Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа
Задачи курсовой работы: определяют факторы, влияющие на развитие коррумпированности экономики, осветить масштабы теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности. А также изучить состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОЯВЛЕНИЯ……………….....4
1.1. Определение, структура теневой экономики…………………………..4
1.2. Факторы, способствующие коррумпированности экономики……….7
2. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ……………………………………………………….10
2.1. История развития теневого сектора в России………………………10
2.2. Состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.………………………………………………………………………………13
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………..…17
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику………………17
3.2.Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики.……………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……...
Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работ официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции»: на одном предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали не контролируемые «сверху» горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В ее рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.
Вторая функция - социальная.
Она заключалась в обеспечении
социальной ниши для предприимчивых
людей, которые не могли реализовать
себя в официальных структурах, не
создавших в рамках общественной
собственности ни мотивации, ни условий
для работы. Эти люди стремились
самореализоваться, владеть собственностью
и получать адекватное вознаграждение
за труд. Большая часть теневых
операций осуществлялась для решения
критических проблем
В эпоху перестройки общепринятым
было мнение, что теневая экономика
- это порождение присущих советской
системе особенностей, дефектов, которые
можно устранить либерализацией
и введением частной
Произошло же все наоборот.
По данным МВД России, в 1990-1991 гг. в
теневой экономике
Заметно меньшие и, возможно, более реалистичные цифры дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992 - 1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9 - 10%, в 1995 г. 20, в 1996 г. - 23% .
К 2002 г. доля теневой экономики составила уже 26,9% ВВП. При этом, по оценкам МВД России, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованными преступными сообществами.4 Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга.
Так как теневая экономика была сформировавшимся экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Криминализация экономики носит устойчивый характер и может характеризоваться как саморазвивающийся социальных процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вовлекающий все большее число законопослушных граждан.
Об этом, в том числе свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Так, только за период с 1998 по 2003 общее число выявленных преступлений данной категории возросло в l,7 раза и стабилизировалось на уровне около 380 тыс. [Приложение 2]
Особую озабоченность
вызывает высокий уровень
2.2. Состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования.
Кризис увел в тень примерно пятую часть экономики России, заявил глава Росстата Александр Суринов. Эксперты считают, что доля серого бизнеса продолжит расти и в наступившем году. Некоторые из них уверены, что уже сейчас она достигает 30%, а иностранные специалисты поднимают планку до 49%.
Ссылаясь на оценки своего ведомства, Александр Суринов рассказал в интервью "Российской газете", что доля теневой экономики "стала расти начиная с конца третьего квартала прошлого года, когда начались кризисные явления, когда ухудшилась ситуация на рынке труда". Судя по всему, чиновник статистического ведомства под "прошлым годом" имел в виду 2008 год, так как кризисные явления в российской экономике проявились именно в третьем квартале 2008 года.
На сегодняшний день, по словам Суринова, в тени находится около пятой части экономики России. Глава Росстата не уточнил, какова была доля теневой экономики непосредственно до кризиса. Между тем в отчете Статкомитета СНГ, опубликованном в апреле прошлого года, доля "ненаблюдаемой экономики" в ВВП России в 2007 году оценивалась на уровне 17,1%. Эта цифра была выведена исходя из объема ВВП в 33,11 трлн рублей, из которых 5,66 трлн пришлось на нерегистрируемые и не облагаемые налогами товары и услуги.
В августе 2009 года, будучи еще заместителем руководителя статистической службы, Александр Суринов оценивал вклад теневой экономики в валовой региональный продукт России в 20—25%.
Он отмечал, что с началом
кризиса предприятия снова
"Получается противоречие,
— отмечает директор
Помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович в июне признался, что "когда мы планируем бюджет, то заранее имеем в виду, что 30% куда-то денется". В бизнесе и в остальном то же самое, говорит Дворкович: "Только у хороших компаний девается 10%, а у плохих — 50%".
Основная причина ухода
предприятий в тень — увеличение
налоговой нагрузки на фонд оплаты
труда, отмечает Николаев, так как
оно наиболее чувствительно для
бизнеса в период кризиса. Сказывается
и замена ЕСН страховыми взносами,
что увеличивает налоговую
Директор центра макроэкономических
исследований компании BDO в России Елена
Матросова настроена более
Кроме того, массовому уходу
бизнеса в тень помешает и поменявшийся
за последние годы менталитет у значительной
части предпринимателей, считает
Матросова. Возвращаться в прежние
условия ведения бизнеса многие
уже не захотят, уверена она. "Они
проводят рационализацию издержек, —
отмечает эксперт, — например, списывают
их на поставщиков". Кроме того, за
предкризисные годы значительно
сократилась теневая
"Банки предлагали такие
услуги не от хорошей жизни,
— возражает Игорь Николаев
из ФБК. — Сегодня у банков
пока все хорошо — государство
накачало их ликвидностью, но
это может продолжаться не
так долго: если экономические
трудности из виртуальных
Оценки теневой экономики
— косвенный продукт
Известно, что выяснить сколь-нибудь точные объемы теневой экономики практически невозможно, и многое зависит от методики, которая используется при расчетах. Именно поэтому данные разных ведомств и исследователей столь отличаются. К примеру, согласно прошлогодним данным МВД, которые учитывают все нелегальные финансовые потоки, включая коррупцию, в тени находится около 40% российской экономики. А специалисты Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития оценивали объем теневой экономики РФ по результатам 2008 года в размере 49% ВВП. По подсчетам экспертов Deutsche Bank, доля теневой экономики в России на конец прошлого года составляла 25—30% ВВП. Однако большинство независимых экспертов склоняются к тому, что цифры Росстата все же лучше отражают реальную ситуацию.
В то же время Росстат
учитывает такие области
Есть также зона экономики, которая напрямую связана со слабостью статистических наблюдений: "Мы не охватываем все предприятия, которые должны быть охвачены", — признает руководитель Росстата. Гарантий о том, сколько искаженной информации в предоставляемых предприятиями данных, дать невозможно.
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ
3.1. Пути воздействия
государства на теневую
Касаясь экономической роли государства, часто говорится о государственном вмешательстве, регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения государства к теневой экономике. В силу разнородности теневой экономики не со всеми ее сегментами можно бороться, не всегда эффективными будут и методы прямого вмешательства. Поэтому предлагается остановиться на термине "государственное воздействие" на теневую экономику как наиболее емком.
Острота проблемы, связанная с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других задач, подводит к выводу о том, что программа государственного воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии социально-экономического развития России. Прежде всего необходимо сформулировать главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой.
Представляется, что ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности. Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.
Причем следует отметить, что именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний).
С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Надо согласиться с высказыванием министра экономического развития и торговли Г. Грефа: "Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно которым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправильное поведение на рынке — 3 долл., а иногда и три года тюрьмы". Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.