Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа
Задачи курсовой работы: определяют факторы, влияющие на развитие коррумпированности экономики, осветить масштабы теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности. А также изучить состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОЯВЛЕНИЯ……………….....4
1.1. Определение, структура теневой экономики…………………………..4
1.2. Факторы, способствующие коррумпированности экономики……….7
2. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ……………………………………………………….10
2.1. История развития теневого сектора в России………………………10
2.2. Состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.………………………………………………………………………………13
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………..…17
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику………………17
3.2.Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики.……………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……...
Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ можно выделить следующие: оптимизацию структуры органов государственного правления и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.
Практика показывает, что на переломе XX и XXI вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и в период президентства В.В. Путина уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения. В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.
Необходимо отказаться от
абсолютизации значения силы и правового
характера государства в
Среди видов деятельности, не противоречащих закону, но нарушающих при этом этику деловых отношении, общепринятые социальные нормы и морально-нравственные принципы, можно отмстить:
• умышленное использование недостатков законодательства, правовой неурегулированности ряда аспектов предпринимательской деятельности (в том числе финансовые махинации, фиктивные сделки, мошенничество, нанесение экологического ущерба);
• получение выгоды за счет систематического невыполнения (или нечеткого выполнения) договорных обязательств;
• недобросовестную конкуренцию (сговоры на рынке, ущемляющие чьи-либо интересы);
• нечистоплотные отношения бизнеса и власти, построенные на взаимовыгодной основе, но не обязательно связанные с получением взяток. Например, сговор властных структур с представителями криминала, обложение их своего рода "социальным налогом": обещание не трогать в обмен на финансирование строительства каких-либо социальных объектов (дорог, теплоцентралей, больниц и т.п.).
Вряд ли возможно существенно уменьшить масштабы теневой экономики, пока фигура отечественного предпринимателя, как в России, так и за рубежом вписывается только в образ "нового русского" — беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чиновник предстает как взяточник и казнокрад.
Государство должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.
Объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса.
Необходимо выработать и специальный этический кодекс государственного служащего, тем более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная организация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. рекомендации по совершенствованию этического поведения государственной службы).
Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может быть весьма обширен - от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.
Следовательно, российское
государство путем
3.2. Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики.
Границы понятия экономического преступления сложно четко определить в уголовно – правовом смысле. Иными словами, борьба с теневой экономикой не может исчерпываться решением проблемы создания адекватной нормативно-правовой базы. Вместе с тем совершенствование нормативно-правовой базы является исходной посылкой борьбы с теневой экономикой.6
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает систему ответственности за преступления в сфере экономики. В отличие от Уголовного кодекса 1960 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г. определил ответственность за преступления в сфере экономики в разделе VIII, состоящем из трех глав: 21 - 23.
Глава 21 «Преступления против собственности» обеспечивает равную уголовно-правовую охрану всех форм собственности, существующих в РФ. Она отражает реальную криминогенную ситуацию в стране, сложившуюся в связи с посягательствами на собственность. В этой праве законодатель указал на 11 составов преступления (ст. 158-168) против собственности. Такие преступления, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст.160), вымогательство (ст. 163) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165), как показывает практика, по способу совершения и иным признакам имеют большое сходство с другой группой экономических преступлений, указанных в гл. 22 УК РФ.
Глава 22 УК РФ имеет особое
значение для охраны складывающихся
экономических отношений и
Новые экономические отношения потребовали по-новому регламентировать уголовную ответственность лиц, занимающих управленческие должности в коммерческих организациях, поскольку они не являются должностными лицами государственных учреждений и общественных организаций. В УК РФ проблемам ответственности такого рода посвящена гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» раздела VIII. В этой главе содержится 4 состава таких преступлений в сфере экономики:
• злоупотребление полномочиями (ст. 201);
• злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202);
• превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203);
• коммерческий подкуп (ст. 204).
В последние годы при содействии
международных организаций
Легализация доходов,
полученных преступным путем,
и связанное с этим
Требует продолжения уже начатая в России борьба с коррупцией. В послании президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года отмечается, что нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции и что необходима реструктуризация системы власти. «Коррупция – это не результат отсутствия репрессий подчеркнул президент, - а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер – тем больше взяток и чиновников, их берущих. И мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится в административный застой. Одним из факторов, который делает нашу страну некомфортной, к сожалению, для граждан и негостеприимной для иностранцев – является преступность. Правоохранительные органы должны направлять свои усилия на защиту прав граждан, жесткую борьбу с рэкетом, административным произволом и коррупцией. На охрану прав собственника и производителя».9 По самым оптимистичным оценкам у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан (бытовая коррупция)-почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией.10
В стране создана правовая база для борьбы с теневой экономикой, однако данного недостаточно, поскольку масштабы этого явления не уменьшаются. По оценкам криминологов, известными становятся менее одного процента всех взяток. В связи с этим любые цифры о коррупции, которые приводятся в средствах массовой информации, не отражают реальной картины.11 Поэтому совершенствование уголовного законодательства — это лишь начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой, далеко не единственное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время теневая
экономика - предмет значительного
числа научных работ и
Масштабы теневой экономики
и экономической преступности в
значительной степени связаны с
качеством действующей
Хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
Безусловно, теневую
экономику ликвидировать как
экономическое явление, даже
Так или иначе, но проблема
теневой экономики в нашей
стране будет еще долгое время
оставаться актуальной. «Трудно ожидать,
что в ближайшие годы теневые
механизмы преобразуются в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖНИЯ
Приложение 1.
Приложение 2.
1 Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России. //Вопросы экономики - 1998г. №9.с.18.
1 Особенности экономики в СССР // «Экономика и жизнь» №24 июнь 2003 г.
3 Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование / И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев; М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000 – 235 с.
4 Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования. // Вопросы экономики №3, 1998 г.
5 Современное положение дел // «Экономика и жизнь» №13 апрель 2003 г.
6 Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 76-77.
7 Федеральный Закон от 7.08.01 N115-Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем»
8 Федеральный закон от 20.07.98 N116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам»
9 Официальный веб-сайт президента РФ (http://president.kremlin.ru)
10 Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект.//Общество и экономика,2004.-№2.-с.100-106.
11 Тельцов А.П. Преступление в сфере экономики: квалификация, криминальналистическая диагностика, предупреждение: Учеб. Пособие. Иркутск, 1997. с.42.
12 Виноградов В.В. Экономика России. - М.:Юристъ,2001.-с.199-208.