Теоретические основы развития оффшорного сектора мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы - изучение и анализ роли оффшорных центров в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели решался ряд задач:
- раскрытие теоретических основ развития оффшорного сектора мировой экономики;
- анализ роли и механизма функционирования оффшорных центров в мировой бизнес-среде через оценку финансового влияния оффшорных зон на развитие мировой экономики, изучения особенностей налоговой конкуренции и типовых схем использования оффшорных центров в операциях по минимизации расходов;

Файлы: 1 файл

5647 Курсовая. МЭ. Роль оффшорных центров в мировой экономике.docx

— 227.35 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим периодизацию развития оффшорного бизнеса в пяти этапах:

Нулевой этап, до 1950-х гг. – этап предпосылок в организации оффшорных зон. С древних времён модно наблюдать примеры организации автономных образований, которые пользуются теми или иными льготами по сравнению с остальным государством, которые можно считать «прообразом» оффшор.

Первый этап ,1950-й - начало 1980-х гг.- Этап становления оффшорного бизнеса в его классическом понимании при незначительном количестве стран и числе регистрируемых в них оффшорных компаний. Метод оффшора применялся узкоспециализировано и вёл индивидуальную разработку под каждого конкретного клиента, компанию.

Второй этап, конец 1980-х - начало 1990-х гг.— этап роста отрасли. Количество оффшорных юрисдикции значительно увеличилось и число регистрируемых в них компаний достигло максимума. Метод использования оффшорной оптимизации налогообложения стал известным и популярным, в след за этим были созданы стандартные схемы применения безналоговых фирм, которые не требовали высококвалифицированного консультирования. На рынок регистрации компаний вышло множество малых и средних адвокатских бюро и фирм предоставляющих консалтинговые услуги. На национальном уровне принимались меры, призывавшие ограничить возможности безналоговых организаций.

Третий этап ,конец 1990-х — 2000 год — этап стабилизации оффшорного бизнеса. В те годы впервые выдвигаются требования о достижении необходимой прозрачности оффшор. Количество компаний, которые регистрируют свой бизнес в СЭЗ немного снизилось, и вместе с этим усложнились механизмы самих оффшорных фирм, в след, за чем некоторые юрисдикции перестали оказывать оффшорные услуги и ушли с рынка. Этот этап знаменует начало международного антиоффшорного регулирования.

Четвертый этап ,2001 — 2004 гг. — период временного спада развития оффшорного бизнеса. Происходит сокращение количества оффшорных зон и компаний вследствие проявления на них государственного и межгосударственного регулирования. Ужесточились требования к прозрачности из-за трагедии в США в 2001 г., из-за чего ограничивается применение конфиденциальных инструментов оффшорного бизнеса. После –возрастает влияние на рынок банков и крупных консалтинговых фирм, которые не относятся к оффшорам. Возвращение к индивидуальным оффшорным инструментам.

Пятый этап ,2004 г. - настоящее время - этап модернизации оффшорного бизнеса. Трансформации в мировой экономике и усиление контроля приводят к модернизации оффшорного бизнеса. Часть стран после этого уходит с рынка, остальные пытаются найти новые ниши для применения оффшорных механизмов; третьи страны впервые входят в оффшорный бизнес. И вместе с этим на рынке появляются и новые страны-игроки.

В настоящее время в мире действует около сорока стран, которые признаны специализированными юрисдикциями. Доля таких стран в мировом ВВП не слишком велика – 1,2%.,без вычета промышленного производства. [3]Всё же, по оценкам экспертов около половины всех мировых финансовых транзакций проходит через оффшорные территории. Всё же, по некоторым экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых транзакций осуществляется через оффшорные юрисдикции. В Америке 40% переводов средств в пользу иностранных агентов уходит именно в эти страны. Начиная примерно с 2000 г. период лояльного отношения к оффшорному бизнесу координально сменился ужесточением контроля со стороны государственных властей. С 2000г. можно говорить о начале согласованного международного антиоффшорного регулирования. Если ранее антиоффшорная борьба была скорее внутренним делом каждого отдельного государства, то сейчас она принимает всемирный размах. Сейчас особо активно участвуют такие международные организации, как ФАТФ (FATF), ОЭСР и др. Следовательно, на действующем этапе оффшорный бизнес претерпевает существенные изменения, особенно в части повышения его «прозрачности» и гос. контроля [6]

Еще одна классификация предлагает выделить два глобальных и два региональных оффшорных центра. К глобальным центрам относятся те юрисдикции, чьи компании пользуются популярностью среди предпринимателей всего мира. Это, прежде всего, страны Карибского региона — Панама, Багамы, Доминика, Белиз, Британские Виргинские острова и др. Они находятся под влиянием Америки, и некоторые из них до сих пор являются колониями (находятся под протекторатом Великобритании, Нидерландов), они сохранили нейтральное налогообложение нерезидентов и привлекательные режимы обеспечения конфиденциальности. Страны Европейского региона (Кипр, острова Гернси, Джерси и Мэн, Гибралтар, Швейцария, Мадейра, Мальта, Республика Сан-Марино, Андорра, Монако) под давлением Европейского союза пошли на существенное изменение национального законодательства, подняв общий уровень налоговых сборов и повысив «прозрачность» оффшорного бизнеса в частном секторе.

К региональным центрам относятся юрисдикции, которые изначально ориентированные на работу исключительно в одном регионе и наиболее полно учитывающие особенности и специфику того или иного региона или бизнеса. Во-первых, это ближневосточные страны, такие как Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты (предоставляющие финансовые услуги в странах исламской системы права). Во-вторых, это страны Азии и территории — Сингапур, Гонконг, Ламбуан (Малайзия), Аомынь (Макао) и др. — выступающие плацдармом для компаний, выходящих на рынки Юго-Восточной Азии, Японии и Австралии.

Что же касается значения самих оффшорных юрисдикции в мировой экономике, несмотря на незначительную их долю в мировом ВВП, приведенные данные свидетельствуют о высокой важности роли оффшорных юрисдикции, несмотря на ужесточение антиоффшорного регулирования в мировой экономике. Так, по некоторым оценкам, до половины современного мирового движения капитала обслуживается через оффшорные центры. [7]

Вывод: Таким образом, основное развитие оффшорный бизнес получил в 80-90-х гг. благодаря усилившимся процессам глобализации и интернационализации бизнеса в целом. Развитие оффшорной бизнеса подразделяется на шесть основных этапов, каждый из которых имел специфические особенности, как ведения, так и регулирования оффшорной деятельности. На протяжении всего периода при развитии оффшорных юрисдикций предлагались их различные классификации. В частности – по величине налогового бремени (классификация по С.Ф. Сутырину и А.И. Погорлецкому), по географическому фактору и степени доверия со стороны налоговых органов различных стран, а также на основе принципов социальной престижности и надежности.

 

Глава 2. Анализ роли и механизма функционирования оффшорных центров в мировой бизнес-среде

2.1. Оценка  финансового влияния оффшорных  зон на развитие мировой экономики

 

Факт существования оффшорных государств оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на мировую экономику. Подробнее их влияние представлено в таблице.

Влияние оффшорных юрисдикций на мировую экономику

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Активизация трансграничных финансовых потоков и ускорение оборота финансовых активов в международном масштабе Содействие развитию финансовых рынков Создание условий для диверсификации инвестиций, расширения доступа к кредитам и лучшей аллокации капитала

Возникновение недобросовестной налоговой конкуренции, отнимающей доходы у оффшорных стран

Побуждение к снижению общего налогового бремени и на этой основе стимулирование экономической активности в глобальной экономике

Создание элемента нестабильности в мировой экономике и финансах вследствие возможности накопления в оффшорных зонах больших объемов капиталов, прежде всего спекулятивных

Снижение риска экспроприации и создание условий для защиты прав собственности, что, в свою очередь, может инициировать повышение экономического роста, прежде всего в странах-донорах

Содействие оттоку капитала

Поддержка теневой экономики

Содействие процветанию тех государств, где оффшоры расположены, что способствует более гармоничному развитию мировой экономики в целом

Сокращение занятости в странах-донорах

Неблагоприятное влияние на социальную ситуацию в странах-донорах, связанное с негативной оценкой ухода от налогов в общественном мнении

Повышение конкурентоспособности компаний на национальном и глобальном уровнях за счет использования более гибких стратегий развития

Предоставление неоправданных конкурентных преимуществ отдельным компаниям


 

 

Как видно из табл. 1, одно и то же свойство оффшоров может трактоваться и как преимущество, и как недостаток в зависимости от конкретных интересов частных инвесторов, национальных властей или международных организаций.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ущерб мировой финансовой системе, наносимый только легальными вариантами оффшорных схем, оценивается в 1,7 трлн. долларов в год. Учет нелегальных денежных потоков увеличивает эту сумму до 11,5 трлн., что сопоставимо с ВВП США. При этом речь отнюдь не исключительно о странах третьего мира, напротив, основная часть оффшорных денег имеет западное происхождение. Но в ходе антикризисных мер на Кипре, как утверждается многими западными экспертами, в наибольшей степени пострадали частные вкладчики из России и Казахстана, которые лишились около 3,5-4 млрд. долларов и свыше 1 млрд. евро соответственно.

Массовое развитие бизнеса в России с использованием зарубежных оффшорных компаний началось с 1991 г. в период либерализации внешнеэкономической деятельности. Это было связано с отменой монополии государства на ведение внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что создание оффшорных компаний связано с утечкой капитала из России и, следовательно, сокращением налоговых поступлений в российский бюджет. В этом случае речь может идти:

а) о легальном сокращении налоговых доходов в связи с использованием соглашений об избегании двойного налогообложения и либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций;

б) о целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных государствах;

в) о нелегальном уходе от налогов в результате вывоза капиталов из России, в том числе капиталов, которые по различным причинам не были учтены в России.

Оффшорные компании, в которых консолидируются российские активы, часто используются для получения дополнительных источников финансирования за счет размещения на зарубежных рынках акций и корпоративных облигаций. По данным Росстата, объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на начало текущего года составил около 118 миллиардов долларов.  В основном это долгосрочные инвестиции – на долю прямых иностранных инвестиций (ПИИ) приходится 63%. Другой особенностью инвестиций из России за рубеж является концентрация капитала в оффшорных зонах: в пяти странах - Нидерланды, Кипр, Швейцария, Люксембург и Британские Виргинские острова - сконцентрировано почти 65% всех накопленных инвестиций из России.

Значительная часть оффшорных ПИИ – это кредиты собственников российских активов, которые активно выводят капитал из России для того, чтобы потом вернуть часть его, но уже в виде кредитов и под юрисдикцией другого государства. При этом утверждалось, что использование оффшорных финансовых сетей  оказывает определенное положительное влияние на развитие отечественной экономики в целом, повышает конкурентоспособность компаний и фирм в национальной и мировой экономике, создает  условия для диверсификации инвестиций, расширения доступа к внешнему финансированию, побуждает облегчать общее налоговое бремя,  стимулирует экономическую активность в России.

В то же время создание оффшорных сетей связано с утечкой капиталов из России и сокращением налоговой базы бюджета. При этом масштабы легальной минимизации налогов оценить сложно, поскольку такие данные имеют условный характер. Тем не менее, некоторые эксперты уверены, что  для России масштабы легального уменьшения налоговых выплат в результате создания формальных и неформальных оффшорных финансовых сетей  значительны. Но в современной политике российского руководства предпочтение отдается разрушению схемы оптимизации налогообложения, пересмотру отношений  к оффшорным территориям с целью получить доступ к необходимой информации, необходимой для идентификации акционеров оффшоров и расчета полученного ими дохода.

G-20 активизировала антиоффшорную  политику, выделяя три главных  мотива такого решения государств:

 

- латание бюджетных дыр. Конгресс США заявляет, что 83% крупнейших  корпораций страны разместили  свои дочерние кампании в оффшорных  зонах. Из-за этого экономика ежегодно  теряет до 100 млрд. $. Возврат денег из оффшоров, которые скрыты от налоговых органов, станет существенным источником пополнения государственного бюджета;

- восстановление доверия  избирателей и мирового сообщества. Борьба с оффшорами - одно из  немногих эффективных имиджевых  инструментов, которые остались  в руках правительств. Создание  образа внешнего врага перекладывает  ответственность за кризис на  оффшоры, финансово-банковскую элиту  с астрономическими суммами бонусов;

- контроль над избыточной  ликвидностью в мировых валютах. США и ЕС увеличивают денежную  массу (антикризисная мера) и они  заинтересованы в контроле над  движением ликвидных средств. Избыток  долларов и евро оседают не  только в резервах Центробанка  Китая, с которым можно централизованно  договориться. Оффшорные зоны, принимающие  во время кризиса миллиарды  условных единиц, могут легко  вернуть их из забвения, как  только начнется устойчивое восстановление, что может обесценить мировые  валюты (особенно доллар).

К организациям, занимающимся проблемами оффшорных зон, относят ОЭСР, FATF, Форум финансовой стабильности. Борьба с оффшорными зонами осуществляется в двух направлениях: борьба с вредной налоговой конкуренцией (за нее отвечает ОЭСР); борьба с недостаточно высоким уровнем финансового контроля и преступлениями в сфере финансов, за которую отвечает ФФС и FATF.

 

2.2. Налоговая  конкуренция как фактор развития  оффшорных центров

 

В начале 90-х годов силы глобализации и интеграции финансовых рынков создали глобальные экономические области, где некоторые налоговые структуры оказались более привлекательными для бизнеса, особенно для мультинациональных корпораций с их ресурсами, которые они переводят и вкладывают в трансграничные операции, и тогда же финансовые режимы и законы стали конкурентоспособными. Но решить на самом ли деле налоговая конкуренция существует виду того, что страны конкурируют друг с другом в области законодательства для привлечения иностранного капитала или налоговые режимы просто отражают различия и преимущества, которые влияют на движение капитала — практически невозможно ввиду наличия международной налоговой конкуренции, послужившей фактором развития оффшорных центров.

Информация о работе Теоретические основы развития оффшорного сектора мирового хозяйства