Теоретические аспекты государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:37, лекция

Описание работы

Основные модели хозяйствования
 Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Файлы: 1 файл

Грэ кол-виум.docx

— 73.90 Кб (Скачать файл)

 

  • Анализ социально-экономической ситуации должен раскрывать:
  • Состояние производственного потенциала, внутренних и внешних тенденций развития экономики, результативности системы государственных регуляторов, качественного содержания и динамики производительных сил, а также факторов, влияющих на эти процессы, и сопоставления с развитием мировой экономики.
  • В концепции социально-экономического развития обосновываются цели и приоритеты государственной социально-экономической политики, способы их достижения в виде рекомендуемых мер прямого и косвенного государственного регулирования. 
    В концепции социально-экономического развития обосновывается перечень национальных программ, направленных на реализацию поставленных целей.
  • Основные макроэкономические показатели содержат прогнозируемые темпы экономического роста, структуру общественного производства, основные народнохозяйственные пропорции, оценку финансовых возможностей государства, предприятий и населения.
    1. Разработка принципов формирования системы ГРЭ

 

Основные  принципы государственного регулирования  экономики: 

  • минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; 
  • влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов. 
  • государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес;
  • государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса;
  • государственное финансирование кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
  • государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно обречено;
  • особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

 

    1. Выбор инструментария для реализации поставленных целей                       
  • Основные инструменты государственного регулирования:
  • 1)Фискальная политика
  • 2) политика регулирования доходов
  • 3) социальная политика
  • 4) государственное регулирования ценообразования
  • 5) денежно кредитная политика

Фискальная политика

  • Деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны.
  • Фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.
  • Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

 

Политика регулирования  доходов

Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий

  • Предельная производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку оставляет "за бортом" тех индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.

 

Социальная политика

  • Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
  • Социальную политику (англ. social policy) необходимо рассматривать с нескольких сторон:
  • Во-первых, как систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
  • Во-вторых, как составную часть общей стратегии государства, относящуюся к социальной сфере: целенаправленную деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе;

Государственное регулирования ценообразования

 

  • Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
  • это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

 

Денежно кредитная политика

  • Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Главные цели денежно-кредитной политики.
  • Регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения
  • Создание условий достижения и устойчивого роста производства
  • Сохранение стабильного уровня цен
  • Высокий уровень занятости и баланса внешне-экономической деятельности

Тема 3 Общая характеристика форм государственного регулирования

 

Формирование механизма  организации государственного регулирования

  • Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его уровни, объекты и субъекты. Различают три основных вида экономического регулирования: государственное, рыночное и корпорационное. Оптимальное их сочетание требует органической увязки различных уровней государственного экономического регулирования. Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: макро-, микро-, мезоуровень (средний, промежуточный):
  • 1) макроуровень национальной экономики, а на современном этапе в известной мере и наднациональный уровень межгосударственных союзов, например, ЕС;
  • 2) мезоуровень — отдельные сектора экономики (АПК, ТЭК, ВПК), отрасли и регионы страны. ГРЭ на этом уровне является составной частью промышленной политики государства;
  • 3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (предприятие, фирма), производители и потребители, продавцы и покупатели.
  • объекты: экономический цикл; накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и экология; внешнеэкономические связи.
  • Субъектами экономической пол<span class="List_0020Paragraph__Char" st

Информация о работе Теоретические аспекты государственного регулирования экономики