Тема 1. Теоретические аспекты
государственного регулирования экономики
- Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования.
Основные
модели хозяйствования
- Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
- Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
- Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.Это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
- Объективная необходимость ГРЭ.
В силу несостоятельности
и несовершенства рынка государственное
вмешательство в экономику страны
становится необходимым и оправданным.
Причем чем выше уровень развития
производительных сил, тем выше разделение
труда между предприятиями, отраслями,
чем выше роль конкуренция, тем более
необходимо государственное экономическое
регулирование.
Государство
берет на себя решение тех функций,
которые принципиально не может
осуществить сам рынок. Следовательно,
государственное регулирование
дополняет, корректирует чисто рыночный
механизм.
Три глобальные функции государства:
- - Эффективность. Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.
- - Справедливость. Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.
- - Стабильность. Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.
- Различные модели государственного регулирования.
Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство
в экономику и основана на концепции А. Смита,
где государство – это «ночной сторож»
рыночной экономики. В соответствие с
этой концепцией – бизнес производит
и потребляет, государство занимается
охраной права собственности и мягко воздействует
на «правила естественной игры» предпринимателей
и рабочих, потребителей и производителей,
вытекающие из законов рынка. Но оно должно
жестко реагировать на отклонение от «естественных
правил» собственности, вплоть до применения
силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).
Различные модели государственного регулирования.
Кейнсианская модель, предполагает
активное и по возможности максимальное
вмешательство государства в экономику
с целью минимизации циклических колебаний,
безработицы, инфляции и потерь ресурсов
и продуктов всех участников рынка. Дж.
Кейнс полагал, что рынок сам не в состоянии
обеспечить устойчивого экономического
развития, а главным инструментом развития
считал всемерное поощрение инвестиционной
деятельности
- Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).
- Определение понятия «Государственное регулирование экономики»
Государственное регулирование экономики - это
система мер по централизованному воздействию
государства, его федеральных и региональных
органов на основные элементы рынка - спрос
и предложение, условия реализации (включая
цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру,
конкуренцию и др.
- Субъекты и объекты государственного регулирования экономики.
Субъекты:
Носители хозяйственных интересов - это социальные
группы, отличающиеся друг от друга по
ряду признаков: имущественному, по доходам,
по видам деятельности при аналогичных
доходах, по профессиям, отраслевым и региональным
интересам.
Выразителями социально-экономических, политических,
религиозных, культурных, экологических,
специфических региональных интересов
являются политические партии, которые
часто действуют под знаменем общенациональных
интересов.
Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами
государственного регулирования экономики
- являются органы трех ветвей власти,
построенные по иерархическому принципу,
а также центральный национальный банк.
- Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные
объекты ГРЭ:
- экономический цикл;
- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
- условия накопления капитала;
- занятость;
- денежное обращение;
- платежный баланс;
- цены
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
- условия конкуренции;
- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
- подготовка и переподготовка кадров;
- окружающая среда;
- внешнеэкономические связи.
Тема 2. Понятие методологии ГРЭ
и ее основные элементы
- Разработка концепции ГРЭ:
Государственное регулирование
экономики (госрегулирование) представляет собой
процесс воздействия государства на хозяйственную
жизнь общества и связанные с ней социальные
процессы, в ходе которого реализуется
экономическая и социальная политика
государства, основанная на определенной
концепции.
Оно включает в себя момент целеполагания,
целеустановки, причем для достижения
поставленных целей используется определенный
набор административно-правовых и экономических
средств (инструментов).
- Концепция ГРЭ – это разработка практических и эффективных направлений по осуществлению макроэкономической, структурно-инвестиционной и внешнеэкономической политики при оптимальном использовании преимуществ плановой и рыночной моделей координации хозяйственной деятельности общества
Основные элементы концепции
ГРЭ:
- 1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами.
- 2. Полная занятость. Это означает обеспечение работой всех, кто желает и хочет получить ее.
- 3. Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен.
- 4. Справедливое распределение доходов. Ни одна группа людей не должна пребывать за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей.
- 5. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.
- Сюда можно будет добавить и другие элементы. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимодополняемы в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие также могут быть осуществлены
Это описание желаемого состояния
национальной экономики и общества
в целом к определенному сроку
с учетом важнейших аспектов функционирования.
Целеполагание является наиболее значимой
и сложной задачей формирования
концепции социально-экономического
развития страны
- Это описание желаемого состояния национальной экономики и общества в целом к определенному сроку с учетом важнейших аспектов функционирования.
- Целеполагание является наиболее значимой и сложной задачей формирования концепции социально-экономического развития страны
Конкурирующие и поддерживающие
цели
- Поддерживающие цели – экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом
- Выравнивание экономического цикла
- Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду
- Конкурирующие цели- могут частично перекрывать друг друга. Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других, более высоких с точки зрения текущего момента целей
- Одна цель может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровней осознания этой ситуации субъектами ГРЭ.
- Определение важнейших приоритетов социально -экономического развития
Индикативный план разрабатывается
в целом по Республике, министерствам,
ведомствам, национальным компаниям в
разрезе отраслей народного хозяйства
и форм собственности. Планы названных
структур управления должны содержать
информацию в разрезе отраслей народного
хозяйства, областей и крупных городов.
- Система индикативных планов включает стратегический (долгосрочный), среднесрочный (основной) и текущий (годовой) планы.
- Стратегический план разрабатывается на 10-15 лет и определяет долгосрочные цели, задачи и приоритеты развития экономики республики, этапы достижения и необходимые изменения в социально-экономической политике.
Среднесрочный план (до 5
лет) определяет социально-экономическую
политику и систему регуляторов, направленных
на реализацию долгосрочных целей и задач
на соответствующем этапе развития обеспечивает
конкретизацию параметров, заложенных
в стратегическом плане и отражает в количественном
выражении комплекс мероприятий в экономике
и социальной
- Текущий (годовой) план направлен на достижение текущей макроэкономической сбалансированности, уточнение системы регуляторов и конкретных мер в соответствии с направлениями экономической политики и с учетом хозяйственной ситуации.
Стратегический план включает
следующие разделы:
- анализ социально-экономической ситуации;
- концепция социально-экономического
развития;
- основные макроэкономические показатели;
- национальные программы