Теоретические основы и формы организации экономики общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:03, лекция

Описание работы

1.1. Предмет, инструментарий и вводные понятия ЭОС (Экономики общественного сектора).
ЭОС – наука, предметом исследования которой выступает государство как специфический субъект экономических действий. Причем, государство рассматривается не как некая самодовлеющая сила, а в качестве особой системы институтов, с помощью которых обеспечиваются скоординированные действия индивидов, преследующих общие цели. Именно индивид, реальный человек со своими потребностями и возможностями занимает центральное место в том экономическом исследовании, которым занимается ЭОС.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций 1и2 ЭОСмаг2011.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Имея дело с монополизированными  рынками, в том числе с естественными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Также возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок, напр., при законодательном запрете монополизации.

Корректировка может выражаться не только в искусственном расширении доступа (за счет предотвращения ситуативной монополии), но и в его ограничении. Последнее имеет место в сферах, которые в силу технических особенностей носят характер естественных монополий и где воспрещается деятельность организаций, ориентирующихся на получение прибыли. Чаще всего при этом государственные или муниципальные органы сами непосредственно монополизируют соответствующие виды деятельности (оказание коммунальных услуг, эксплуатация коммуникационных сетей). Т.о., реакцией на естественную монополию становится участие государства в производстве. В ряде случаев естественные монополии передаются негосударственным некоммерческим организациям (в сочетании с регулированием цен).

Вместе с тем, встречаются случаи, когда государство целенаправленно способствует установлению монополии, наделяя отд. лица или организации исключительными правами в сфере пр-ва определенных товаров или услуг. Обладание такими правами обусловливает легальную монополию (напр., монополия, достигаемая за счет патентования изобретения, где тем, кто не обладает законным образом оформленным правом, государство закрывает доступ к пр-ву запатентованного продукта). Объектами легальной монополии м.б. также экспорт, импорт, продажа каких-либо товаров на внутреннем рынке (винная монополия).

Установление легальной  монополии оправдывается поиском  меньшего из зол. Всякая монополия нежелательна, однако в патентовании она необходима чтобы обеспечить стимулы техническому прогрессу. Патент позволяет извлекать выгоды из изобретения, оправдывающие затраты сил и средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Но, поскольку всякая монополия небезобидна, политика государства, как правило, предусматривает ликвидацию исключительных прав патентовладельцев по прошествию некоторого времени, что позволяет постепенно открывать доступ к нововведениям. Так, в США срок действия патентов 17 лет, в России – 20 лет.

Классическим примером асимметрии информации является сфера  здравоохранения. Пациент, обращаясь к врачу, вынужден полагаться на него в постановке диагноза и выборе методов лечения, т.е. потребитель услуги не имеет возможности контролировать производителя. Если бы производители руководствовались только принципом личной выгоды и не несли ответственности за неадекватное лечение (а ответственность гарантируется только государством), широкое распространение получили бы наиболее дорогие и не всегда наиболее эффективные варианты медицинской помощи.

Асимметрия информации присутствует и в сфере образования. Предположим, что она состоит исключительно из конкурирующих предприятий, борющихся за максимизацию прибыли. В этой сфере, как и в ряде других, потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга оказана. Точная оценка услуг, которые еще не оказаны, невозможна, тогда она строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте.

Информационная  асимметрия проявляется и при  приеме на работу, где поставщиком выступает нанимающийся, а покупателем – наниматель. Ищущий работу заведомо лучше знает свои возможности, меру добросовестности и т.п., чем наниматель. Проблему информационной асимметрии в некоторой степени решает учет репутации. Но в наиболее сложных ситуациях и жизненно важных обстоятельствах полезным оказывается вмешательство государства.

Одной из форм такого вмешательства  является лицензирование, как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Для получения лицензии обычно требуется документальное подтверждение профессиональных навыков и выполнения других условий. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. А в ряде случаев действенными инструментами, позволяющими блокировать последствия информационной асимметрии являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом таких товаров и услуг.

Не только асимметричное  распределение, но и недостаток информации у всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, напр., в финансовой сфере. Идеальная модель функционирования рыночной экономики предполагает, что существуют рынки для всего, что имеет экономическую ценность. В частности, максимально эффективное функционирование рынка капитала возможно при наличии рынков всех будущих благ и страхования от всех видов рисков. На практике действительно функционируют фьючерсные рынки, но на них обращаются лишь отдельные товары и ценные бумаги, причем сроки, на которые заключаются сделки, как правило, не превышают нескольких месяцев. Эти рынки не являются всеохватывающими и совершенными, поскольку во многих сферах, в частности связанных с интенсивными инновациями, крайне трудно прогнозировать долгосрочные изменения.

Обычно государство  не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределить риск между гражданами (налогоплательщиками) в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять сверхдолгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, в принципе способные улучшить положение в экономике, но зачастую слишком рискованные с точки зрения частных предпринимателей.

При наличии внешних  эффектов – экстерналий часть  выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором пр-ва, достается посторонним лицам. Внешние эффекты возникают, когда на значение функции полезности индивида или производственной функции предприятия непосредственно влияет производственное или потребительское поведение других лиц или организаций.

При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает  на других часть издержек. Наиболее наглядный пример – загрязнение атмосферы предприятиями или автомобилями, что представляет собой внешние издержки, поскольку снижает благосостояние окружающих. Если имеет место отрицательный внешний эффект, порождающее его производство товаров или услуг осуществляется в объемах, превышающих оптимальный уровень.

При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Например, если вы сделали прививку от гриппа, вероятность  заболеть снижается не только для вас, но и для тех, с кем вы контактируете. Если бы сферы, порождающие позитивные экстерналии, развивались исключительно под влиянием рынка, то соответствующие товары и услуги недопроизводились до их оптимального уровня.

Неэффективность, порождаемая  экстерналиями, в принципе преодолима на основе заключения добровольных соглашений между заинтересованными сторонами. Но, по теореме Коуза, для этого требуется предельно четкая спецификация прав собственности и отсутствие трансакционных издержек по соответствующим сделкам. Поскольку трансакционные издержки на практике не равны нулю, а зачастую очень высоки, рынки, способные обеспечить интернализацию внешних эффектов, складываются сравнительно редко. Собственно, само наличие внешнего эффекта свидетельствует об отсутствии такого рынка.

Альтернативой рынку выступают действия государства. Нередко оно берет на себя миссию интернализации внешних эффектов. Государство способно добиваться этого только с использованием присущего ему права принуждения. Закон может запрещать загрязнение окружающей среды, предусматривая штрафы и иные наказания для загрязнителей, либо вводить спец. налоги, за счет которых преодолеваются последствия загрязнения.

Те экономические блага, производство и потребление которых  порождает наиболее значительные внешние эффекты, называются благами, обладающими особыми достоинствами, или социально значимыми благами. Таковы многие блага и услуги, создаваемые в сферах образования, культуры и здравоохранения. Поскольку положительное воздействие благ, обладающих особыми достоинствами, рассредоточивается среди членов общества, м.б. оправданной общественная или государственная поддержка производства таких благ, в частности, путем субсидирования потребления или предоставления налоговых льгот производителям.

Резюме 1.3.:

1) Для преодоления провалов рынка  широко используются не только регулятивные меры, подобно запретам на загрязнение, но и меры финансовые, стимулирующие. Характер последних определяется особенностями государственных финансов, формируемых большей частью установленными законом обязательными платежами – налогами.

2) Существенные провалы рынка  возникают при  создании общественных  благ – предельного случая деятельности, порождающей позитивные экстерналии. Производство общественных благ чаще всего финансируется государством, сочетаемое во многих случаях участием государства в производстве.

3) Изъяны свойственны и рынку,  и государству. Государственное  вмешательство  не всегда обеспечивает  Парето-эффективность, что связано  не только по субъективным  причинам допускаемым ошибкам политических деятелей и госслужащих. Провалы государства, когда ситуации с рациональным поведением индивидов в системе государственных институтов не приводят к эффективной аллокации ресурсов, возникают по объективным причинам.

4) Чем активнее государство,  тем более вероятны его провалы  и потери эффективности. Но и при пассивном отношении к провалам рынка также неизбежны потери. Идеальная аллокационная политика вряд ли возможна, а практически осуществимая политика строится на основе поиска наименьшего зла. Рационализация экономической политики государства во многом зависит от точной диагностики провалов рынка и умения подбирать методы вмешательства, наиболее адекватные каждому из них.


Информация о работе Теоретические основы и формы организации экономики общественного сектора