Теневая экономика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы: определяют факторы, влияющие на развитие коррумпированности экономики, осветить масштабы теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности. А также изучить состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОЯВЛЕНИЯ……………….....4
1.1. Определение, структура теневой экономики…………………………..4
1.2. Факторы, способствующие коррумпированности экономики……….7
2. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ……………………………………………………….10
2.1. История развития теневого сектора в России………………………10
2.2. Состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.………………………………………………………………………………13
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………..…17
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику………………17
3.2.Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики.……………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……...

Файлы: 1 файл

экономика курсач.docx

— 81.36 Кб (Скачать файл)

Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ можно выделить следующие: оптимизацию структуры органов государственного правления и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.

Практика показывает, что  на переломе XX и XXI вв. российское государство  осознало важность вышеперечисленных  проблем и в период президентства  В.В. Путина уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения. В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.

Необходимо отказаться от абсолютизации значения силы и правового  характера государства в решении  проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти, так же как  и укрыться от надзирающего ока государства, и российские граждане традиционно проявляют в этом чудеса изобретательности. Кроме того, существуют возможности ведения хозяйственной деятельности без нарушения правовых норм, которые, однако, нельзя считать чистоплотными и добросовестными и относить к обычной ("здоровой") экономике.

Среди видов деятельности, не противоречащих закону, но нарушающих при этом этику деловых отношении, общепринятые социальные нормы и морально-нравственные принципы, можно отмстить:

• умышленное использование недостатков законодательства, правовой неурегулированности ряда аспектов предпринимательской деятельности (в том числе финансовые махинации, фиктивные сделки, мошенничество, нанесение экологического ущерба);

• получение выгоды за счет систематического невыполнения (или нечеткого выполнения) договорных обязательств;

• недобросовестную конкуренцию (сговоры на рынке, ущемляющие чьи-либо интересы);

• нечистоплотные отношения  бизнеса и власти, построенные на взаимовыгодной основе, но не обязательно связанные с получением взяток. Например, сговор властных структур с представителями криминала, обложение их своего рода "социальным налогом": обещание не трогать в обмен на финансирование строительства каких-либо социальных объектов (дорог, теплоцентралей, больниц и т.п.).

Вряд ли возможно существенно уменьшить масштабы теневой экономики, пока фигура отечественного предпринимателя, как в России, так и за рубежом вписывается только в образ "нового русского" — беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чиновник предстает как взяточник и казнокрад.

Государство должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.

Объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса.

Необходимо выработать и специальный этический кодекс государственного служащего, тем более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная организация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. рекомендации по совершенствованию этического поведения государственной службы).

Набор конкретных мер государства  по формированию здоровой этической  основы может быть весьма обширен - от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.

Следовательно, российское государство путем управленческого  воздействия и последовательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.

 

3.2. Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики.

          

Границы понятия экономического преступления сложно четко определить в уголовно – правовом смысле. Иными  словами, борьба с теневой экономикой не может исчерпываться решением проблемы создания адекватной нормативно-правовой базы. Вместе с тем совершенствование нормативно-правовой базы является исходной посылкой борьбы с теневой экономикой.6

              Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает систему ответственности за преступления в сфере экономики. В отличие от Уголовного кодекса 1960 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г. определил ответственность за преступления в сфере экономики в разделе VIII, состоящем из трех глав: 21 - 23.

Глава 21 «Преступления против собственности» обеспечивает равную уголовно-правовую охрану всех форм собственности, существующих в РФ. Она отражает реальную криминогенную ситуацию в стране, сложившуюся в связи с посягательствами на собственность. В этой праве законодатель указал на 11 составов преступления (ст. 158-168) против собственности. Такие преступления, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст.160), вымогательство (ст. 163) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165), как показывает практика, по способу совершения и иным признакам имеют большое сходство с другой группой экономических преступлений, указанных в гл. 22 УК РФ.

Глава 22 УК РФ имеет особое значение для охраны складывающихся экономических отношений и описывает  преступления в сфере экономической  деятельности. Она заменила главу  «Хозяйственные преступления» ранее  действовавшего УК РСФСР. Всего гл. 22 предусматривает 34 состава преступления, многие из которых ранее были неизвестны российскому законодательству.

Новые экономические отношения  потребовали по-новому регламентировать уголовную ответственность лиц, занимающих управленческие должности  в коммерческих организациях, поскольку  они не являются должностными лицами государственных учреждений и общественных организаций. В УК РФ проблемам ответственности  такого рода посвящена гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» раздела VIII. В этой главе содержится 4 состава таких преступлений в сфере экономики:

• злоупотребление полномочиями (ст. 201);

• злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202);

• превышение полномочий служащими  частных охранных или детективных  служб (ст. 203);

• коммерческий подкуп (ст. 204).

В последние годы при содействии международных организаций многие страны пересмотрели законы о центральном  и коммерческих банках, а также  о валютных операциях. Президент  РФ 7 августа 2001 г. подписал закон "О  противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем", согласно которому банки должны предоставлять  компетентным органам информацию о  подозрительных сделках или операциях  из специального списка, сумма которых  превышает 20 тыс. долл.7

 Легализация доходов,  полученных преступным путем,  и связанное с этим мошенничество  в финансовой и банковской  сфере, - одно из наиболее опасных  для экономики России явлений,  поскольку оно является основой  для финансовой подпитки международных  преступных группировок, экспансии  наркооборота, торговли оружием, терроризма и т.п.8 Оставленное без внимания, отмывание денег может разрушить не только отдельное финансовое учреждение, но и всю финансово-экономическую систему страны в целом. Данный феномен угрожает экономической и финансовой безопасности многих стран, и международное финансовое сообщество должно твердо поддерживать меры по борьбе с ним.

Требует продолжения уже  начатая в России борьба с коррупцией. В послании президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года отмечается, что нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции и что необходима реструктуризация системы власти. «Коррупция – это не результат отсутствия репрессий  подчеркнул президент, - а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер – тем больше взяток и чиновников, их берущих. И мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится в административный застой. Одним из факторов, который делает нашу страну некомфортной, к сожалению, для граждан и негостеприимной для иностранцев – является преступность. Правоохранительные органы должны направлять свои усилия на защиту прав граждан, жесткую борьбу с рэкетом, административным произволом и коррупцией. На охрану прав собственника и производителя».9 По самым оптимистичным оценкам  у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан (бытовая коррупция)-почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные  органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией.10

В стране создана правовая база для борьбы с теневой экономикой, однако данного недостаточно, поскольку масштабы этого явления не уменьшаются. По оценкам криминологов, известными становятся менее одного процента всех взяток. В связи с этим любые цифры о коррупции, которые приводятся в средствах массовой информации, не отражают реальной картины.11 Поэтому совершенствование уголовного законодательства — это лишь начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой, далеко не единственное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время теневая  экономика - предмет значительного  числа научных работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Для более полного  учета объемов производства ВВП  используется статистический подход на основе принятой Госкомстатом России методологии Системы национальных счетов ООН. Теневая экономика в России не превышает 50%, хотя ее объемы уже опасны.

Масштабы теневой экономики  и экономической преступности в  значительной степени связаны с  качеством действующей законодательной  и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики  имеет давнюю историю, неразрывно связанную  историей становления и развития российской государственности.

Хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

  Безусловно, теневую  экономику ликвидировать как  экономическое явление, даже самыми  эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая  составляющая  любой рыночной  экономической системы во всех странах мира. Во-вторых, в России теневая экономика  укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением.

Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей  стране будет еще долгое время  оставаться актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые  механизмы преобразуются в легальные  правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная  эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм »12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Булатов А.  Вывоз капитала из России: вопросы регулирования. // Вопросы экономики №3, 1998 г.
    2. Виноградов В.В. Экономика России. - М.:Юристъ,2001.-с.199-208.
    3. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 76-77.
    4. Кругман Пол Возвращение великой депрессии? Мировой кризис глазами нобелевского  лауреата/ Пол Кругман ; [ пер. с англ. В.Н. Егорова, под ред. Л.А. Амелехина]. – М. : Эксмо, 2009. – 336 с. – (Экономика : мировые тенденции).
    5. Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России. //Вопросы экономики - 1998г. №9.с.18.
    6. Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект.//Общество и экономика,2004.-№2.-с.100-106.
    7. Тарасов.М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России. // Проблемы теории и практики управления. 2002.№2
    8. Тельцов А.П. Преступление в сфере экономики: квалификация, криминальналистическая диагностика, предупреждение: Учеб. Пособие. Иркутск, 1997. с.42.
    9. Особенности экономики в СССР // «Экономика и жизнь» №24 июнь 2003 г.
  1. Современное положение дел // «Экономика и жизнь»  №13 апрель 2003 г.
  1. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование / И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев; М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000 – 235 с.
  2. Федеральный Закон от 7.08.01 N115-Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем»
    1. Федеральный закон от 20.07.98 N116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам»
  1. http://president.kremlin.ru – Официальный веб-сайт президента РФ
  2. http://rg.ru/gazeta/2010/01/15.html - Российская газета N 5085 от 15 января 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖНИЯ

 

Приложение 1.

Приложение 2.

1 Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России. //Вопросы экономики - 1998г. №9.с.18.

1 Особенности экономики в СССР // «Экономика и жизнь» №24 июнь 2003 г.

3 Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование / И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев; М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000 – 235 с.

4 Булатов А.  Вывоз капитала из России: вопросы регулирования. // Вопросы экономики №3, 1998 г.

5 Современное положение дел // «Экономика и жизнь»  №13 апрель 2003 г.

6 Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 76-77.

7 Федеральный Закон от 7.08.01 N115-Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем»

8 Федеральный закон от 20.07.98 N116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам»

9 Официальный веб-сайт президента РФ (http://president.kremlin.ru)

10 Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект.//Общество и экономика,2004.-№2.-с.100-106.

11 Тельцов А.П. Преступление в сфере экономики: квалификация, криминальналистическая диагностика, предупреждение: Учеб. Пособие. Иркутск, 1997. с.42.

12 Виноградов В.В. Экономика России. - М.:Юристъ,2001.-с.199-208.


Информация о работе Теневая экономика в современной России