Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:37, курсовая работа
Цель данной работы – исследование значения инноваций для предприятий и экономики государства. Для выполнения поставленной цели, требуется выполнить следующие задачи: анализ литературы по теме инноваций, разбор понятий связанных с этой темой и свойств инноваций, классификация инноваций по наиболее значимым признакам, выявление сущности и значения инноваций для предприятий и экономики. Объект исследования – инновации и инновационные процессы. Предмет – значение инновационной деятельности для предприятия и экономики.
Введение
1. Теоретические основы инноваций
1.1 Основные понятия инновационной деятельности
1.2 Классификация инноваций
2. Сущность инноваций
2.1 Значение инновационной деятельности для предприятий
2.2 Значение инновационной деятельности для экономики
Заключение
Литература
Совершенствующие, которые предлагают использование результатов прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных на улучшение характеристик имеющихся товаров.
В зависимости от глубины вносимых изменений:
Радикальные (принципиально новые);
Модернизационные (вносящие качественно новые изменения в продукт или существенно улучшающие его);
Модификационные (частично улучшающие продукт или дополняющие существующую товарную линию);
По охватываемому объему:
Интернациональные
(новые для отрасли в
Национальные (новые для отрасли в стране);
Локальные (новые для конкретного предприятия);
По уровню распространенности:
Единичные;
Диффузные (распространение освоенных инноваций в новых условиях и местах применения);
По причинам возникновения:
Реактивные (выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами)
Стратегические (направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе).
По отношению к идеям, лежащим в основе существующих прототипов:
Открывающие (без сопоставимых прототипов);
Замещающие (полностью заменяют существующие прототипы);
Отменяющие (использование приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
Возвратные (происходит возврат к новым видам, способам, методам);
Ретровведения (воспроизводятся старые формы на современной основе).
По степени новизны:
Абсолютная новизна
(аналоги предлагаемому
Относительная
новизна (определяются относительно выбранного
признака или группы признаков –
может быть частной (новыми являются
отдельные элемента) или условной
(новое сочетание известных
Стоимостная новизна (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже, чем у заменяемой);
Целесообразная (лучшие производительные или потребительские свойства).
Классификация Г. Менша:
Базисные (которые создают основу для формирования новых отраслей или новых рынков);
Улучшающие (имеющие
вторичный характер и повышающие
эффективность использования
Псевдонововведения (вносящие минимальные изменения в технологию).
И наконец, по назначению, инновации делятся на:
Обеспечивающие эффективность реализации;
Обеспечивающие эффективность производства;
Улучшающие условия труда;
Повышающие качество продукции. [1, 2, 12, 13, 21, 24]
Столь широкая
классификация инноваций
2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
2.1 ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятие - это
самостоятельный хозяйствующий
субъект, созданный для производства
продукции, выполнения работ и оказания
услуг с целью удовлетворения
общественных потребностей и получения
прибыли. Конкуренция и конкурентная
борьба предприятий являются главным
содержанием функционирования экономической
системы, базирующейся на рыночных механизмах,
ключевыми категориями в общей
схеме категорий рыночного
Конкуренция (от лат. сoncurentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками и покупателями. Про наиболее успешных поставщиков и покупателей говорят, что они обладают конкурентными преимуществами. Конкурентоспособность включает умения добычи и использования таких конкурентных преимуществ. Именно инновационная деятельность обеспечивает конкурентоспособность отдельных организаций.
Главная предпосылка
инновационной деятельности предприятия
состоит в том, что все существующее
стареет. Поэтому необходимо систематически
отбрасывать все то, что износилось,
устарело, стало тормозом на пути к
прогрессу, а также учитывать
ошибки, неудачи и просчеты. Для
этого на предприятиях периодически
необходимо проводить аттестацию продуктов,
технологий и рабочих мест, анализировать
рынок и каналы распределения. Иными
словами, должна проводиться своеобразная
рентгенограмма всех сторон деятельности
предприятия. Это не просто диагностика
производственно-хозяйственной
Увидеть значение инновационной деятельности для предприятий понятней всего представляется в рассмотрении естественного процесса развития рынка.
Сначала на ранних стадиях ненасыщенного рынка прибыль компании (формирование первичного капитала) является одновременно единственной целью и ценностью для бизнеса. Прибыль в это время есть исходный и самый главный дефицит для компании, предмет пристального внимания финансового менеджмента (собственно, единственного для того времени вида управления).
Однако, по мере
насыщения рынка, когда спрос
начинает превышать предложение, возникает
новый дефицит —
Дальнейшее обострение конкурентной борьбы за покупателя еще больше обостряет проблему обеспечения его лояльности (т.е.приверженность покупателя одной марке). Ротация клиентов оборачивается для компании значительными коммерческими затратами на привлечение новых покупателей взамен потерянных старых. Борьба за удовлетворенность Покупателей как ключевого фактора обеспечения их лояльности неизбежно, в очередной раз, изменяет систему ценностей компании.
Качество (конкурентоспособность) компании становится основой обеспечения лояльности ее Покупателей. Теперь качество выступает источником источника прибыли... Это новая системообразующая ценность для компании, определяющая ключевые компоненты ее стоимости: прибыль, динамику развития, устойчивость. При этом система менеджмента качества становится, соответственно, новой парадигмой насыщенного рынка. Ее главная концептуальная идея — постоянные улучшения процессов деятельности с целью повышения способности компании качественно удовлетворять потребности Заказчиков.
Интеграция в мировую экономику (глобализация) существенно расширяет поле конкурентной борьбы, заставляя российские компании конкурировать с лидерами мирового рынка. В этих условиях главной проблемой компаний и основной задачей их руководства становится обеспечение устойчивого роста. Для этого в условиях такой мощной конкуренции совсем не достаточно постоянного совершенствования деятельности. Для лидеров рынка стоит задача выиграть, а не проиграть. Решить ее можно только постоянными инновационными прорывами, обеспечивающими поддержание высокого темпа развития. Инновационный менеджмент, основанный на знаниях, — это парадигма управления XXI века, ответ на вызов современного рынка Покупателя. Теперь это источник источника прибыли. [3]
Таким образом можно выявить что инновации являются источником обеспечения конкурентоспособности и устойчивого роста для предприятий. Помимо этого они являются источником экономии производственных затрат и качества продукции (пусть это будут четыре основных значения инноваций для предприятий). Другими словами, любая организация без постоянного внедрения инноваций имеет довольно сомнительные шансы на выживание. Зарубежными специалистами установлена тесная связь между склонностью фирм к нововведениям (и высокому качеству) и их успехом в торговле: возврат (окупаемость) вложенных средств у предприятия с более высоким качеством по сравнению с предприятиями с низким качеством выше в 2.7 раза, а прибыль - в 2.4 раза. Предприятия с лучшим качеством продукции достигают среднего возврата средств в 32% и прибыли - в 13%. Предприятия с низким качеством имеют в среднем возврат средств 12%, а прибыль - 5%. На современном рынке успех будут иметь те предприятия, которые предложат инновационные изделия с высоким качеством, будут более гибко удовлетворять потребности настоящих и будущих заказчиков одновременно, сократят до минимума свои затраты на изготовление продукции.[6]
2.2 ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
Свою исключительную
полезность инновации с тем же
успехом что и на организационном
уровне проявляют и на уровне экономики.
Можно выделить несколько положений
влияния инновационной
Под влиянием инноваций
меняется вся структура экономики.
Ведь за счет роста эффективности
использования ресурсов часть их
высвобождается и перераспределяется
в другие сферы деятельности. Например,
доля занятых в сельском хозяйстве
сокращается, а в секторе услуг
– возрастает. Кроме того, инновации
выступают непосредственной причиной
возникновения новых
Инновации изменяют
и экономическую организацию
общества. Появляются новые общественные
институты и хозяйственные
Инновационные
процессы приобретают все большее
социальное значение. Генерируемый нововведениями
экономический рост не только позволяет
повысить уровень жизни населения,
но и способствует решению проблем
занятости за счет создания новых
высокооплачиваемых рабочих мест, повышению
уровня образования и здравоохранения.
Кроме того, в нынешний исторический
период процесс распространения
инноваций является одним из элементов,
связывающих различные
Интенсивность
инновационных процессов в
По большому счету инновации воздействуют на экономику так же, как и на организацию только в макроэкономических масштабах. Четыре основных выгоды инноваций для предприятий можно перенести и на макроэкономическую сферу:
повышается
повышается качество "продукции" (её на экономическом уровне заменяет население), т.е. растёт качество жизни
экономятся производственные затраты (экономика требует меньше инвестиций, становится более самоуправляемой)
обеспечение стабильного экономического роста государства.
Последнее – наиболее важное значение, из которого, по большому счету, вытекают три предыдущих. Значение инноваций для экономического роста можно подтвердить многочисленными исследованиями. Например, в одном из них учитывался технический прогресс, не воплощенный в производственных факторах (труд и капитал), а влияние освоения новшеств производством, что обеспечило получение дополнительной прибыли. Выяснилось, что инновации дают колоссальную добавочную прибыль, которую другие параллельно развивающиеся государства получить без инноваций не могут, и генератором которой можно считать научные учреждения. По оценкам, вклад инноваций в развитие экономики наших дней составляет 60-70% (поэтому можно называть современную экономику наукоемкой).[11]. Экономический рост – это динамика физических объемов производства и потребления товаров и услуг. Качественный экономический рост нужно понимать как разницу в развитии между одним государством и всеми остальными. [15]. Он обеспечивается за счет инноваций, которые, тем и примечательны, что дают пользователю добавочную экономическую прибыль. Эта добавочная прибыль и служит разницей в развитии между государствами, ведь любое экономическое развитие упирается в финансовые ресурсы.