Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…3
1.Структура теневой экономики………………………………………4
2. Факторы увеличения объема теневой экономики……………….7
3. Причины теневой экономики в России……………………………9
4.Последствия теневой экономики……………………………………10
4.1 Негативные последствия экономики переходного периода….10
4.2 Стабилизирующее влияние теневой экономики……………….13
4.3 Дестабилизирующее влияние теневой экономики……………..15
Заключение………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………….

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.67 Кб (Скачать файл)

Неблагоприятный социальный фонд. Низкая заработная плата, безработица, поток беженцев создают питательную  среду для теневой экономики. Люди, у которых практически отсутствуют  средства к существованию, готовы идти на многое, - теневики этим пользуются. И др. причины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Последствия теневой экономики

4.1 Негативные последствия экономики переходного периода

За спорами последних  лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо  или вообще остановились, перестали  замечать совершенно новую социально-экономическую  реальность. Реальность не столько  перехода от централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколько  формирование устойчиво воспроизводящейся  системы высококриминализованных экономических отношений, характеризующейся рядом признаков:

огромный вес теневого сектора;

огромная роль неформальных и вне правовых отношений;

Колоссальные проблемы —  почти тотальная коррумпированность госаппарата;

низкая роль права и  судебной системы, ее подчиненность  административному аппарату и теневому капиталу.

Одно из следствий формирования соответствующей олигархии, присваивающей  связанные с монополизмом колоссальные доходы, и вместе с тем - обнищание  огромной части населения.

Второе следствие —  деградация бюджетной системы (на которой  эти клановые структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как манипулирование  с бюджетными ресурсами и государственной  собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе. А с этим, как и с отмеченными выше моментами, сопряжено сужение реального  сектора экономики, разорение значительной части предприятий (согласно имеющимся  оценкам, до двух их третей в реальном секторе не имеют шансов выжить в  сложившейся экономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся в состоянии банкротов).

Третье следствие —  перераспределение национального  дохода в пользу паразитического  потребления. Мы видим, как оно растет у рассматриваемой элитной группы, включая «подставное» потребление, связанное с развертыванием охранных и других структур, обслуживающих  кланы, тогда как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (индустрия  народного потребления, здравоохранение, образование и т.п.), приходят в  упадок.

Четвертое следствие —  пресловутая утечка российских капиталов  за границу: ежегодно из России вывозится  за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным – около 60 млрд. долл.1 .Вся  эта система сегодня устойчиво  воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически доминируют в принятии общегосударственных  экономико-политических решений и  обладают абсолютной конкурентоспособностью в сравнении с любыми другими  хозяйственными субъектами.

О том, что практически  вся мощь госаппарата подчиняется  интересам отмеченных кланов, свидетельствует  правительственная денежно-кредитная  политика, политика безудержного наращивания  государственного долга, а также  приватизационная политика, которая  явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих  интересов. Фактом является, с одной  стороны, огромный перерасход (в 2000 г. —  четырехкратный) бюджетных средств  по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание внутреннего  долга, на содержание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой, — постоянно (подчас на треть, а то и наполовину) недофинансируются расходы на социально-культурные нужды и на оборону.

На полные обороты запущены механизмы казнокрадства, не только скрытого, но и легального. «Классический» пример тут являет ситуация на рынке  государственных обязательств, которые  распределяются через обслуживающие  бюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальный процент, а затем выкупаются Центральным  банком России, осуществляющим чисто  денежную эмиссию.

Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны  общества. Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня  не только Правительство РФ в целом  или Банк России, но и отдельные  структуры исполнительной власти, скажем, Министерство финансов или Госкомимущество. Практически все эти государственные  институты превратились в «государства в государстве». Нельзя дать ни достоверной  оценки финансовой политики (ибо Минфин тщательно скрывает многие данные), ни прояснить картину приватизации собственности (ГКИ тоже не злоупотребляет гласностью). Впрочем, и в случаях  вскрытия самых серьезных злоупотреблений  никаких санкций не применяется. Это способствует криминализированному распределению собственности и  бюджетных денег. И те кланы, которые  в нем участвуют, обладают, стоит  еще раз подчеркнуть, колоссальным монопольным преимуществом, а остальные  хозяйствующие субъекты вынуждены  либо как-то к ним пристраиваться, либо разоряться.

Последние, т.е. предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и  риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея «крыши» во властных структурах и правоохранительных органах, по сути, обречены на банкротство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Стабилизирующее влияние теневой экономики

Существует несколько  направлений стабилизирующего влияния  теневой экономики на российское общество и его экономку.

Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической  деятельности. «Теневая» экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию  увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.

Во-вторых, стабилизирующее  воздействие теневой экономики  проявляется в формировании новых  рыночных ниш, а значит, создает условия  для выживания населения в  период спада официальной экономики  и падения уровня жизни. В качестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.

В-третьих, она формирует  финансовую базу для негосударственной  социальной деятельности. Спонсорство  политической активности, финансирование различных лоббистских экономических  ассоциаций и союзов, а также благотворительность  в сфере искусства (театр, кино и  др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из теневой  экономики. В этом своем качестве она выступает как средство формирования гражданского общества в его специфическом  российском виде, включающем полукриминальные (а частично полностью криминальные) формы.

С учетом традиций советского общества развитие теневой экономики, видимо, было единственно возможной  формой возникновения рыночной системы. Сверхвысокий уровень налоговых  изъятий, заданный с начала 1998 года, не оставлял предприятиям иной альтернативы, кроме частичного ухода «в тень». Развитие теневой экономики отражало своеобразный социальный договор между  населением и властью. Государство  во многом сняло с себя ответственность  за повседневное выживание людей, но «смотрело сквозь пальцы» на несанкционированную  и нерегистрируемую хозяйственную  деятельность.

“Натурализация” экономики, на основе которой поддерживается жизнедеятельность  населения, обеспечивает значительные резервы социальной стабильности. Власти придется очень сильно постараться, чтобы их разрушить, к примеру, изъятием у людей их приусадебных (садовых) участков. В то же время, достигнутый  на базе “натурального хозяйства” социальный консенсус между населением и государством не может послужить  основой для формирования современной  рыночной экономики. Он может обеспечить только физическое выживание людей, да и то на самом примитивном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Дестабилизирующее влияние теневой экономики

В настоящее время теневая  экономика является мощным фактором дестабилизации российского общества. Главные направления его воздействия  следующие.

Во-первых, вытеснение официальных  механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов  собираемых налогов. Именно это явилось  одной из главных причин кризиса, разразившегося после 17 августа 1998 г. Этот кризис - следствие несостоятельности  официальных механизмов налогообложения, которые оказались не в состоянии  обеспечить фискальные потребности  государства, не сумевшего (и не могущего) выполнить свои элементарные функции. Альтернативные теневые механизмы  налогообложения (плата "крышам", прямые выплаты чиновникам за выполнение ими своих функций и т.п.) оказались  той альтернативой, которая вытеснила  официальное налогообложение.

В ситуации достаточно значительного  сокращения официального и роста  теневого производства рано или поздно должно наступить банкротство государства, то есть такое снижение объема собираемых налогов, которое меньше их минимального размера, необходимого для выполнения государством своих социальных и  иных функций. Такая ситуация возникает  даже в относительно благоприятной  ситуации, когда ВВП не падает, а  теневое производство растет в той  мере, в какой падает официальное. Если взять за основу те темпы роста  теневой экономики, которые были в России в 90-х годах, то по нашим  предварительным расчетам банкротство  государства в рамках этого примера  может наступить через 7-8 лет после  начала бурного роста теневой  экономики.

Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.

В-третьих, частично связанная  с криминальной деятельностью, теневая  экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается  с применением насилия. Судя по результатам  конкретных исследований1, масштабы насилия в российской экономике в целом довольно велики - по данным социологических опросов от 30 до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп.

Тем не менее, теневая экономика  ответственна за то, что в России возник значительный слой вооруженных  людей, вынужденных защищать свой бизнес. Масштабность этого явления, в конечном счете, представляет опасность для  стабильности российского общества в целом.

В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой  этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к "размытости" социальных норм - люди перестали различать, что можно, а что нельзя в хозяйственной  жизни, каковы критерии оценки того или  иного хозяйственного действия. Например, большая часть хозяйственных  руководителей осуществляет перевод  безналичных денег в наличные с использованием фиктивных контрактов (т.н. "обналичивание").

В принципе - это незаконная операция, участники которой должны были бы быть наказаны. Однако случаи наказания  за эту операцию крайне редки. Более  того, для обеспечения своей текущей  деятельности операции обналичивания иногда проводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры. Эта незаконная операция, фактически, получила социальное одобрение, и ни участники, ни власти на практике не осуждают ее. Тем не менее, официально она не является и разрешенной.

Произошла ее своеобразная "неформальная институционализация": она широко практикуется, имеет социальное одобрение, однако официально не является признанной.

Дестабилизирующее влияние  теневой экономики состоит в  том, что она привела к неформальной институционализации не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов. Например - насилия при разрешении конфликтов между предпринимателями, "прихватизации" бывшей государственной собственности и многих других. В результате возникло обширное поле "размытых" социальных норм, когда сломан механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. В рамках этого поля имеет место произвол - хочешь, следуй тому или иному правилу, хочешь - не выполняй его. Тогда происходит потеря людьми социальных ориентиров и, как следствие - нарушение социального порядка. Люди в ответ на то или иное действие не могут предугадать, какова будет реакция общества, ожидает ли их наказание без преступления или же они могут совершить безнаказанное преступление.

 

                                              Заключение

Исследования по проблемам  теневой экономики важны не только для правильной выработки налоговой, социальной и кредитно-денежной политики, но и для координации действия международных организаций в  борьбе с незаконными формами  уклонения от налогов и других преступлений, связанных с налогами.

Особый подход к проблеме теневой экономической деятельности можно условно назвать институциональным. Если посмотреть на историю рыночной экономики, которая началась относительно недавно – с XVII в., то её эволюцию можно описать как расширение и захват рыночной философией, рыночными  отношениями все более сильных  позиций не только в производстве и обмене товарами, которые принято  называть собственно экономическими отношениями, но и в других сферах жизни общества. Это нашло отражение колоссальном росте основной формы рыночных экономических отношений – юридическом контракте о купле-продаже и сопутствующем количественном и качественном росте всех видов правовых институтов и законодательств.

Информация о работе Теневая экономика