Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических положений и разработка практических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности предприятий функционирующих на территории РФ.
Задачи исследования:
- уточнить содержание и сущность экономической безопасности предприятий;
- выявить показатели, характеризующие экономическую безопасность предприятий;
- изучить современное состояние экономической безопасности РФ;
- проанализировать механизмы обеспечения экономической безопасности.
Так, согласно Стратегии национальной безопасности РФ на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией. наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.
На долгосрочную перспективу внимание международной политики будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. В среднесрочной перспективе негативное воздействие на международную обстановку по-прежнему будут оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове. Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы: может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников. Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия.
Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы про США.
Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.
На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой лежит уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай).
Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. При этом Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается (ОДКБ) в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотронных веществ.
Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развивать взаимодействия с Европейским Союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах ЭКОНОМИКИ, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евро-Атлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.
Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.
Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.
Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: а) в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; б) обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в) превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются:
- национальная оборона;
- государственная;
- общественная безопасность.
Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).
В сфере государственной и общественной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу Россия исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.
Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются:
а) разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
б) деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;
в) экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
г) деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
д) сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
- повышение качества жизни
российских граждан путем
- экономический рост, который
достигается прежде всего
- наука, технологии, образование,
здравоохранение и культура, которые
развиваются путем укрепления
роли государства и
- экология живых систем
и рациональное природопользова
- стратегическая стабильность
и равноправное стратегическое
Для оценки состояния национальной безопасности разработаны основные характеристики состояния национальной безопасности, которые включают:
1) уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
2) децильный коэффициент
(соотношение доходов 10% наиболее
и 10% наименее обеспеченного
3) уровень роста потребительских цен;
4) уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
5) уровень обеспеченности
ресурсами здравоохранения, культуры,
образования и науки в
6) уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
7) уровень обеспеченности
военными и инженерно-
Таким образом, реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
Заключение
Таким образом, в данном исследовании влияние на экономическую безопасность рассматривалось с помощью угроз и показателей уровня безопасности и эффективного функционирования как отдельных предприятий, так и экономической системы в целом. Были рассмотрены проблемы устойчивого и безопасного экономического развития предприятия. Проанализированы угрозы и опасности экономической безопасности РФ.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
В результате анализа показателей специалисты имеют возможность сделать обоснованный выбор в пользу того или иного проекта, а так же прогнозировать перспективы своей деятельности на обозримый срок вперед, что существенно снижает риски и способствует стабильному функционированию предприятия.
Стабильная работа отдельного предприятия это залог надежной работы экономической системы в целом.
Сегодня процесс глобализации международных отношений набирает силу. Мир становится все более взаимозависим и все более уязвим для проявлений новых угроз и вызовов, которые переросли границы государств и давно уже стали транснациональными по форме и глобальными по содержанию.
Из этого следует необходимость формирования комплексной и долгосрочной политики в области формирования Концепции национальной безопасности России.
Принятая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. способствует мобилизации развития национальной экономики, улучшению качества жизни населения, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
Информация о работе Теоретические основы экономической безопасности предприятия