Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:33, курсовая работа
Теневая Экономика (ТЭ), (Shadow economy) – хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. Теневая экономика имеется во всех странах мира. Для нее существуют оффшоры и другие гавани. Основные различия теневой экономики разных стран заключаются в ее объеме, формах реализации и уровне социально-правового контроля за ней. Объем велик. Ее удельный вес в структуре реальной экономики достигает (по разным оценкам) от 30 до 50 %, а в некоторых отраслях хозяйства и больше. Формы возможной реализации практически безграничны. Анализом теневой экономики первыми занялись правоохранительные органы. Основной причиной масштабности теневой экономике в России на современном этапе следует признать криминальную приватизацию, которая вытолкнула значительную часть производства в тень, и порочную стратегию и тактику перехода к рынку в целом
Введение, актуальность, цель и задачи.........................................................................1
Глава 1.Теневая экономика и ее виды .........................................................................5
1.1. Структура теневой экономики................................................................................5
1.2. Сущность и общественная функция теневой экономики.....................................7
1.3. Зарубежная практика теневой экономики..........................................................10
Глава 2. Причины возникновении и формы теневой экономики.............................14
2.1. Причины возникновения теневой экономики.....................................................14
2.2. Формы теневой экономики....................................................................................16
2.4. Меры борьбы с теневой экономикой....................................................................18
Глава 3. Влияние государства на теневую экономику и ее масштабы...................19
3.1. Масштабы теневой экономики.............................................................................19
3.2. Влияние государства на теневую экономику в перспективе............................24
Заключение....................................................................................................................25
Список литературы..................................................................................
Таблица 2. Оценки размеров теневой экономики в начале 1990-х в некоторых развитых странах, в % от ВВП | |||||||||||||
Развитые страны |
Масштабы теневой экономики | ||||||||||||
Оценка по спросу на деньги (С. Джонсон) |
Оценка по спросу на деньги(Ф. Шнайдер) |
Оценка по расходу электричества | |||||||||||
Италия |
20,4 |
24,0 |
22,8 |
19,6 | |||||||||
Испания |
16,1 |
17,3 |
16,1 |
23,9 | |||||||||
Португалия |
15,6 |
- |
- |
16,8 | |||||||||
США |
13,9 |
8,2 |
6,7 |
10,5 | |||||||||
Нидерланды |
11,8 |
12,7 |
11,9 |
13,5 | |||||||||
Швеция |
10,6 |
17,0 |
15,8 |
10,8 | |||||||||
Германия |
10,5 |
12,5 |
11,8 |
15,2 | |||||||||
Франция |
10,4 |
13,8 |
9,0 |
12,5 | |||||||||
Япония |
8,5 |
- |
- |
13,7 | |||||||||
Великобритания |
7,2 |
11,2 |
9,6 |
13,6 | |||||||||
Швейцария |
6,9 |
6,9 |
6,7 |
10,2 | |||||||||
Австрия |
5,8 |
6,1 |
5,1 |
15,0 | |||||||||
Таблица 3. Масштабы теневой экономики в пост социалистических странах, в % от ВВП | |||||||||||||
Страны |
По методике Д. Кауфманна – А. Калиберды |
По методике М. Ласко | |||||||||||
1989 |
1992 |
1995 |
1989 |
1992 |
1995 | ||||||||
Азербайджан |
12,0 |
39,2 |
60,6 |
43,9 |
52,8 | ||||||||
Беларуссия |
12,0 |
13,2 |
19,3 |
33,7 |
46,4 | ||||||||
Болгария |
22,8 |
25,0 |
36,2 |
||||||||||
Чехия |
6,0 |
16,9 |
11,3 |
||||||||||
Эстония |
12,0 |
25,4 |
11,8 |
16,9 |
37,4 |
35,8 | |||||||
Грузия |
12,0 |
52,3 |
62,6 |
58,0 |
57,0 | ||||||||
Венгрия |
27,0 |
30,6 |
29,0 |
||||||||||
Казахстан |
12,0 |
24,9 |
34,3 |
12,0 |
33,8 |
37,9 | |||||||
Латвия |
12,0 |
34,3 |
35,3 |
17,3 |
41,7 |
43,7 | |||||||
Литва |
12,0 |
39,2 |
21,6 |
17,6 |
47,4 |
46,0 | |||||||
Молдова |
12,0 |
37,3 |
35,7 |
||||||||||
Польша |
15,7 |
19,7 |
12,6 |
||||||||||
Румыния |
22,3 |
18,0 |
19,1 |
||||||||||
Россия |
12,0 |
32,8 |
41,6 |
37,8 |
39,2 | ||||||||
Словакия |
6,0 |
17,6 |
5,8 |
||||||||||
Украина |
12,0 |
33,6 |
48,9 |
37,4 |
52,8 | ||||||||
Узбекистан |
12,0 |
11,7 |
6,5 |
12,0 |
26,4 |
29,5 | |||||||
Таблица 4. Средние масштабы
теневой экономики в | |||||||||||||
Континенты |
Масштабы ЭТ | ||||||||||||
Африка |
43,9 | ||||||||||||
Центральная и Южная Америка |
38,8 | ||||||||||||
Азия |
35,0 | ||||||||||||
Для всех континентов |
39,2 |
3.2 Влияние государства
на теневую экономику в
Либеральные демократы нашего времени, выбрали путь тотальной приватизации всего и вся. Перевели на коммерческую основу в стране даже тыл армии, собираются перевести и всё остальное – школы, больницы, поликлиники, детсады и т.п. Тем самым, только ещё сильнее «раскручивают» маховик коррупции. Как и во всех других странах (Германия, Франция и др.), в России началась правительственная «закрутка гаек» в отношении «частника» в промышленности и сфере добычи сырья (нефти, угля, меди)».В настоящее время в Российской Федерации , по экспертным оценкам, до 50% ВВП производится в "тени". Известный эксперт, доктор юридических наук Марат Башимов уверен в том, что Правительство не борется с теневой экономикой. Только официальная статистика масштабы скрытых финансовых потоков оценивает в Казахстане 20% от валового внутреннего продукта. Между тем кабинет министров даже не прилагает усилий для противодействия этому явлению или снижения объемов неподконтрольной государству экономики, сказал спикер на брифинге Службы центральных коммуникаций. Более того, по мнению Марата Башимова, отдельные чиновники лоббируют интересы теневиков, не забывая при этом и про свою выгоду. Да и законотворческая инициатива в этом направлении хромает - нет четких механизмов борьбы. Эксперты Международного валютного фонда считают, что половина неофициальной экономики в Казахстане подкрепляется такими факторами, как слабая судебная система и чрезмерная бюрократия. Не менее важным фактором остается и низкая прозрачность бизнеса. Получается, что для большинства участников рынка находиться полностью или частично в тени гораздо выгоднее, чем работать официально. И, похоже, что такая тенденция сохранится до тех пор, пока государство не создаст условия, при которых бизнесу было бы и безопаснее, и прибыльнее работать открыто. Еще одна проблема с которой правительство не может или не хочет бороться с теневым оборотом алкоголя, на долю которого приходится 50% всего алкогольного рынка. Для легализации отдельных форм теневой экономической деятельности и эффективного противодействия криминальным проявлениям необходимо обеспечить разработку и проведение единой общегосударственной политики. Важными путями оздоровления экономики нашей страны и отказа теневиков от различных уклонений могут и должны стать следующие направления : ускорение научно-технического прогресса и создание современного высокотехнологичного производства, оптимизация финансовой, бюджетной и банковской систем, с целью ограничения на этой основе инфляции, рост цен, нестабильность национальной валюты, повышение активности банков в области инвестиционного кредитования, реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Государство и общество, поставив целью сокращение размеров теневой экономики, должно действовать в двух направлениях: с одной стороны , уничтожать общественно вредные криминальные ее проявления, а с другой- создавать все возможные условия для легального развития экономики. Уже есть и сдвиги в борьбе с теневым бизнесом, недавно президент Путин заявил, что россияне имеющие фирмы в офшорных зонах должны уплачивать налоги на территории РФ. Идет непрерывная борьба в поддержку малого бизнеса, кредитование, упрощенная система налогообложения, в регионах борьба с коррупцией, взятничеством, ликвидацией фирм-однодневок. Конечно во многих странах мира следует ожидать не столько ликвидации теневого бизнеса, сколько постепенного изменения его форм, уменьшение его масштабности.
Заключение
Борьба с теневой экономикой
должна занять особое место в стратегии
развития России по многим причинам: Во-первых,
эта проблема является одним из основных
тормозов в реализации рыночных реформ;
Во-вторых, стратегическое значение проблемы
не ограничивается долгосрочным характером
ее решения. Стратегия подразумевает не
только долгосрочное планирование (можно
иметь долгосрочный план, но не стратегию).
Она связана с коренными преобразованиями
всей экономической системы. Чтобы выжить,
российская экономика должна быть конкурентоспособной,
а это означает принципиально иные параметры
ее теневой составляющей; В-третьих, в
общем контексте глобализации мировой
экономики Россия не может занять должного
места в мировом сообществе, находясь
во главе списка наиболее коррумпированных
стран; В-четвертых, криминальная экономика
является финансовой базой терроризма,
а значит, несет в себе угрозу национальной
безопасности страны. В государственной стратегии
борьбы с теневой экономикой должна быть
сформулирована и главная задача: до какого
уровня возможно минимизировать теневую
экономику, как определить этот уровень.
Эта задача должна быть реалистичной,
.т.е. выполнимой. Ведь необходимо осознавать,
что полностью ликвидировать теневую
экономику просто невозможно, ориентировочным
параметром может быть удельный вес теневой
экономики, не превышающей 10%ВВП.
Сокращение теневой экономики до 10%
уровня должно быть выдвинуто в качестве
стратегической задачи Российского государства
наряду с уже обозначенными (удвоение
ВВП, борьба с бедностью). Реализуя эту
задачу, необходимо учитывать структуру
теневой экономики. Государство несет
полную ответственность за масштабы вынужденной
внелегальной экономики. Оно должно стремиться
к минимизации этого явления в результате
продуманной социально-экономической
политики. Причем следует отметить, что
именно меры косвенного характера (совершенствование
налогового и трудового законодательства,
системы социальной защиты, подготовки
и переподготовки кадров и т.п.) являются
более эффективными по сравнению с прямыми
административными мерами (различного
рода запреты, усиление наказаний и т.п.).
Список литературы
1. Завельский М. Г. Собственность при социализме и жизненные реалии // ЭКО. 2000, № 3
2. Завельский М. Г. Теневая экономика: враг, друг…? // Через тернии. Пролог. Что дальше?
+++++++ М., 2000
3. Ибраева Р. Г. Теневая экономика: причины и последствия для стран Евразийского союза // Финансы и кредит. – 2003, № 19
4. Хайнеке П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. М., 2003
5. Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. Изд.2 – М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 2004.
6. Улыбин К. Теневая экономика. Изд.2 – М.: Экономика, 2003
7. Корягина Т.И. Теневая экономика. – Вопросы экономики. – 2000. -№ 3.
8. Кузнецова Т. –
Некоторые аспекты исследования неформальной
экономики в России//Вопросы экономики
-2002/ – № 910.Сото Э. де. Иной
путь. Невидимая революция в третьем мире.
М.: Catallaxy, 1995
9. Теневая экономика
и экономическая безопасность государства.
Авдийский В.И. М.: Альфа-М, 2010
10. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. – Вопросы экономики. 1998, № 10
11.Неформальная экономика. Россия и мир. – Под ред. Т.Шанина. М.: Логос, 1999
12.Радаев В. Теневая экономика в CCCР / России: основные сегменты и динамика. – Восток, 2000, № 1 13.Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001