Теоретические основы организации кредитного процесса в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса кредитования в коммерческом банке на примере ОАО CКБ «Примсоцбанк» и определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы кредитного процесса и их содержание;
2. Рассмотреть особенности оценки кредитоспособности клиента как важного этапа кредитного процесса;
3. Изучить виды кредитной документации;

Файлы: 1 файл

курсовая Office Word (4).docx

— 98.32 Кб (Скачать файл)

Введение

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Наряду с ростом кредитования, более разнообразными становятся и формы организации кредитных отношений банков со своими клиентами.

Кредитным процессом (процессом кредитования) называется процесс предоставления банковской ссуды. Этот процесс включает пять основных этапов: рассмотрение заявки на получение ссуды, анализ и оценка кредитоспособности заемщика, оформление кредитного договора, выдача ссуды, контроль за использованием и погашением ссуды (кредитный мониторинг).

Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.

В условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому из них, кто лучше владеет современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.  
В силу своей особой финансовой и социальной значимости для коммерческого банка кредитный процесс должен отвечать современным требованиям рынка в динамично изменяющейся внешней среде, активно используя при этом механизмы внутренней адаптации. Но в результате реализации кредитного процесса возникает множество проблем, решение которых возможно лишь с помощью формирования научно обоснованной политики оптимизации данного направления деятельности банка.

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса кредитования в коммерческом банке на примере ОАО CКБ «Примсоцбанк» и определение направлений его совершенствования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть этапы кредитного процесса  и их содержание;

2. Рассмотреть  особенности оценки  кредитоспособности клиента как  важного этапа кредитного процесса;

3. Изучить виды кредитной документации;

4. Дать оценку организации кредитного процесса в ОАО CКБ «Примсоцбанк» при кредитовании юридических лиц;

5. Определить направления  совершенствования кредитного процесса  в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк».

Объектом данной курсовой работы является ОАО CКБ «Примсоцбанк», предметом - организация кредитного процесса  ОАО CКБ «Примсоцбанк».

Глава 1. Теоретические основы организации кредитного процесса в коммерческом банке

 

1.1 Этапы кредитного  процесса  и их характеристика

 

Основой возникновения и развития кредитных отношений между коммерческими банками и их клиентами в связи с движением кредита является кредитный процесс, обуславливающий круговорот ссудного капитала коммерческого банка в целом и жизненный цикл каждой отдельной банковской ссуды в частности.

Кредитный процесс представляет собой единство взаимосвязанных друг с другом стадий: планирование, предоставление, использование и возврат ссуды. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов. Каждый из них вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности.

Кредитование условно можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:

  • рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;
  • оценка кредитоспособности заявителя;
  • изучение обеспечения кредита;
  • заключение кредитного договора;
  • предоставление кредита;
  • обслуживание (сопровождение) кредита;
  • погашение кредита.

Необходимо отметить, что на каждом этапе в управлении кредитным процессом принимает участие не только коммерческий банк, но и государство в лице Центрального Банка, а также налоговые и судебные органы государственного управления. Так, Центральный Банк формулирует обязательные для всех коммерческих банков правила и ключевые параметры их кредитной деятельности, вмешиваясь в особых случаях в кредитные процессы (устанавливая, например, "кредитные потолки").

Организационным началом формирования отношений между банком и заемщиком является обращение заемщика в коммерческий банк с ходатайством о предоставлении кредита. В нём указываются:

  • цель получения кредита;
  • сумма и срок использования;
  • краткая характеристика кредитуемого мероприятия;
  • расчет экономического эффекта от его осуществления.

Так называемая предварительная информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной заявке, а в основном пополняется и аргументируется клиентом в ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте и его мотивах обращения в банк за кредитной поддержкой. [2]

Главным для обеих сторон (кредитора и заёмщика) на начальном этапе является вопрос о целесообразности либо нецелесообразности удовлетворить заявку потенциального заемщика.

Методом интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе.

Только при личной встрече с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с порядком предоставления кредитов в данном банке и со списком необходимых для продолжения кредитного процесса документов. Заявление клиента регистрируется в кредитном подразделении банка. Начальник кредитного подразделения получает заявление и расписывается в книге регистрации, после чего определяется менеджер, ответственный за обслуживание клиента.

При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, т.е. общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики.

В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер по кредитам готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают ко второму этапу кредитного процесса.[7]

Процесс кредитования связан с действием различных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды заемщиком в обусловленный договором срок. Поэтому до составления условий кредитования и заключения кредитного договора банк осуществляет анализ кредитоспособности заемщика.

Данный этап начинается с изучения учредительных документов потенциального заемщика. Определяется его юридический статус, совместно со службой безопасности оцениваются деловая репутация кредитная история.

На этом этапе кредитования банку предстоит выяснить:

  • серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.
  • обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.
  • соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля (т.е. приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или к обратным результатам).

При необходимости к работе привлекаются сотрудники других служб банка. Если по итогам переговоров кредитный инспектор считает целесообразным продолжить работу с заявкой, он передает соответствующую часть комплекта полученных документов вместе с сопроводительной запиской в юридическое управление, отдел обеспечения кредитных операций, службу экономической защиты, с целью проведения комплексного анализа заявки.[4]

Для банка-кредитора финансовая состоятельность заемщика важна постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и проценты на нее. Платежеспособность - это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) юридического или физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства.

В отличие от нее кредитоспособность — это способность и готовность своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком плане.

Вместе с ходатайством заемщик предоставляет в банк копии следующих сопроводительных документов, представленных на (Рис. 1)

Копии учредительных документов компании - потенциального заемщика должны быть нотариально заверены.

Финансовый отчет включает в себя 6аланс компании и счет прибылей и убытков за последние три года.

Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фонда.

 

Рис.1. Пакет сопроводительных документов

 

Отчет дает полную картину того, как использовался дефицит ресурсов, сколько времени потребовалось на высвобождение фондов и образование дефицита кассовых поступлений и тд.

Внутренние финансовые отчеты более детально характеризуют финансовое положение компании, трансформацию ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно.

Данные внутреннего оперативного учета представляют собой сводки, касающиеся текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.

Способы обеспечения банковского кредита изображены на (Рис.2.)

 

Рис. 2. Способы обеспечения банковского кредита

Банк выдает кредиты следующими способами:

  • разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику - физическому лицу;
  • открытием кредитной линии;
  • кредитованием счета клиента и оплаты расчетных документов с этого счета клиента (если в договоре банковского счета предусмотрено проведение такой операции).
  • участием банка в предоставлении средств клиенту на синдицированной (консорциальной) основе;
  • другими способами, не противоречащими законодательству и нормативным актам Банка России.

Кредит выдается на основании распоряжения, надлежащим образом составленного специалистами кредитного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка. Банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные потери от кредитной деятельности в порядке, установленном Банком России.[5,8]

Предоставление кредита сопровождается открытием ссудного счета, от правильного установления вида которого во многом зависит успех кредитной сделки. При этом обычно используют следующие виды ссудных счетов: отдельный (простой), специальный, контокоррентный.

При предоставлении кредитов в оборотные (текущие) активы, как правило, используются отдельные ссудные счета. В банке по месту получения кредита заемщику открывается один или несколько ссудных счетов в зависимости от количества объектов кредитования.

В данном случае заемщик может обслуживаться в одном банке, а получать кредит в другом. При этом банк, дающий кредит, уведомляет банк, в котором открыт текущий счет кредитополучателя, о размере и сроках погашения кредита.

Информация о работе Теоретические основы организации кредитного процесса в коммерческом банке