Теоретические основы и формы организации экономики общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:03, лекция

Описание работы

1.1. Предмет, инструментарий и вводные понятия ЭОС (Экономики общественного сектора).
ЭОС – наука, предметом исследования которой выступает государство как специфический субъект экономических действий. Причем, государство рассматривается не как некая самодовлеющая сила, а в качестве особой системы институтов, с помощью которых обеспечиваются скоординированные действия индивидов, преследующих общие цели. Именно индивид, реальный человек со своими потребностями и возможностями занимает центральное место в том экономическом исследовании, которым занимается ЭОС.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций 1и2 ЭОСмаг2011.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Конспект лекций по курсу «Экономика общественного  сектора»

 

Раздел 1. Теоретические  основы и формы организации экономики  общественного сектора

 

Лекция 1. Рынок и государство: роль государства в экономике

1.1. Предмет, инструментарий и вводные  понятия ЭОС (Экономики общественного сектора).

ЭОС – наука, предметом  исследования которой выступает  государство как специфический  субъект экономических действий. Причем, государство рассматривается не как некая самодовлеющая сила, а в качестве особой системы институтов, с помощью которых обеспечиваются скоординированные действия индивидов, преследующих общие цели. Именно индивид, реальный человек со своими потребностями и возможностями занимает центральное место в том экономическом исследовании, которым занимается ЭОС.

С точки зрения ЭОС государство – это совместно  действующие люди, хозяйствующее  общество. Имеются в виду не все  хозяйственные операции общества и  не все формы сотрудничества людей, проявляющиеся в семье, фирме или добровольной ассоциации. Рассматриваются лишь те экономически значимые действия, в которых общество непосредственно выступает как нечто единое, координация которых в масштабе целой страны достигается на основе сознательных усилий, а не посредством миллионов самостоятельных рыночных сделок.

Государство хозяйствует лишь от имени и по поручению своих граждан. Именно поэтому государственный сектор рыночной экономики называют общественным (ОС). В рыночной экономике государственному вмешательству отводится роль последней линии обороны. Его можно сравнить не столько с пищей, сколько с лекарством или витамином– необходимым для жизнедеятельности, но опасным при передозировке. Причем, если ОС функционирует недостаточно эффективно, то и в частном секторе высокая эффективность становится недостижимой.

ОС – это не только совокупность государственных предприятий и учреждений, а все разнообразие форм экономической активности государства. Практически любая активность в рыночных условиях выражается в финансовых потоках, доходах и расходах. Поэтому одно из центральных мест в ЭОС занимают проблемы государственных финансов. Зачастую термины ЭОС и «теория государственных финансов» используют как синонимы. Не все исследуемые ЭОС проблемы имеют чисто финансовую природу, однако любая из них имеет весьма существенные финансовые аспекты.

ЭОС анализирует  экономическое поведение государства  как одного из субъектов хозяйства, как специфической организации в ряду других организаций, делая особый акцент на взаимодействии и его последствиях. Отсюда преобладание микроэкономической проблематики и преимущественное использование микроэкономического инструментария исследования.

ЭОС – не только теория, она ориентирована на потребности  практики. Концепции, модели и выводы ЭОСа позволяют уяснить внутренние взаимосвязи, присущие экономическим действиям государства, прогнозировать результаты этих действий, их влияние на экономическое положение фирм и домохозяйств. Все это является необходимым подспорьем для анализа, обоснованной выработки и аргументированной критики социально-экономической политики, проводимой государством.

ЭОС объясняет и прогнозирует то, что происходит фактически. Вместе с тем, отвечает на весьма нетривиальные  вопросы, касающиеся условий, при которых  могли бы реализоваться те или иные ожидания в отношении государства. Будущим специалистам в области государственного и муниципального управления нужно иметь в виду, что изучаемая теория ЭОСа не предлагает универсальных вариантов политических решений. Однако позволяет полнее и адекватнее воспринимать политические реалии, рациональнее готовить решения и точнее прогнозировать последствия государственных воздействий на экономику.

 

1.2. Необходимость  государственного вмешательства  в экономику.

В рыночной экономике  доминирующее положение отводится  частному сектору. Невидимая рука рынка побуждает независимых производителей товаров и услуг как можно полнее удовлетворять спрос потребителей. Складывающиеся на рынке цены в концентрированном виде содержат ключевую информацию об условиях производства  и потребления. Ориентируясь на эту информацию, частные лица и фирмы осуществляют действия, приводящие к Парето-улучшениям. Где Парето-улучшения – такие изменения экономической ситуации, при которых, по сравнению с предшествующим состоянием, никто не проигрывает, а хотя бы некоторые участники экономических отношений выигрывают.

Ключевая особенность  рыночного взаимодействия частных  производителей-продавцов и потребителей-покупателей – добровольный характер заключаемых сделок. Каждый производит и потребляет то, что считает нужным. Возможности и конкретные условия взаимодействия с другими субъектами экономической жизни воспринимаются индивидом главным образом через систему цен, складывающихся на основе спроса и предложения. В результате, домохозяйства и фирмы выбирают такие варианты аллокации (распределения) имеющихся в их распоряжении ресурсов, которые в наибольшей степени отвечают их предпочтениям. В то же время, учитывая предпочтения потенциальных контрагентов в тех случаях, когда взаимодействие способно улучшить положение обеих сторон.

Отсутствие добровольности, т.е. принуждение, означает, что некоторые из технически осуществимых и выгодных для индивида вариантов поведения, включая взаимоприемлемые сделки с партнерами, оказываются недоступны. Следовательно, в экономическом смысле принуждение – прежде всего ограничение спектра достижимых Парето-улучшений. Если принудительно отсекается аллокационная ситуация, которая была бы выбрана в условиях добровольного взаимодействия, налицо потеря эффективности. Если же принуждение исключает варианты, которые в любом случае не были бы выбраны в качестве оптимальных, оно бессмысленно.

Т.о., эффективное функционирование экономики на 1-й взгляд несовместимо с использованием принуждения. Между тем, именно узаконенная способность к принуждению, или власть, право налагать обязательства, составляет, с точки зрения экономической теории, определяющую особенность государства, подобно тому, как добровольность взаимодействия характеризует рынок.

Оправдание государственного вмешательства в экономические  процессы состоит в том, что отдельные индивиды, обладающие ресурсами принуждения, приводят их в действие, чтобы перераспределять в свою пользу то, чем располагают другие. Подобные действия хоть и блокируют потенциальные Парето-улучшения, выгодны тем, кто осуществляет принуждение. Таков экономический механизм функционирования деспотического государства, адекватной которому является авторитарная политическая организация.

Однако использование  права принуждения характерно и  для демократического государства, претендующего на служение интересам всех, или, по крайней мере, большинства своих граждан. Может ли ограничение спектра доступных индивиду аллокационных действий быть выгодным для этого индивида? Да, если запрет на некоторые из них делает достижимыми другие действия, более ценные для индивида. Так,  государство обязывает участников сделок выполнять принимаемые на себя обязательства. Например, опасаясь конфликта с законом, должник вынужден независимо от своего желания расплачиваться с кредитором. Но отсутствие принуждения к выплате долга, по существу, исключало бы получение кредита у кого-либо, кроме близких знакомых.

Гарантии соблюдения условий сделки – частный случай выполнения государством функции по обеспечению прав собственности. Чтобы сделка могла быть заключена, участники должны, прежде всего, признавать права друг друга на обмениваемые объекты – товары и деньги. Сама же рыночная сделка есть не что иное, как взаимная передача прав собственности на эти объекты.

Если права  собственности четко не определены и не защищены принуждающей силой государства, регулярная экономическая деятельность невозможна. Конфликты между претендентами на использование одних и тех же ресурсов разрешались бы, в конечном счете, с помощью насилия. Т.о., реальной альтернативой принуждения, применяемого на основе правил (законов) и сосредоточенного в руках общепризнанных властных структур, выступает принуждение хаотичное, непредсказуемое и общеупотребимое во взаимоотношениях частных лиц.

Монополизация способности  к принуждению за счет придания ей формы государственной власти дает огромный выигрыш, с точки зрения экономической эффективности, по сравнению с ситуацией неограниченного законом насилия. Поэтому, даже деспотическое государство, непосредственно обслуживающее интересы правителя, способствует экономическому развитию в той мере, в какой оно упорядочивает хозяйственную жизнь.

Выводы 1.1. и 1.2.:

  • Государство есть форма организации принуждения.
  • Принуждение – прежде всего ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным в принципе приносить выгоды тем или иным индивидам.
  • Использование принуждения оправдано, только когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым, с точки зрения индивидуального или общественного благосостояния.
  • Если принуждение необходимо, то его следует минимизировать, во-1-х, обеспечивая его недоступность для всех, кроме законных носителей государственной власти, и, во-2-х, осекая лишь те возможности, которые непосредственно признаются неприемлемыми.

(государственное вмешательство  подобно лекарству, которое следует применять только при наличии болезни, сообразно конкретному диагнозу и избегая избыточных доз.)

  • Усилия государства по обеспечению прав собственности создают общие предпосылки добровольного взаимодействия субъектов рынка.

Наряду с этим, государство обычно вносит коррективы в протекающие на рынках процессы и их результаты. Для демократического государства корректирующее вмешательство приемлемо в 1-ю очередь, если оно способствует Парето-улучшениям.

Свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-эффективности в ситуациях провалов рынка (таких как естественные монополии, информационные асимметрии, внешние эффекты). Где Парето-эффективным является состояние, в котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы и новые Парето-улучшения невозможны.

 

Лекция 2. Провалы рынка  и государства

Причины провалов рынка.

Провал (несовершенство, изъян) рынка – это экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает Парето-эффективной аллокации ресурсов. Традиционные провалы рынка: монополия (монопсония), недостаток и асимметрия информации и внешние эффекты (экстерналии). Их особенности:

В условиях монополии  фирма не приспосабливается к  стихийно складывающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). Равновесие достигается при равенстве предельных издержек предельному доходу, причем цена превышает величину предельного дохода и, следовательно, предельных издержек. При прочих равных условиях монопольная цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж (выпуска) монополии не достигает уровня предельной конкуренции. В результате общество в целом несет потери, поскольку суммарный излишек потребителей и производителей в конкурентной ситуации больше, чем когда цену диктует монополия (в более широком контексте, добровольное взаимодействие, вообще говоря, не обеспечивает максимальной эффективности, если некоторые из участников рынка обладают рыночной властью).

Различают 1) ситуативную, 2) естественную и 3) легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в отрасль. Эти ограничения заключается:

    1. - в недоступности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности;
    2. – в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе в отрасль;
    3. – в запретах, налагаемых государством.

Ситуативная монополия  предполагает рыночную власть, основанную на обладании всей совокупностью некоторого ресурса (фактора), необходимого для пр-ва блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть месторождения полезных ископаемых, специализированные производственные мощности или ключевые элементы инфраструктуры. Зачастую государство способно справляться с проблемой ситуативной монополии, непосредственно используя право принуждения. Так, корпорация, сосредоточившая в своих руках все мощности по производству определенного товара, м.б. разделена на основе антимонопольного законодательства.

Однако принудительное разделение или предотвращение слияний  оправданы, когда отсутствует экономия на масштабе, которая создает основу для возникновения естественной монополии. При наличии экономии на масштабе оптимальный объем пр-ва отдельной фирмы может достигать объема рынка. При таких обстоятельствах разделение фирмы-монополиста ведет к потери эффективности.

Обычно это выражается в том, что демонополизация затруднена технически. Напр., водопровод в городе, как правило, имеет смысл эксплуатировать одной организации. Ее разделение на фирмы, ответственные за отдельные районы города, может привести только к возникновению локальных монополий при более низкой эффективности. Если же противостояние монополии выражается в создании параллельных систем водоснабжения, принадлежащих различным фирмам, то имеет место неоправданный рост издержек.

Технический прогресс в  ряде случаев создает предпосылки  преодоления естественной монополии, как это имело место в сфере телефонной связи с появлением сотовой связи. Способствовать развитию конкуренции могут и организационные инновации. Так, в ряде регионов Западной Европы ж/д компании конкурируя между собой, используют свой подвижной состав на одних путях на основе общего расписания.

При наличии провала рынка из-за распространенности естественных монополий или в силу других причин существуют лишь две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия. Последнее, в свою очередь, также может вызвать потери, тем не менее, организованное на основе закона принуждение является, в принципе, адекватным инструментом преодоления изъянов рынка.

Информация о работе Теоретические основы и формы организации экономики общественного сектора