Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:17, контрольная работа
Цели данной работы:
1. Теоретическая часть:
Рассмотреть международную торговлю и теорему Рыбчинского
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1.Теоретическая часть:
Теорема Рыбчинского
1.1 Суть и понятие международной торговли ………………………………………. 4
1.2 Теорема Рыбчинского ………………………………………………………….. 7
2. Практическая часть ……………………………………………………………...... 11
Заключение ………………………………………………………………………… 13
Приложение ………………………………………………………………………... 14
Список используемой литературы ……………………………………………….. 15
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет
имени М.Т. Калашникова»
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)
Чайковский технологический институт (филиал)
Кафедра «Экономические дисциплины»
Контрольная работа
дисциплина: Мировая экономика и МЭО
задание 1 - вариант № 15
задание 2 - вариант №15
Выполнил студент
группы Эк-11 оч-заоч(4,5г.)
Кочергина Н.И.
Проверил
Старший преподаватель
кафедры ЭД
Санникова А.Г.
г.Чайковский 2013г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1.Теоретическая часть:
Теорема Рыбчинского
1.1 Суть и понятие международной торговли ………………………………………. 4
1.2 Теорема Рыбчинского ………………………………………………………….. 7
2. Практическая часть ……………………………………………………………...... 11
Заключение ………………………………………………………………………… 13
Приложение ………………………………………………………………………... 14
Список используемой литературы ……………………………………………….. 15
Введение
Мировая экономика - это совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда (МРТ), экономическими и политическими отношениями. Универсальную связь между национальными хозяйствами осуществляют международные экономические отношения.
Международные экономические отношения (МЭО) - экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства.
Важнейшей формой международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля - система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. На современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества.
В разное время появлялись и опровергались различные теории мировой торговли, которые тем или иным образом пытались объяснить происхождение этого явления, определить его цели, законы, преимущества и недостатки.
Цели данной работы:
1. Теоретическая часть:
Рассмотреть международную торговлю и теорему Рыбчинского;
2. Практическая часть:
Умение применить свои знание на практике в решении задачи.
В связи с поставленными целями, контрольной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическая часть:
- определить суть и дать понятие международной торговли;
- рассмотреть теорему Рыбчинского.
2. Практическая часть:
- вспомнить понятие платежного баланса страны.
1.Теоретическая часть: Теорема Рыбчинского
1.1 Суть
и понятие международной
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI-XVIII веках. Её развитие - один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.
Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.
Характеристиками международной торговли выступают:
Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.
Субъектами международной торговли выступают:
В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека:
Однако не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена. Поэтому возникает необходимость в разграничении сущности торгуемых и не торгуемых товаров.
Торгуемые товары - товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения, как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Не торгуемые товары - товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, то есть не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.
Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, можно выделить две её формы:
Международная торговля товарами (МТТ) - это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.
Международная торговля услугами (МТУ) - это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Современная международная торговля развивается достаточно высокими темпами. Среди основных тенденций развития международной торговли можно выделить следующие:
1. Происходит преимущественное развитие торговли по сравнению с отраслями материального производства и всего мирового хозяйства в целом.
2. В структуре международной торговли растет доля продукции обрабатывающей промышленности.
3. Среди изменений в географическом направлении потоков международной торговли наблюдается повышение роли развитых стран и Китая.
4. Важнейшим направлением развития внешней торговли является внутрифирменная торговля в рамках Транснациональной корпорации.
5. Расширяется торговля услугами, причем несколькими способами:
Лидером в торговле услугами являются наиболее развитые страны мира.
Регулирование международной торговли
Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.
Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы:
1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин - особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли.
Пошлины различают адвалорные и специфические.
Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг - продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.
2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся: квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортно-импортные операции, административные меры.
Кроме того,
могут использоваться также
Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:
Высокая значимость международной торговли для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами - членами этих организаций.
Преимущества участия стран в международной торговле:
Международная торговля занимает особое место в сложной системе мирового хозяйства. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительно важное значение. Она опосредует практически все виды сотрудничества, включая совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т. п. И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарного обращения.
1.2 Теорема Рыбчинского
Теории международной торговли определяют собой общепризнанные и достаточно верные объяснения международной торговли как социального явления. Основой теоретического осмысления международной торговли является выделение ее ключевых переменных, описания способа их взаимодействия и логического обоснования причинно-следственных связей между этими переменными.
Первые школы экономической мысли стали уделять большое внимание теоретическим и практическим вопросам развития внешней торговли.
Теории международной торговли, берущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.
Современное состояние внешней торговли можно охарактеризовать с позиций классических и альтернативных теорий.
Основные теории международной торговли - Меркантилистская теория, Теория абсолютных преимуществ А. Смита, Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо и Д. С. Милля., Теория Хекшера - Олина, Парадокс Леонтьева,
Теория жизненного цикла товара, Теория М. Портера, Теорема Рыбчинского, а также Теория Самуэльсона и Столпера.
Мы более подробно остановимся на теореме Рыбчинского.
Английский экономист польского происхождения, позже главный экономист английской компании «Lasard Bros.» Т.М. Рыбчинский в 1955 году, будучи еще студентом, обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей промышленности нередко угнетающе воздействует на другие, и доказал теорему соотношения роста предложения фактора и увеличения производства.
Принимая практически
те же предпосылки, что и
теорема Столпера-Самуэльсона,
Теорема Рыбчинского заключается в том, что увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.