Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
• выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
- личные капиталы структур теневой экономики (дома, земля, автомашины, яхты, дачи, самолеты и др.);
- демографические ресурсы (лица, которые задействованы в теневой экономической деятельности).
Если приоткрыть «теневую завесу», то за ней окажется «пирамида» движущих сил неформального сектора экономики.
Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.
В середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков». Эти люди - «мотор» экономической деятельности, и не только нелегальной.
Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.
Общий интерес для всех слоев “пирамиды” заключается в получении дополнительного дохода за пределами “правового поля”. Есть и общие формы реализации интересов.
Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд. Наемные работники могут предложить на экспорт только «мозги» и рабочие руки.
Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием - от шантажа до заказного убийства.
Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.
Криминальный слой «пирамиды» объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются в законодательных органах соответствующие законы?
Глава 2. Анализ объемой и структуры теневой экономики в СНГ
Теневой сектор в европейских республиках СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. Поэтому, говоря о проблеме теневой экономики в России, Беларуси и на Украине на современном этапе, представляется необходимым обратиться к исторической ретроспективе. Так, в советское время теневая экономика охватывала виды хозяйственной деятельности, находившиеся вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы. К числу распространенных теневых видов деятельности тогда относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в ВУЗ и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.
Теневая экономика включала в себя три части:
К «легкой» теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость (люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители-работодатели) или деятельность работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней» - частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке; а к «тяжелой» - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество и рэкет.
Довольно сложно дать оценку уровня теневой экономики СССР на том этапе из-за практически полного отсутствия отечественных исследований по данной тематике, однако некоторые западные ученые все же приводят следующие цифры: в 1973 году в СССР теневая экономика составляла 3 - 4% ВВП, что было значительно ниже, чем в странах с рыночным хозяйством. При этом, однако, данные исследований проводившихся в начале 80-х годов позволяют сделать вывод, что за редким исключением все директора предприятий и большая часть линейных руководителей (начальники цехов, участков, мастера и др.) регулярно осуществляли деятельность в рамках «легкой» и «средней» теневой экономики. Прежде всего, это относилось к таким отраслям, как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Таким образом, в работе руководителей этих отраслей была постоянная теневая составляющая. Самыми распространенными видами теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа ресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственных товаров и др.) «на сторону», взятки за принятие нужных «клиенту» управленческих решений и оказание услуг в частном порядке [14, с.215].
В 70-е - начале 80-х годов теневая деятельность в СССР становится элементом социально-экономической системы, превратившись в экономический институт советского общества, в результате чего сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла нормально функционировать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика начала выполнять важные функции:
Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Несовершенство социалистической системы планирования, выражавшееся в развитии диспропорций в различных отраслях хозяйственной деятельности, компенсировалось наличием теневой составляющей, позволявшей предприятиям устанавливать неконтролируемые сверху горизонтальные связи.
Вторая функция - социальная заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей. Они не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы людей, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь немногим более 1% населения страны (по официальной статистике), то их число превышало бы миллион человек. В действительности же их было много больше: к ним в той или иной мере относилось большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов власти). Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке и внедрения новых технологических решений, несанкционированных сверху. Таким образом, теневая экономика предоставляла возможность самореализации для самой предприимчивой части советского общества. Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ориентации «теневиков» не соответствовали официальной советской идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР.
Теневая экономика к моменту распада СССР стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ. Так, по данным МВД РФ, в 1990-1991 гг. в теневой экономике России производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила 27%, в 1994 г. - 39%, в 1995 г. - 45%, а в 1996 г. - 46%. По тем же данным, в 1998 году с теневой экономикой так или иначе были связаны примерно 58-60 млн. человек.
Несколько иную оценку дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992-1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9 - 10%, в 1995 г. - 20%, в 1996 г. - 23% [15, с.76]. При этом по различным данным, около 40 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованными преступными сообществами, а по оценкам авторов доклада «Теневая экономика в России», в теневой экономике занято приблизительно 30 млн. человек. При этом стоит отметить, что теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их практически невозможно отличить друг от друга.
Весьма показательны в данном контексте результаты социологических исследований. Так, например, в 1995 -1996 гг., по итогам соцопроса представителей малого бизнеса Москвы, теневая деятельность составляла около одной трети всего объема их деятельности. Аналогичную оценку уровня теневой экономики на предприятиях малого бизнеса дает и журнал «Вопросы статистики» [4, с.32].
Рост теневой экономики в России в первые пять лет реформ был настолько значительным, что приблизительно в 1996 г. он перекрыл сокращение ее легальной части. Компенсация падения производства в легальной экономике за счет увеличения ее теневой части имела место даже в военно-промышленном комплексе, и, очевидно, что аналогичная ситуация складывалась и в других секторах экономики страны.
Приведенные выше данные разноречивы, но, тем не менее, ясно, что масштабы теневой экономики в России на сегодняшний день велики, и, составляя от 30 до 45% ВВП, они значительно возросли с момента начала экономической либерализации и продолжают расти.
Аналогичная ситуация складывалась и на Украине, и в Беларуси после получения этими странами статуса суверенных государств.
Одной из причин коррупции, о которой уместно вспомнить в контексте вышеупомянутого, является непобедимый в России вопрос объемов теневой экономики. Довольно красноречиво иллюстрирует данную производную, способствующую коррупционным действиям, тот факт, что почти 100 органов власти в Украине «…имеют право проверки отдельных аспектов предпринимательской деятельности. То есть коррупция как явление является производной от теневой экономики, они неразрывно связаны между собою, а ее доходы в виде вознаграждений и услуг, по оценкам экспертов, составляют свыше 3 миллиардов гривен в год…». Следовательно, объемы теневой экономики в Украине остаются неизменным источником для возрастания масштабов украинской коррупции и прямо пропорциональны один другому. Следует отметить, что точную цифру масштабов теневой экономики на Украине назвать стопроцентно не отважится никто. Тем не менее, по оценкам экспертов и специалистов, существующие масштабы теневой экономики составляют примерно 45% ВВП - именно эти цифры были озвучены министром МВД Ю. Смирновым во время парламентских слушаний в 2001 году. Он также отметил, что за 5 месяцев прошлого года в сфере экономических отношений зарегистрированы 13,3 тыс. тяжелых преступлений, направлены в суд почти 5,7 тыс. уголовных дел.
Таким образом, несмотря на все предпринятые правительством Украины меры, Украина с показателем уровня теневого сектора в ВВП, равным 26% в 1990 году, 35-36% в 1995 году и 45% в 2000 году в целом сохранила тенденцию роста теневой составляющей в экономике, характерную для всех постсоветских государств в 90-е годы.
Прогноз дальнейшего развития сектора теневой экономики СНГ давать сложно, особенно учитывая существующую и имеющую тенденцию к росту т.н. криминальную составляющую в форме прямого контроля криминальных группировок над теми или иными предприятиями. Тем не менее, заметим, что рост теневого сектора в рассматриваемых странах в начале 90-х годов был во многом связан с нестабильной ситуацией в экономике этих государств, «незавершенной либерализацией», а также с отсутствием правовой базы, четко определявшей границы этого явления. Поэтому есть основания полагать, что с ростом числа благополучных предприятий с высокой реальной занятостью работников и зарплатой относительно выше средней и выплачиваемой регулярно, работники станут реже искать возможности для осуществления неформальной хозяйственной деятельности. Кроме того, сами предприятия, освоившие какую-то рыночную нишу и имеющие отлаженные производственные и финансовые связи, испытывают меньшую потребность в неформальных способах деятельности. Чтобы дать возможность этой положительной тенденции реализоваться, необходимо организовать эффективную борьбу с теневой экономикой. Для этого следует точно оценить ее масштабы, что является очень сложной задачей, так как данное явление настолько обширное, что любые попытки дать ему характеристику отражают только одну из сторон этой проблемы [12, с.38]
Проблемами подсчета теневых составляющих в экономиках государств СНГ занимается Статкомитет СНГ, который для содействия статистическим службам стран Содружества в течение 90-х годов проводил работу по изучению и практическому решению проблем отражения теневой экономики в контексте составления ключевых счетов СНС.
В ходе работы Статкомитета СНГ уже были разработаны «Методологические принципы отражения в СНС теневой экономики и методические рекомендации по расчету отдельных ее показателей» (1995 г.); «Рекомендации по отражению в СНС деятельности неформального сектора экономики» (1997 г.), а также «Рекомендации по оценке влияния деятельности в неформальном секторе и теневой экономике на расчеты конечного использования валового внутреннего продукта (с учетом опыта Госкомстата Российской Федерации)» (1998 г.). Подготовка данных материалов отражает ход работ Статкомитета СНГ по внедрению международных стандартов в расчеты ВВП и других показателей СНС с целью обеспечения сопоставимости данных, как в рамках Содружества, так и за его пределами. Так, в этих документах был: