Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:41, контрольная работа
Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики. Теоретические взгляды Дж. Кейнса складывались в тревожный, переломный для капитализма период. На протяжении первой трети ХХ столетия становилось все более очевидным, что классический капитализм XIX столетия, основанный на индивидуальной частной собственности и стихийном рыночном регулировании, уже ушел в прошлое. Концентрация и централизация капитала породили первые крупные корпорации, гигантские тресты и картели, способные монополизировать производство и отраслевые рынки. И хотя такая монополизация вносила в экономическую систему элементы организации и планирования, но она же, убивая конкуренцию и свободу ценообразования, грозила загниванием и застоем.
Какие действия должна включать в себя программа повышения продуктивности? Во-первых, реформирование органов государственного управления. Не нужно быть специалистом по управлению, чтобы не понимать: такая организационная структура Правительства, даже если она будет наполнена только высококвалифицированными, специалистами, не может функционировать продуктивно. Практически все функции государственного управления пересекаются и многократно дублируются различными департаментами одного министерства, а иногда и чиновниками различных министерств.
Во-вторых, среда, в которой действуют российские предприятия, сегодня не просто не благоприятна, а враждебна для бизнеса. Российская система налогообложения подавляет предприятия, не оставляя им возможность не только для развития, но и просто для стабильного существования.
В-третьих, подавляющее большинство предприятий, традиционно имеют избыточные активы. Как следствие, нерациональное использование ресурсов и низкая производительность. Опыт показывает, что только глубокое реформирование или реструктурирование может привести к существенному росту эффективности предприятий.
Реализация данной стратегии, безусловно, приведет к стабилизации и, возможно, росту внутреннего валового продукта без существенных бюджетных затрат.
Стратегия "В" - концентрация усилий на отраслях промышленности, в которых Россия имеет конкурентные преимущества и экспансия этих отраслей на международные рынки.
Положение страны в мировом сообществе определяется не способностью обеспечить колбасой прилавки магазинов, хотя это тоже важно, а наличием технологий, обеспечивающих глобальные конкурентные преимущества государства на международной арене. К таким российским технологиям, которые сегодня в состоянии достойно конкурировать на мировом рынке, можно отнести ядерные, космические, авиационные, биотехнологии, производство вооружения и информационные.
Важнейшим достижением такой стратегии является укрепление экономической безопасности государства и нейтрализация такого фактора риска, как зависимость от цен на международных рынках энергоносителей.
Стратегия "Г" - Создание новых технологий в смежных или новых отраслях промышленности и выход на рынки сбыта, где Россия уже имеет прочные позиции.
Данная стратегия требует значительных вложений в разработку новых продуктов и технологий, а также инвестирования в создание производств. Поэтому, эта стратегия может быть реализована не ранее, чем указанные выше. Фактически, эта стратегия представляет собой этап качественного совершенствования существующих или создания принципиально новых продуктов и укрепления конкурентных позиций на освоенных ранее рынках сбыта.
Стратегия "Д" - Развитие новых технологий в новых отраслях промышленности и выход на новые рынки сбыта.
К направлениям политики Правительства РФ на ближайшие годы относятся:
- проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала.
- усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста.
- устойчивый экономический рост основывается на незыблемости и защите права частной собственности.
- обеспечение макроэкономической сбалансированности, предполагающее сокращение бюджетного дефицита, снижение инфляции и процентных ставок, стабилизацию курса национальной валюты;
- повышение эффективности и надежности банковской системы будет еще одним приоритетом деятельности Правительства.
- смягчение региональной поляризации за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов, развития системы стратегического управления на региональном уровне;
- сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва по уровню жизни работающего и нетрудоспособного населения;
- развитие государственной системы здравоохранения, с тем, чтобы не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости медицинских и лекарственных препаратов, и снижения доступности качественной медицинской помощи;
- совершенствование правоприменительных институтов как условия эффективного функционирования экономической системы;
- радикальное повышение инновационной активности в экономике, формирование "критической массы" эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжение технологической модернизации отечественной промышленности.
Стратегические задачи соответствуют объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства.
Вопрос 2. Проанализируйте современные меры антикризисного регулирования, осуществляемые Правительством РФ.
Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. Другими важными факторами стали также рост цен на мировых рынках углеводородов и иных товаров российского экспорта, оживление мировой экономики, в первую очередь в Юго-Восточной Азии.
При этом положительные тенденции оживления экономики сопровождаются резким замедлением инфляции, что позволяет предположить, что рост является сбалансированным и не основан на появлении новых «пузырей» на отдельных рынках. Стабильной остается ситуация в социальной сфере - в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности, под контролем находится уровень безработицы.
В то же время, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста - инвестиционной и кредитной активности.
В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег.
Это значит, что продолжение восстановительного роста в сложившейся экономической парадигме, во-первых, будет неустойчивым, поскольку внутренние риски российской экономики в краткосрочном периоде не устранены, во-вторых, будет более медленным, поскольку будет жестко «завязано» на восстановление мировой экономики, и, в-третьих, будет воспроизводить ту модель экономики, уход от которой был обозначен в качестве главного приоритета докризисной повестки дня Правительства Российской Федераци
Необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала.
Поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшим приоритетом.
Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году стали:
- поддержка социальной
- поддержка оживления экономики,
обеспечение устойчивости намет
- активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.
Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
студентка Чащихина Татьяна Евгеньевна специальность « НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА »
Письменная работа по дисциплине Государственное регулирование национальной экономики Зачетная книжка № 26
Рецензент |
Оценка
работы ______________________________
______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ «______»___________________201 |