Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…3
1.Структура теневой экономики………………………………………4
2. Факторы увеличения объема теневой экономики……………….7
3. Причины теневой экономики в России……………………………9
4.Последствия теневой экономики……………………………………10
4.1 Негативные последствия экономики переходного периода….10
4.2 Стабилизирующее влияние теневой экономики……………….13
4.3 Дестабилизирующее влияние теневой экономики……………..15
Заключение………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………….

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.67 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

 

Введение………………………………………………………………...…3

1.Структура теневой  экономики………………………………………4

2. Факторы увеличения  объема теневой экономики……………….7

3. Причины теневой  экономики в России……………………………9

4.Последствия  теневой экономики……………………………………10

4.1 Негативные  последствия экономики переходного  периода….10

4.2 Стабилизирующее  влияние теневой экономики……………….13

4.3 Дестабилизирующее  влияние теневой экономики……………..15

Заключение………………………………………………………………17

Список использованной литературы………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В экономической науке  есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления  и степень его изученности  были бы настолько несопоставимы. Эта  проблема теневой экономики, которая  охватывает все сферы жизнедеятельности  общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно  измерить, так как практически  вся информация, которую удается  получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению  не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки  зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических  явлений процессов: формирование и  распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений  в России настолько велико, что  представляет опасность для экономической  безопасности и суверенитета государства  в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что  теневая экономика охватывает три  сектора:

Подпольный бизнес – запрещенные  законом виды экономической деятельности: торговля оружием и наркотиками, рэкетирство, убийства на заказ и  т.п.

Неофициальная экономика  – легальные виды экономической  деятельности, где производство товаров  и услуг не фиксируется официальной  статистикой, сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п.

Фиктивная экономика –  экономика приписок, спекулятивных  сделок, взяточничества, мошенничества  и т.п.

 

 

 

 

 

1.Структура теневой экономики

Вообще в сложившихся  условиях общего высокого уровня налогообложения  и его явно неравномерного распределения  для значительной части предпринимателей остаются три алгоритма поведения:

Бросить «дело», свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели  и промышленники выработали в  этой связи следующий афоризм: «Мы  патриоты, но не камикадзе».

Пытаться получить те или  налоговые льготы. При этом за получение  прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней “надо  платить”, так что основа для  коррупции налицо, о фактах которой  упоминалось выше.

Уклониться от уплаты налогов, применить наличные расчеты, уйти в  “тень”. В этом случае создается  почва для криминализации экономических  отношений: злоупотреблений государственных  чиновников, с одной стороны, развития рэкета и бандитизма – с другой.

Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то его можно  разделить на два больших класса. Речь идет об основных и своего рода вспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс предполагает наличие  “объекта эксплуатации”, что, кстати, является характерным признаком  “агрессивной координации”. При этом в роли “дойных коров” выступают  государство или крупное предприятие, соответствующие типичные схемы  таковых:

При предприятии создаются  товарищества с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого  типа, частные и другие предприятия  новых организационно-правовых форм), в число учредителей которых  входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при  посредничестве этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию  дороже, чем при прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный доход. Схема  является симметричной, действующей  в обе стороны — продажа  излишков сырья и материалов на сторону  тоже осуществляется через подставные предприятия, имеющие и здесь  свой процент.

Некая коммерческая структура  арендует у базового предприятия  производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции  завода. В число работников, так  или иначе задействованных в  этой структуре, входят сотрудники отдела сбыта завода, переадресовывающие наиболее выгодные заказы в “параллельное  предприятие”.

Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение НИОКР из госбюджета. Указанные средства переводятся  с бюджетного счета предприятия  на депозитный счет коммерческого банка. По чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на договором и временем выполнения плана НИОКР срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы «научные работники».

Отмеченный второй класс  механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения  государства. Здесь, собственно, теряются “концы” указанных выше сделок: превращаясь в наличность и валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся  за рубеж. Данный круг сделок наиболее трудно фиксировать и изучать (быстрое  становление новой отечественной  банковской системы непосредственно  связано с обслуживанием подобных операций).

Регистрируемый ныне уровень  деловой активности не позволяет  большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять имеющиеся производственные мощности. Попытка включить затраты  на содержание и эксплуатацию последних  в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие производство продукции и услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм поедания” основных фондов.

Общая структура любой  финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую деятельность”, обычно включает:

Предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции (одна и та же хозяйственная  деятельность обычно ведется российскими  предпринимателями через несколько  фирм; это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров; кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров);

Банк (позволяет оперативно переводить безналичные деньги в  наличные и наоборот, не говоря уж о  других операциях);

“Служба безопасности” (имеет  разные ипостаси: это и обычные  охранники, и спортивные секции, финансируемые  группировкой, и “крыша государственных  органов управления);

Связи, конституирующие группировку  по тому или иному признаку (обычное  родство, бывшая совместная работа в  партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячество, этническая принадлежность).

Структуры теневой экономики  в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных  издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие  органов, аналогичных Центробанку  и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы увеличения объема теневой экономики

Переход от системы административного  распределения ресурсов к рыночному  механизму развития означает изменение  динамики номинальных показателей. Переход способствует росту сферы  “агрессивной координации”, когда  сделки заключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон.

В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. На сегодняшний  день, к сожалению, нельзя дать ни достоверной  оценки финансовых ресурсов, так как  Минфин тщательно скрывает многие данные, ни выяснить объем приватизационной собственности. Впрочем, и в случаях  вскрытия самых серьезных злоупотреблений  властью никаких санкций не применяется. Все это способствует распределению  собственности и бюджетных денег  криминальными структурами.1

Мировой опыт свидетельствует  о том, что выйти из ловушки  тотальной криминализации социально-экономических  отношений довольно-таки трудно. Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет место некий  вариант феодализма, при котором  не действуют механизмы экономического роста. Анализ причин происходящего  приводит, к сожалению, к лидирующей роли государства. Далее приведены  некоторые доказательства:

В 1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировало  накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не было предпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережения десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла очень серьезная криминализация финансового сектора. В том же году Центробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты под высокий отрицательный процент, и те, кто стоял “у кормушки”, получили колоссальные доходы.

В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем было разрешено хватать государственное  имущество по принципу “кто первый”. В результате в экономике возобладали  стереотипы чисто хищнического распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание нового, наращивание  экономической активности и повышение  эффективности производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.

В конце 1993 г. произошло, свертывание  демократических институтов контроля власти над обществом. И после  этого началась легализация криминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета  воровали преимущественно в нелегальных  формах, то, начиная с осени 1993 г., правительственные структуры пошли по пути легального предоставления незаконных льгот придворным” коммерческим структурам. Соответствующие примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что в денежно-бюджетной сфере легализация криминальных отношений — факт свершившийся.

Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что  существенная часть хозяйственных  отношений постепенно трансформировалась и перешла в теневой сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности  в расчетах в реальном секторе  экономики привел к тому, что предприятия  стали широко практиковать бартер и  расчеты наличными и, естественно, уходить от налогов.

В общем, этот небольшой анализ показывает, что именно государству  и государственной политике мы обязаны  тем, что отечественная экономическая  система погрузилась в “квазиколумбийское” состояние: в 1995 г. фактически уже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства.

Еще совсем недавно существовала точка зрения, согласно которой наличие  теневой экономики — прямое следствие  подавляющей нормальную хозяйственную  жизнь административной системы  управления, с устранением которой  и переходом к рыночному хозяйствованию запрещенные и потому не регистрируемые сделки неизбежно легализуются и  выйдут из “тени” в “свет”. Сегодня  наивность подобных надежд очевидна.

В 1992 г., когда руководители предприятий требовали от российского  правительства индексации оборотных  средств, на многих из них имелись  значительные запасы сырья и материалов, оставшиеся в наследство от административной системы распределения ресурсов. Эти запасы товарно-материальных ценностей  составляли большие трети валового общественного продукта СССР в 1991 г., и торговля ими, в том числе  вывоз за рубеж, осуществлялась весьма бойко. Фактически имело место массовое “поедание предприятиями их оборотных  средств, а сегодняшняя “стабилизация” — это поедание” уже средств  основных: на большинстве предприятий  о создании амортизационных фондов и каком-то поддержании прежнего уровня производственных мощностей  ныне не идет и речи. Именно “экономия” за счет “бесплатного использования  основных средств представляет собой главную особенность новейшего этапа эволюции “теневой экономики”.

 

 

3. Причины теневой экономики в России

Высокий уровень налогообложения. Это примерно 30-33% ВВП. В принципе, не так много, но если сравнивать это  с остальными показателями: цен, кризисами  и др., - уровень чрезвычайно высок.

Экономическая нестабильность, кризисы. Существование теневой  экономики – следствие экономического развития страны. При плачевном состоянии  экономики, отсутствии “правильного”  законодательства предприниматель  уходит туда, где законы стабильны, общеизвестны и где его никто  ограничивать не будет – в тень”.

Несовершенство организационно – правового регулирования. Выше я уже отмечала пробелы в законодательстве. Это, во-первых, дает возможность комфортно  работать в тени. И, во-вторых, не позволяет  органам власти проконтролировать  ситуацию.

Незащищенность прав собственности. Здесь тоже нужно говорить о пробелах в законодательстве. Если у предпринимателя  нет четкой уверенности в стабильности своего положения, то имеющиеся возможности  он будет использовать по максимуму. Не платить налоги – можно сохранить  свое состояние.

Информация о работе Теневая экономика