Теоретические основы рыночной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 16:12, реферат

Описание работы

В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: «что?», «как?», «для кого?». Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью и географическим положением.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 82.19 Кб (Скачать файл)

В условиях монополизации рынка с использованием монопольно высоких и демпинговых цен государство было вынуждено для сохранения конкурентной среды на рынке и ее оптимизирующего влияния на ценообразование вмешаться в рыночные отношения. Государство разработало и применило на практике антимонопольное законодательство. Таким образом, государственное вмешательство впервые было применено не по прихоти власти, а в ответ на очевидное и неустранимое несовершенство самого рыночного механизма. В тех же целях, а именно для защиты интересов основной массы производителей и потребителей товаров принимались позднее и другие меры по регулированию государством изначально свободного рынка. Позднее государство стало все чаще вмешиваться и в регулирование социальных отношений в обществе. Для смягчения опасных классовых конфликтов на рубеже XIX и XX столетий в США и Европе появилось так называемое рабочее законодательство, защищавшее элементарные права наемных работников (ограничившие длительность трудового дня  и рабочей недели, размеры штрафов и других наказаний рабочих на предприятиях).

Однако это, с одной стороны, не могло устранить те многие недостатки экономического и социального механизма функционирования капиталистической экономики, которые присущи ей, а с другой стороны, выявляло и неизбежные противоречия, порождаемые вмешательством государства в экономику.

Одним из наиболее нетерпимых стали на более позднем этапе эволюции капиталистического рынка разрушительные кризисы перепроизводства, периодически возникавшие вследствие хаотичности и несогласованности принятия решений ничем не ограниченными частными собственниками средств производства. Разразившийся в 1929г. В США и других странах глубокий и длительный кризис, получивший название «Велика депрессия», заставил внести коррективы, как в экономическую теорию, так и в практику хозяйствования с целью скорейшего выхода из депрессии и предотвращения подобных кризисов в будущем.

Дж. Кейнс в своих теоретических работах убедительно обосновал необходимость дополнения классических и неоклассических взглядов о свободном рынке независимых товаропроизводителей макроэкономическим подходом к пониманию рыночного хозяйства, обосновав неизбежность определенного государственного регулирования экономики в масштабах общества. Практическую реализацию идеи Кейнса нашли в «новом курсе» американского президента Ф.Рузвельта, проведение которого позволило с помощью государства вывести страну из кризиса. Правда, в последнее время стали обращать внимание на допускавшееся прежде преувеличение эффективности этого вмешательства в экономику с учетом того, что восстановление экономики США происходило в значительной мере под влиянием конъюнктурных изменений, которые были вызваны многими факторами, включая факторы, связанные со Второй мировой войной.

После Второй мировой войны тенденция к усилению роли государства в решении экономических и социальных проблем продолжилась. Это нашло свое выражение не только в национализации многих крупных предприятий и целых отраслей в Англии, Франции и Италии, но и в появлении в Германии теории социального рыночного хозяйства, которая позднее стала с успехом реализовываться в ряде европейских стран. Все более привлекательной во всем мире стала идея о государстве благосостояния, в котором экономические процессы, развивающиеся на основе объективно действующего рынка, сознательно регулируются на благо всего общества.

Беспристрастный взгляд на современную экономическую практику позволяет утверждать, что, по крайней мере, в наиболее развитых странах реально функционирует сегодня социально-регулируемая рыночная экономика. Рыночные законы, без сомнения, продолжают действовать, но они ограничены установленными государством рамками, и их действие модифицировано по сравнению с периодом раннего капитализма. Вмешательство государства носит вынужденный и ограниченный, но неизбежный характер. Важно подчеркнуть, что дело не ограничивается выполнением чисто социальных функций (помощью бедным и обездоленным, пенсионным обеспечением, развитием систем здравоохранения, образования и социальной сферы в целом). Государство также использует целый арсенал средств (законодательных, нормативных, контрольных, стимулирующих, запретительных и других) с целью регулирования разных сторон экономической жизни.

Государство воздействует на происходящие в современной рыночной экономике процессы по следующим важнейшим направлениям:

- нормативно - законодательная деятельность органов государственной власти;

- регулирование  денежно-кредитной сферы;

- воздействие  на рыночные отношения путем  совершенствования инфраструктуры  рынка, антимонопольного регулирования, создания конкурентной рыночной  среды, защиты прав потребителей, контролирования ценообразования;

- защита  и ограничение прав собственности;

- организация  налогового обложения предпринимателей  и граждан;

- расходование  бюджетных средств;

- государственное  предпринимательство и государственно-частное  партнерство;

- проведение  макроэкономической, промышленной, структурной  и региональной политики;

- валютное  и внешнеэкономическое регулирование, таможенная защита, проведение внешнеторговой  политики;

- социальная  политика и развитие социальной  сферы.

Благодаря социально-регулирующей роли государства капитализму удалось не только выжить, но и достичь новых высот в развитии производства, науки, техники, сферы услуг, в удовлетворении возросших потребностей основной массы людей. Однако это отнюдь не значит, что обществу удалось решить все проблемы. Напротив, сохранились и заново возникли такие органические пороки капитализма, которые сегодня вновь делают необходимым устранение или по крайней мере смягчение обостряющихся противоречий и решение назревших проблем.

На рубеже XX и XXI столетий остро встал вопрос о ближайшем будущем человечества, столкнувшегося с серьезными проблемами в своем поступательном развитии, с новыми вызовами капиталистической цивилизации, с угрозами самому существованию человека на земле  (речь идет об ухудшении среды обитания людей из-за глобального потепления климата, вредного техногенного и иного человеческого воздействия на экологию, исчерпания первозданных природных ресурсов и широкого использования в производстве вредоносных искусственных материалов). Наряду с огромным историческим прогрессом человечества, достигнутым в результате длительного функционирования капиталистической системы, ставшей к началу третьего тысячелетия почти безраздельно господствующей на всей планеты, налицо и не менее значимые негативные последствия функционирования этой системы.

Реорганизация нынешнего капиталистического строя необходима, чтобы дать простор пробивающимся в его недрах новым объективным тенденциям и субъективным чаяниям, а именно – стремлению большинства народа к большей справедливости в обществе и социальной защищенности разных слоев населения, оптимальному сочетанию частных и общественных интересов, укреплению человеческой солидарности и взаимопомощи, повышению достоинства и самоутверждению каждой личности при максимальной толерантности к иным взглядам и желаниям, к свободному развитию человека и его творческого потенциала, этническому, религиозному и культурному плюрализму. Конечно, это максималистские пожелания, которые не смогут реализоваться полностью. Но именно этого не хватает современному капитализму, который подвержен нестабильности и обречен на дальнейшую деградацию, если не будет проведена необходимая корректировка его движущих механизмов.

 

 

2 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной системы

 

2.1 Зарубежные модели  развития экономики

 

Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.

Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

- от географического  положения;

- от наличия  природных ресурсов;

- от исторических  условий развития;

- от  традиций населения и его обычаев;

- от уровня  развития производительных сил;

- от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

- наличие  многообразных форм собственности;

- преобладание  свободных цен на товары и  услуги;

- развитая  система свободной конкуренции;

- распространение предпринимательской деятельности4

- определенная  система государственного регулирования  экономики.

Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.

  1. Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
  2. Германская (социально-рыночная). Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
  3. Шведская модель (социал-демократическая). Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
  4. Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Американская модель («либеральная модель капитализма»).

 Ее характерными  особенностями являются:

а) малый удельный вес государственной собственности. В конце 1970-х гг. государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США - 10 %, в ФРГ - 18 %, Великобритании - 24 %, Италии - 38 %, во Франции - 34 %[13, с.196].

б) минимальная регулирующая роль государства в экономике. В начале 1980-х гг. президент США Р. Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, «освобождения личности», сокращения центрального правительственного аппарата и т. п. Осуществление этой программы привело к созданию новой экономической модели, в которой при всемерном поощрении предпринимательства роль рынка выросла, а государства - сократилась;

в) резкая дифференциация населения на богатых и бедных;

г) большое различие в уровне заработной платы (до 110 раз между главой фирмы и служащими);

         д) приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Американская модель является достаточно эффективной и устойчивой благодаря ее конкурентоспособности, поощрения предпринимательской деятельности, обеспечения мобильности и стабильности функционирования рынка труда. Практически полное отсутствие государственной собственности и ограничение государственного регулирования оказывает положительный эффект на развитие рыночной экономики в Америке.

Германская (социально-рыночная).

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно». Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

 

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

- смешанная  экономика характеризуется более  или менее значительным государственным  сектором;

- осуществляется  государственное регулирование  не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

- социальная  ориентация экономики, существенный  патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению  ко всем членам общества, обеспечивая  таким путем гарантии определенного  уровня удовлетворения потребностей  населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

Информация о работе Теоретические основы рыночной системы