Теоретические аспекты, формирующие конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:24, реферат

Описание работы

Конкуренция в современном предпринимательстве. Анализ современного состояния Российского рынка мебели, его особенности. Анализ развития рынка мебели в Алтайском крае.

Файлы: 1 файл

1 Теоретические аспекты формирующие конкурентоспособность предприятия.docx

— 69.60 Кб (Скачать файл)

1 Теоретические аспекты формирующие конкурентоспособность предприятия

1.1 Конкуренция в современном предпринимательстве. Понятие конкуренции

 

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.  В системе современного маркетинга, компания работающая на рынке рассматривается в совокупности отношений и информационных потоков, которые в свою очередь связывают ее с другими субъектами рынка. Понятие маркетинговая среда принято связывать с окружающей средой в которой действует фирма.

Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда определена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, значит  поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда определена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера). Значит, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

 Конкуренты – это субъекты маркетинговой системы,  которые влияют на весь комплекс маркетинговой деятельности (цена, ассортимент, поставщики). Отсюда можно дать определение, что конкурирующие фирмами – это фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей в данном случае следует понимать совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, которые предлагает данная фирма. Наличие фирм с одинаковой фундаментальной нишей ведет на рынке  к конкуренции. С экономической точки зрения, конкуренция – это процесс соперничества между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги на более выгодных условиях производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как противоборство между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если цель конкретизировать с точки зрения маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Рассматривая важные аспекты маркетинга можно говорить что, во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, значит о непосредственном взаимодействии компаний на рынке. Касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и/или услуги. Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Конкуренция в современном предпринимательстве обусловлена соперничеством между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, продажи товаров и/или услуг. Столкновение компаний неизбежно и порождает условия для борьбы. Борьба за экономическое выживание и процветание. В современном предпринимательстве важно насколько правильно позиционирует себя компания на рынке. Знает ли своего потребителя, удовлетворяет ли его потребности? Так же компания должна определить свою долю рынка. В настоящее время рынок условно поделен на части, в них входят лидер рынка, претендент на лидерство, компании последователи и компании обслуживающие рыночные ниши.

Так же в современно предпринимательстве выделяют основные направления конкурентной фирмы. Конкуренция в области продажи товаров и/или услуг на рынке и конкуренция между покупателями на сбытовых рынках. Для каждого рынка имеются свои особенности, не смотря на это есть общее в осуществлении конкуренции на разных рынках. Можно сказать, что суть конкуренции выражается единой аналитической концепцией, для выявления и оценки конкуренции.

М. Е. Портер, английский ученый, состояние конкуренции на определенном рынке охарактеризовал пятью конкурентными силами:

  • Соперничество среди конкурирующих продавцов;
  • Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены;
  • Угроза появления новых конкурентов;
  • Экономические возможности и торговые способности поставщиков;
  • Экономические возможности и торговые способности покупателей.

 

1.2 Факторы формирующие  конкурентоспособность предприятия

 

Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.

В настоящее время конкурентоспособность в современном предпринимательстве формируют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

  • Уровень открытости экономики страны;
  • Уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;
  • Уровень конкурентоспособности страны, региона;
  • Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;
  • Государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
  • Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
  • Налоговые ставки;
  • Процентные ставки;
  • Научный уровень управления экономикой страны, региона;
  • Национальная система стандартизации и сертификации; Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;
  • Наличие дешевых и доступных природных ресурсов;
  • Государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;
  • Климатические условия и географическое положение страны или региона.

К внутренним факторам относят:

а) Структурные:

1) прогрессивность производственной  структуры предприятия;

2) миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров; 

3) уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара; 

4) уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции; 

5) уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия; 

6) совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством; 

7) сила конкуренции на входе и выходе производственной системы. 

б) Ресурсные:

1) количество, квалификация и стоимость рабочей силы;

2) физические ресурсы;

3) ресурс знаний, сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках;

4) денежные ресурсы, количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия;

5) инфраструктура, тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

в) Технические:

1) удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

2) уровень качества изготовления товаров.

г) Управленческие:

1) уровень конкурентной стратегии предприятия;

2) уровень конкурентоспособности менеджмента;

3) уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

4) уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

5) уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

6) уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

д) Экономические:

1) показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

2) скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

3) финансовая устойчивость функционирования предприятия;

4) доля экспорта наукоемких товаров.

По мнению М. Е. Портера, само предприятие способно контролировать, прежде всего, ресурсный фактор путем повышения производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, что в свою очередь зависит от политики предприятия по организации НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), накопления основного капитала, маркетинга, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. 

Современные отечественные экономисты к «ключевым факторам рыночного успеха» относят.

Фактор времени обеспечение конкурентоспособности продукции осуществляется исходя из посылки «сегодняшний рубль дороже завтрашнего».

Фактор качества продукции  проявляется в улучшении показателей качества и в увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт.

Фактор масштаба (объема) производства продукции за счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.

Фактор новизны продукции обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом.

Фактор метода получения информации, в процессе производства и потребления продукции следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов иначе в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности и исследуемые образцы не будут сопоставимы.

Фактор ценообразования, цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния. Правильно установленная цена, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия.

Рыночный фактор, необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка. Рыночный фактор характеризуется критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.

Сбытовой фактор, характеризуется рекламным обеспечением, которое получает высокую оценку, если улучшенные свойства продукции предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы и стимулирования спроса.

Сервисный фактор, действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания.

Анализ отобранных факторов заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Рассмотрев подробно все факторы конкурентоспособности можно сказать, что формами конкурентоспособности является:

1. Преимущества в использовании  трудовых и производственных  ресурсов:

  • технического характера;
  • технологического характера;
  • структурного характера;
  • маркетингового характера.

2. В стимулировании спроса  на продукцию предприятия.

3. Сравнительно низкая  себестоимость и высокое качество  продукции.

4. Адаптивность и гибкость  предприятия в условиях рыночной  неопределенности и предпринимательского  риска.

5. Соответствующая государственная  политика в области защиты  и регулирования конкуренции  или поддержки товаропроизводителей.

 

1.3 Анализ современного  состояния Российского рынка мебели, его особенности.

Информация о работе Теоретические аспекты, формирующие конкурентоспособность предприятия