Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических положений и разработка практических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности предприятий функционирующих на территории РФ.
Задачи исследования:
- уточнить содержание и сущность экономической безопасности предприятий;
- выявить показатели, характеризующие экономическую безопасность предприятий;
- изучить современное состояние экономической безопасности РФ;
- проанализировать механизмы обеспечения экономической безопасности.
Уменьшились поступления валюты от экспорта. Продолжается утечка капитала из России в довольно крупных размерах. Нарастают макроэкономические угрозы, что связано с усилением противоречия между динамикой реального обменного курса и конкурентоспособностью экономики, влияющего на бюджетную систему. Все это негативно сказывается на финансовой ситуации в стране.
На фоне отсталости целого ряда секторов отечественной экономики серьезную угрозу для России при вступлении в ВТО представляют требования по дальнейшему открытию российского рынка для иностранных компаний. Особую остроту приобретают вопросы защиты российских производителей в таких секторах, как автомобилестроение, гражданская авиатехника, мебельная и легкая промышленность и сельское хозяйство.
Поэтому решение задач по реализации национальных интересов России задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Несколько лет эти требования выполнялись. Однако темпы роста 2012 г. по многим макроэкономическим показателям более низкие, чем в предыдущие годы.
Остаются весьма острыми и ряд социальных проблем. Здесь наибольшую тревогу вызывает проблема высокой дифференциации населения по уровню доходов. В то время, как численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 38.7 млн человек (27% от общей численности населения), разница в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила уже более чем 14 раз. 6
Мы должны со всей ответственностью признать, что если не предпринять срочных мер по реструктуризации экономики, занятости и активизации политики доходов населения, процесс консервации уровня жизни большинства населения вокруг порога бедности будет нарастать, что крайне опасно для социальной стабильности и безопасности страны.
Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
Принимая это во внимание, Аппарат Совета Безопасности РФ поддержал проводимые МЧС России в рамках административной реформы мероприятия по совершенствованию систем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, систем гражданской обороны и пожарной безопасности, по оптимизации сил гражданской обороны, повышению эффективности управления в этих областях, а также предложения по координации МЧС России надзорных функций в областях промышленной, ядерной и радиационной безопасности.
Возможности РФ по парированию угроз своей безопасности прямо связаны с положением дел в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК) и в научно-технологической сфере.
В последние 4 года наблюдается положительная динамика изменения основных технико-экономических показателей ОПК. Общие объемы производства продукции увеличились почти в 2 раза. Это связано с улучшением выполнения в последние годы бюджетных назначений по государственному оборонному заказу, а также с увеличением объемов поставок продукции на экспорт. Наиболее высокими темпами развиваются авиационная и электронная промышленность, а также промышленность обычных вооружений.
Вместе с тем указанные результаты, являющиеся во многом следствием ранее накопленного потенциала, не могут гарантировать устойчивого развития ОПК в дальнейшем.
Конкретные меры по реформированию и развитию ОПК определены на совместном заседании Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного совета РФ 30 октября 2001 г., на котором приняты Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. 7
Определено, что важнейшей задачей реформирования ОПК является сохранение и развитие научно-технологического и производственного потенциала оборонных организаций, а одним из главных критериев - способность ОПК обеспечить реализацию государственной программы вооружения.
В качестве основных стратегических рисков в этой области можно отметить незавершенность инвентаризации основных производственных фондов, финансово-экономического и имущественного состояния предприятий ОПК, а также медленные темпы работ по улучшению качества продукции и повышению эффективности управления государственной собственностью.
Что касается научно-технологической сферы, то, безусловно, развитие науки и технологий сегодня стало ключевым, системообразующим фактором устойчивого социально-экономического развития России, фундаментом обеспечения ее обороны и безопасности. Этому вопросу Президент РФ, Совет Безопасности, Правительство РФ уделяют самое пристальное внимание.
Вместе с тем, несмотря на принятые в последние годы меры, в этой области сохраняется сложное положение. Реальные предпосылки к возникновению угроз национальной безопасности России в этой области сохраняются.
Так, остается крайне низкой доля российской наукоемкой продукции на мировых рынках (на уровне долей процента). Продолжается ветшание основных фондов научных организаций, сокращение численности отечественных ученых и специалистов из-за оттока в другие сферы деятельности и эмиграции.
Серьезную угрозу научно-технологической безопасности создает также замедление темпов воспроизводства научных кадров. Наблюдается опасный возрастной сдвиг в составе ученых высшей квалификации (более 85% докторов наук перешли 50-летний рубеж). Меры, предпринимаемые Правительством РФ по закреплению молодых ученых и специалистов в науке и высокотехнологичных отраслях экономики (через систему льгот и преференций), остаются недостаточными. Стала реальной угроза нарушения преемственности научных школ. Не изжиты факты дублирования и нерациональной автономии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военной и гражданской сферах, в академической, вузовской и отраслевой науке.
В этой связи на повестке дня стоит вопрос создания целостного механизма, обеспечивающего проведение единой и целенаправленной государственной политики в области науки, технологий и техники.
К числу неотложных мер относятся:
реализация государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию (по аналогии с оборонным заказом) с принятием соответствующего федерального закона;
создание и совершенствование национальной инновационной системы;
практическая реализация предусмотренных законодательством механизмов учета и защиты прав государства, предприятия (организации) и автора на результаты научной и научно-технической (интеллектуальной) деятельности, вовлечению их в инновационную деятельность и хозяйственный оборот.
Особую роль в становлении национальной инновационной системы призваны сыграть так называемые особые экономические зоны РФ (в том числе технико-внедренческие зоны), правовая основа которых вырабатывается в настоящее время в Минэкономразвития России. Это территории с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала, обладающие дополнительными хозяйственными правами и налоговыми льготами, способствующими становлению наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.
Вопросы военного строительства и обеспечения военной безопасности государства постоянно находятся в поле зрения Президента РФ В.В.Путина.
Наиболее активно решение проблем обеспечения военной безопасности государства ведется с 2000 г., когда на двух заседаниях Совета Безопасности РФ (в августе и ноябре) были приняты важнейшие стратегические решения, определившие перспективу коренного и качественного реформирования военной организации РФ на долгосрочную перспективу, приоритетные направления в формировании перспективного облика Вооруженных Сил, важнейшие вопросы финансово-экономического обеспечения военного строительства.
В частности, руководством страны была поставлена задача обеспечить рост ключевых параметров качественных характеристик Вооруженных Сил в области ресурсообеспеченности войск (сил), существенно повысить удельные расходы на боевую подготовку, на текущее и перспективное оснащение вооружением и военной техникой. Крайне важно, что Советом Безопасности РФ были определены минимальные объемы финансирования национальной обороны до 2010 г.
И уже есть конкретные результаты. Так, в 2002 г. в Вооруженных Силах по сравнению с 2000 г. удельная ресурсообеспеченность военнослужащих возросла в 1.62 раза, удельные расходы на боевую подготовку - в 2.45 раза, удельный расход средств на текущее и перспективное оснащение вооружением и военной техникой - в 1.56 раза.
Кроме того, ключевое значение среди целого ряда практических действий и мер имеет проведенное в мае 2001 г. совещание членов Совета Безопасности по социальным проблемам военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, уволенных с военной (специальной) службы, и членов их семей. Принятые на нем решения позволили несколько улучшить социальное положение людей в погонах, членов их семей и военных пенсионеров.
Осенью 2001 г. Советом Безопасности были рассмотрены вопросы оптимизации оборонно-промышленного комплекса РФ и приняты Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса.
На отдельном заседании Совета Безопасности обсуждались крайне важные для обеспечения обороны страны и безопасности государства вопросы мобилизационной готовности РФ и выработана долгосрочная политика в этой области.
Прошлый год также ознаменовался принятием целого ряда крупных стратегических решений в области обеспечения обороны и безопасности государства. Так, в мае 2002 г. на Совете Безопасности были обсуждены, а 17 августа 2002 г. Президентом РФ утверждены Основы государственной политики РФ в области военного строительства на период до 2010 г.
Советом Безопасности РФ совместно с Государственным Советом были рассмотрены важнейшие вопросы в области развития науки и технологий, в том числе касающиеся оборонной сферы.
Совсем недавно, в марте 2003 г. на Совете Безопасности РФ рассмотрены и утверждены Президентом РФ Основы военно-технической политики РФ на период до 2015 г.
В практическом плане отработана целая серия директивных и программных документов, определяющих главные направления военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами на долгосрочную перспективу, сформулирована стратегия взаимодействия со странами СНГ в военной области, определены приоритеты в области миротворчества.
Хочу также отметить, что Правительство РФ в целом обеспечивает предусмотренные решениями Совета Безопасности минимальные объемы финансирования расходов на нужды национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности государства.
Поэтому мы стоим перед необходимостью формирования комплексной и долгосрочной политики в этой области, охватывающей все стороны государственной жизни и обеспечивающей реализацию всех важнейших приоритетов, отмеченных в Концепции национальной безопасности России.
2.2 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. 8
Стратегия национальной безопасности выполняет функцию консолидации общества вокруг базовых ценностей, которые разделяет большинство граждан, несмотря на имеющиеся между ними социальные, идейные и конфессиональные различия. Было бы серьезной ошибкой считать, что национальные интересы страны должны защищать только профессионалы: стратегия национальной безопасности обращена к каждому гражданину страны, ведь речь идет о безопасности нации. Именно поэтому в целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности 12 мая 2009 г. была принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Сегодня в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. представляет собой официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Стратегические национальные приоритеты - это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.
Стратегические приоритеты национальной безопасности формируются исходя из анализа современной геополитической ситуации. В настоящее время между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.
Информация о работе Теоретические основы экономической безопасности предприятия