Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 16:12, реферат
В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: «что?», «как?», «для кого?». Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью и географическим положением.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
- формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
- структурой
товаропроизводителей (государственные,
арендные, кооперативные, частные предприятия,
предприятия индивидуальной
- особенностями сферы товарного обращения;
- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
- видами торговли, используемыми в стране.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
- рынки благ и услуг;
- рынки средств производства;
- рынки научно-технических разработок;
- рынки ценных бумаг;
- рынок рабочей силы.
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т.д.
- рынки товаров производственного назначения;
- товаров народного потребления; продовольственных товаров;
- рынки сырья и материалов и т.д.
Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.
- внутрирегиональные;
- межрегиональные;
- республиканские;
- межреспубликанские;
- международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение государственного суверенитета.
- Свободный рынок – регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
- Монополистический рынок – условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
- Олигополистический рынок – это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.
5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
Оптовая торговля осуществляется в двух видах:
Первый вид – установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда. При таких связях договор становится исходным и активным рычагом формирования рынка.
Второй вид оптовой торговли – коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями.
Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:
- обоснованной системе цен, учитывающей соотношение спроса и предложения;
- создании развитой инфраструктуры рынка.
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.
- товаров потребительского назначения – продовольственные (продукты питания, продовольствие) и непродовольственные (рынок предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое др.) товары.
- рынки услуг – охватывают платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные, транспортные услуги, информационные услуги и др.
- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
- рынки недвижимости;
- орудий труда;
- сырья и материалов;
- энергетических ресурсов;
- полезных ископаемых.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
- рынки капиталов, т.е. инвестиционные рынки. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска. Объекты купли-продажи – патенты, лицензии.
- кредитные рынки;
- рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи и внебиржевой оборот
- валютно-денежные рынки.
Рассмотрев понятие, основные элементы, функции и структуру, следует отметить, что нельзя однозначно оценить рыночную систему. Как и любая другая экономическая система, она имеет как положительные черты, так и недостатки.
К аргументам «за» рыночную систему можно отнести:
- Эффективность распределения ресурсов.
Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.
- Свобода.
Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Рыночная система предоставляет выбор и свободу предпринимательства и, собственно, на этой основе она и преуспевает. При рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.
В то же время против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов:
- ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают;
- свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, который, прежде всего, необходим обществу.
- конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
1.2 Эволюция рыночной системы: история возникновения и развития
Понимая, что в условиях свободы хозяйственной деятельности и торговли некоторые индивиды могут договариваться о повышении цен, а отдельные субъекты хозяйствования будут стремиться к неограниченному присвоению прибыли, А. Смит утверждал, что интересы и первых, и вторых способна в определенной мере гармонизировать конкуренция, являющаяся регулятором личного эгоизма. Именно благодаря конкуренции достигается экономическое равновесие. Выравнивается спрос и предложение, то есть происходит саморегулирование экономики.
В рыночной экономике государству принадлежит второстепенная роль, оно выполняет лишь те функции, которые не в состоянии выполнить отдельный индивид. Такими функциями являются организация общественного порядка, государственной почтовой службы, осуществление обязательного школьного обучения, обеспечение национальной обороны, эмиссия крупных банкнот, строительство некоторых общественных сооружений (дорог, мостов и др.) и поддержание их в надлежащем состоянии.
Экономические системы не являются неизменными. В реальной жизни они развиваются и сменяют одна другую. Любая экономическая система, когда-то возникшая, живет и увядает, т.е. имеет свою историю.
Общим для разных экономических систем, без различия их типов является то, что все они проходят со временем одинаковые основные этапы: возникновение и утверждение, расцвет и увядание, умирание. Вместе с тем история разных систем различна, так как каждая из систем по-разному, по-своему, специфически проходит эти общие этапы своего существования.
Рынок появился как объективный механизм, регулирующий обмен результатами трудовой деятельности между производителями и потребителями в условиях углубляющегося разделения труда. На смену универсальному натуральному хозяйству пришло простое товарное производство, при котором продукция создавалась не только для собственного потребления, но и для обмена ее на изделия других производителей. Разделение труда существенно повышало его производительность, и превращала предназначенный для обмена продукт в товар, имеющий не только потребительную, но и меновую стоимость, которая выявлялась в процессе рыночного обмена, позволяющего определить соотношение спроса и предложения. На основе меновой стоимости складывалась цена как денежное выражение рыночной стоимости каждого товара.
При простом товарном производстве товары обменивались на рынке по так называемым стоимостным ценам, которые формировались в основном с учетом вложенного в них живого труда, поскольку участие труда, овеществленного в сырье и орудиях труда, было менее значимым. Таким образом, цены зависели, прежде всего, от реальной трудоемкости товаров, хотя уже тогда ценообразование испытывало влияние соотношения спроса и предложения, локальной конкуренции производителей и т.д.
Ситуация начала меняться, когда по мере повышения вооруженности труда стала заметно усиливаться дифференциация между товаропроизводителями. Более успешные из них получили возможность вкладывать больше средств в свое производство и получать дополнительную прибыль при обменен на рынке за счет больших объемов продукции, произведенной в единицу времени, и ее сравнительно меньшей себестоимости. Начало возникать неравенство товаропроизводителей, которое пока еще не приводило к проявлению монополизма, но создавало его предпосылки в недрах свободного рынка, а следовательно, и возможность деформации конкурентной рыночной среды.
С возникновением на основе простого товарного обмена с его фабрично-заводской организацией руда и частнокапиталистической собственностью на средства производства рыночные отношения существенно изменились. На смену стоимостной цене пришла цена производства, учитывающая не суммарную трудоемкость товара, а количество в нем общественно необходимого труда, выявлявшееся на рынке в зависимости от соотношения между спросом и предложением данного товара. Цена производства равна не фактической себестоимости товара, а признанной рынком ее общественно необходимой величине. Помимо этой трансформации величины себестоимости цена производства включает среднюю норму прибыли капитала, складывающуюся в результате перетекания капитала в более прибыльные отрасли производства.