Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
• выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
1) разработан унифицированный подход к определению неформальной и теневой экономики в соответствии с концепциями СНС-93 (приведены их определения, характеристика единиц, границ производства и др.);
2) сформулированы общие методологические принципы отражения неформальной и теневой экономики в национальных счетах стран СНГ;
3) приведены основные источники информации;
4) предложены конкретные методы оценки отдельных показателей теневой экономики для определения необходимых корректировок к ВВП и его компонентам с учетом как мирового опыта, так и особенностей учета в странах СНГ.
За последние годы страны СНГ, а в особенности европейские республики СНГ, накопили определенный опыт по выявлению и отражению деятельности в неформальном секторе и теневой экономике. В связи с этим в 2000 году Статкомитетом СНГ был проведен обзор состояния этих расчетов, для чего в страны Содружества был направлен «Вопросник об оценках теневой экономики в странах СНГ». В соответствии с Вопросником каждая страна СНГ предоставила информацию об особенностях отражения в ее национальных счетах теневой экономики, указав степень охвата и долю теневой экономики в различных агрегатах ВВП, источники информации, основные методы оценки и ближайшие планы в части совершенствования оценок теневой экономики.
Статкомитетом СНГ будет проводиться и дальнейшая работа в этой области. Так, в конце 2000 года были разработаны «Рекомендации по совершенствованию расчетов теневой экономики» на основе «Вопросника об оценках теневой экономики в странах СНГ».
Несомненно, деятельность Статкомитета СНГ является чрезвычайно важной в рамках определения объемов теневой экономики в странах СНГ, однако подписание и ратификация разработанных этой организацией документов носит рекомендательный характер, что не может не оттягивать решение проблемы теневого сектора в странах Содружества.
Поэтому Россия выступила с инициативой создания в рамках СНГ региональной группы, деятельность которой будет направлена на борьбу с легализацией «грязных» денег. Это и незаконный бизнес, и транснациональные преступные группировки, и другие явления, которые на сегодняшний день мешают взаимодействию стран Содружества.
Насколько необходима очередная структура и будет ли от нее польза? Идея в принципе не новая. В мире уже существует международная организация по борьбе с отмыванием «грязных» денег, которая по первым латинским буквам получила аббревиатуру ФАТФ. Интерес России в укреплении заслона на пути экономической преступности вполне объясним. Россия - большая страна и после распада Советского Союза с образованием на базе бывших союзных республик независимых государств, представляет собой «лакомый» кусок для нежелательных лиц и деяний. В России, как отмечают в Комитете по финансовому мониторингу, сращиваются иностранные преступные сообщества. Ежегодно в Россию прибывает до 17 миллионов граждан Азии и Африки. Это - благодатная почва для экономических махинаций, средства от которых идут, в том числе и на финансирование международного терроризма. Незаконный бизнес и преступные группировки уже давно обитают в странах СНГ и примерно в 40 государствах мира. Но именно на территории СНГ отмечено их усиленно сращивание.
Проблема действительно острая, возникла далеко не сегодня. Но уже сегодня и сейчас пора ее решать, чтобы указанные явления не окрепли и не превратились в систему с центром в России. Поэтому предложение России создать на постсоветском пространстве еще одну структуру регионального масштаба, которая бы могла эффективно отслеживать и бороться с экономическими преступлениями - чрезвычайная мера и крайне необходимая. Важен здесь обмен информацией. Ведь СНГ - это сообщество совершенно разных независимых государств, со своими законами и характером экономических преступлений. В будущую региональную структуру могут войти все государства СНГ, которые присутствовали на совещании и идею Москвы поддержали. Это Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Туркмения, Украина и Таджикистан. Пока кроме России идею одобрили только эти страны. На совещании присутствовали также представители Швеции, страны исключительно спокойной и, казалось бы, невозмутимой. Однако именно она председательствует в Международной группе по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (то есть ФАТФ). Эта организация поддержала идею создания подобия ФАТФ, только на постсоветском пространстве. Взаимодействие финансовых разведок мира и стран СНГ планируется интенсивным и регулярным. Кроме того, Россия готова выделить до миллиона долларов на разработку системы борьбы с финансированием терроризма странам СНГ. Чем еще готова и может помочь Россия? Это техническая и информационная поддержка коллег из СНГ, закупка оборудования, программного обеспечения. Ведь именно у России по сравнению со всеми странами СНГ, уже накоплен значительный опыт борьбы с экономическими преступлениями, есть и законодательство на эту тему. У России налажен информационный обмен с финансовыми разведками почти 50 стран, с десятью из которых подписаны межведомственные соглашения об особом сотрудничестве. Однако этим не могут похвастаться многие страны Содружества. Поэтому Россия предложила всем странам СНГ объединиться на этой почве и активно включиться в уже выстроенную международную систему по борьбе с экономическими преступлениями.
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.В настоящее время применяются такие меры как:
Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.
Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.
Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.
Итак, в России, Беларуси и Украине параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия работы предприятий на территории всего бывшего Советского Союза. В сложившейся ситуации можно говорить даже о «теневом порядке» постсоветского пространства. Вряд ли эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения в короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений, смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить подконтрольный, регулируемый характер. Это должно привести в будущем к изменению характера взаимоотношений в экономике Украины, Беларуси и России.
Заключение
Таким образом, теневая экономика - это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.
На наш взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.
Теневой сектор в европейских республиках СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. К моменту распада СССР теневая экономика стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ.
Итак, в России, Беларуси и Украине параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования.
По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%. В Украине этот показатель еще выше - 50-60%.
Приведенная в курсовой работе информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.
Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.