фактически происходила, причем в крупных масштабах. Это связано, прежде всего, с реализацией приватизационной модели, с разделом не только имущества предприятий, но и госфинансов. Факты, однако, таковы, что легализованные доходы не вошли в нормальный хозяйственный оборот, а попали либо за границу, либо в «тень» упрочив основу ее расширенного воспроизводства. А значит, коль скоро речь идет о легализации, надо найти те способы, которые позволили бы направить теневые доходы в производство, причем в первую очередь в сферы, работающие на потребителя, и наукоемкие отрасли. Иными словами, задача состоит в том, чтобы соответствующие средства не просто легализовать, но и сделать их фактором структурной народнохозяйственной перестройки, без которой наша экономика неизбежно превратится в периферию мирового хозяйства, эксплуатируемую сообществом развитых стран.

Информация о работе Теневая экономика в России