Теория фирмы и организационные формы бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 20:11, реферат

Описание работы

В данной работе я хочу рассмотреть такие вопросы, как:
фирма в условиях рыночной экономики;
цели фирмы;
теории фирмы;
организационные формы предпринимательства.

Содержание работы

Введение3
Фирма как инструмент реализации рыночной экономики
- Понятие «фирма». Система ценностей фирмы 4
- Фирма – основной институт в рыночной экономике 5
- Почему существуют фирмы 7
- Цели деятельности фирмы 8
- Государство и фирма 10

3. Альтернативные теории фирмы 11
- Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли 11
- Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода
от продаж 13
- Теория максимизации роста 14
- Поведенческие теории фирмы: множественности цели 16
4. Предпринимательство и его организационные формы 18
- Предпринимательство 18
- Частный предприниматель 23
- Корпорация 24
- Малое предприятие 27
- Акционерное общество 28
- Общество с ограниченной ответственностью (ООО) 29
- Совместное предприятие 31
- Кооперативы 32
5. Заключение 34
6. Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

реферат по микроэкономике.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

                 Любая фирма,  занимающаяся  хозяйственной  деятельностью,  ставит  перед  собой определенные цели, к достижению  которых она стремится. 

 

Цели деятельности фирмы

 

                 Всякая предпринимательская  деятельность  имеет  своей  целью  получение  прибыли. Поэтому поведение фирмы  можно описать  с  помощью  производственной  функции, которая определяет  нацеленность  фирмы  на  максимизацию  прибыли.

                 Многообразием  возможных   положений   отдельных   фирм   в   конкретной  экономической ситуации  на  рынке  определяется  различная  нацеленность  их функционирования. Это может  быть желание выжить при определенном  конкретном условии, предполагающем  получение минимума прибыли; увеличение  доли  участия на рынке или  захват нового рынка; повышение  качества продукции и т.п.

                 Предполагается,  что  фирма  стремится   функционировать   на   каком-то  удовлетворительном   уровне   эффективности,   поскольку   не    располагает возможностями  максимизации. При характеристике  целевой  нормы  эффективности  предусматривается механизм, обеспечивающий  достижение  желательного  уровня. В  этом  случае  осуществляется  поиск  решения  проблем  в   трех   формах: локальной, исследовательской  и стратегической.

                 Локальный поиск – реакция  на невыполнение тех или иных  целевых установок для внутрифирменных  подразделений.

                  Исследовательский поиск – ведется,  когда обнаруживаются новые возможности  в сфере взаимодействия фирмы  с  "окружающей средой".

                  Стратегический поиск  –  связан  с  прилагаемыми  фирмой  усилиями, наилучшим  образом  подготовиться  к  использованию   новых   стратегических возможностей.

                 Конкретно  сформулированная  цель  деятельности  фирмы  может   включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение  прибыли). 

                  Фирмы могут иметь разнообразные  цели  и,  соответственно,  достигать  их различными путями и способами.

 

Государство и фирма

 

                Ни одна национальная экономика  с развитой системой рыночных  отношений не обходится  без  участия  в  большей  или  меньшей  степени   государства   в  регулировании экономических процессов.

                 Государство влияет на  экономическую  деятельность  фирм  через  систему  общегосударственных   (общеэкономических)   рычагов.  

Главный   способ    – обеспечение стабильности  инфраструктуры,  т.е.  банков,  денежной  системы, коммуникаций,  транспорта  и  др.  Без  хорошо   отлаженной   инфраструктуры экономическая деятельность фирм неэффективна, а  средства,  которые  на  нее затрачиваются, становятся неоправданно большими.

                 Другой  рычаг  –   создание   и   совершенствование   правовой   основы, регулирующей экономические  отношения между частными юридическими  лицами.

                 В зависимости от того, как  развивается экономика, государство  использует прямые и косвенные  субсидии – то  косвенно  поддерживая  предпринимательскую деятельность, то прямо субсидируя предприятия  или целые отрасли.

                 Государственное   регулирование    также    включает:   

- антимонопольное законодательство; 

- определение  ограниченных  сфер  деятельности  и   выдачу  лицензий   на   нее;

- регламентирование    организационно-правовых    форм  предпринимательской

  деятельности;  

- амортизационную   политику,    систему налогообложения; 

- льготы  по  инвестициям. 

К  этим  же  факторам  относятся доступность  капитала,  определяемая  фактическим  его  наличием  на   рынке финансовых ресурсов и величиной  процентных  ставок  на  его  использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности.

                 Фирма  является  частью  государства  и  его экономической   структуры.   Государство   в   свою   очередь    накладывает определенные  рамки  на  ее  деятельность  в  соответствии   с   действующим  законодательством.  И  естественно  каждая  фирма  не  должна  выходить   за установленные рамки, т.е. соблюдать  законы, платить налоги и не  скрывать  их от государства.

 

 

    • Альтернативные теории фирмы

 

Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли

 

                 Из-за устойчивой ориентации на  прибыль  стремление  фирм  к  извлечению максимальной прибыли  принимается как должное.  Большинство  теорий  фирм  не только постулируют, что прибыль есть какая-то цель  или главная  цель,  но  в  один голос утверждают, что вполне  определенная цель  состоит  в  том,  чтобы извлечь максимальную  прибыль и что фирмы можно  рассматривать,  как  если  бы  они  стремились  максимизировать  прибыль. 

                 С уверенностью можно сказать, что прибыль является  целью  почти  всякой фирмы - возможно, доминирующей  целью.  Прибыль  -  это  универсальная  мера показателей бизнеса и  лишь  немногие  фирмы  могут  предпринимать  действия, которые  определенно ведут к прибылям, более низким, чем они могли  бы быть  в долгосрочном периоде. Одни фирмы в большей мере  ориентированы на прибыль,  а  другие в меньшей. В  целом,  фирмы,  которые  подвержены  сильному  давлению конкуренции, склоны в  краткосрочном периоде преследовать  цели  максимизации прибыли; если  же  прибыли  фирмы  достаточно  велики,  чтобы  удовлетворить  акционеров, то такая фирма ведет  себя несколько по-иному,  позволяя  сделать вывод, что помимо фактора  максимизации прибыли,  на  управленческие  решения влияют и другие факторы.

                 Жесткие силы конкуренции могут  сузить свободу действий фирмы  на рынке, и у нее не останется  практически никаких  альтернатив,  кроме преследования цели извлечения  максимальной прибыли в краткосрочном  периоде.

Аналогичные  условия  возникают,   когда   спад   или   инфляция   ослабляют потребительский  спрос  в  такой  степени,   что   прибыль   резко   падает.

                  С другой  стороны,  если  фирма  до  некоторой  степени  изолирована  от конкуренции и удовольствуется  прибылью сверх среднего уровня, она  находится  в наилучшей позиции, позволяющей  ей  отклониться  от  строгого  следования принципу максимизации прибыли. Однако эта свобода не простирается слишком далеко.

                 Было бы  большим  преувеличением  утверждать, что поведение фирм, получающих  солидные  прибыли,  направляется "неприбыльными" целями, или  что  руководители  упускают  из  виду  влияние, которое оказывает  на прибыль достижение других  целей.

                 А вот  традиционная  теория  фирмы  как  раз  объясняет  поведение  фирмы стремлением  к максимизации  прибыли. 

                 Эта  категория  основывается  на  двух допущениях:

- собственники осуществляют  ежедневный операционный контроль  и  управление   

  делами фирмы;

- единственное их желание - максимизировать прибыль.

                 Необходимо обратить внимание  на то  обстоятельство,  что  в  современной рыночной экономике  наблюдается глубокое  отделение  права  собственности  от права  управления и, за исключением  мелкого  единоличного  предпринимателя, собственники не осуществляют  оперативное  управления,  привлекая  для  этого профессиональных менеджеров.

                 Можно  сказать,  что  допущение  о  максимизации  прибыли особенно  подходит к ситуациям:

- больших  групп  фирм,  когда  ничего  нельзя  сказать  о  поведении 

  индивидуальных фирм;

- интенсивной конкуренции;

- объяснения и предсказания  общего воздействия специфических  изменений на

  цены, выработку и  ресурсы, а не их конкретных  значений;

- рассмотрения  направлений,  а  не  точных   численных   результатов  

  деятельности.

                 Но когда рассматривается  поведение  конкретных  фирм, когда количество  фирм  небольшое,  когда  конкуренция  не  угрожает прибыльности  и  (или)  когда  требуется  сделать  точные  численные оценки, тогда, прежде чем надежно объяснить  и предсказать поведение,  требуется  ясно определить цели фирмы.

 

Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж

 

                Эта концепция исходит из предпосылок, что:

  - оперативное управление  осуществляют не собственники, а  профессиональные 

    менеджеры;

  - цель менеджеров  состоит в максимизации объема  продаж и  поступающего  в

результате дохода.

                Данные предпосылки имеют под  собой реальное основание, поскольку  в связи с доминированием в  современных  условиях  акционерной  формы  собственности владельцы  акций  являются  лишь  формальными  собственниками,  уступив  свои  права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь  идет не  о малочисленной  прослойке  владельцев  контрольного  пакета  акций,   которые сохраняют  за собой стратегический контроль  над  деятельностью  фирмы.  Речь  идет о миллионах мелких, средних  и даже  крупных  вкладчиков,  подчас  очень отдаленных (в прямом  и переносном смысле) от дел  корпорации.

                 Что касается второй предпосылки, она так же очень реалистична.  Есть  ряд причин, по которым  менеджеры  действительно  заинтересованы  в  максимизации объемов продаж. Прежде всего это объясняется прямой  зависимостью  жалования и всех дополнительных льгот и выплат,  получаемых  менеджерами  от  торговой выручки. Рост  торговой  выручки позволяет расширить штат, внедрить  новые  проекты.  Это,  в  свою  очередь, повышает статус менеджера: в его  подчинении  находится  больше  работников, растет его ранг в служебной иерархии.

                 При максимизации торговой  выручки  прибыль  фирмы  понижается  по  сравнению  с вариантом  максимальной  прибыли.   Это   обстоятельство   обычно   вызывает недовольство  акционеров,  которые  могут  установить  менеджерам  минимально допустимый  уровень прибыли. В этом случае  менеджеры будут наращивать объем  продаж  до тех пор, пока это  не  станет  угрожать  падением  прибыли  ниже  допустимых пределов.  

                 В   краткосрочном   аспекте    фирмы    предпочитают максимизировать  объем продаж, тогда как  в  долгосрочном  периоде  их  более  волнует максимальная прибыль.

 

Теория максимизации роста

 

                 Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Для  этого  ей следует увеличивать  производственные  мощности  и  осуществлять  инвестиции. Всё это  требует финансирования.

                 Первый путь к росту можно  охарактеризовать как  внутренний  рост  фирмы, концентрацию производства  и капитала.

Источниками  внутреннего  роста  фирмы служат:

  - собственные ресурсы  фирмы,  в  первую  очередь  нераспределённая  часть  

    прибыли, в некоторой  степени - амортизационный фонд;

  - заёмные средства,  полученные  от  банков  и  иных  кредитно-финансовых 

    институтов;

  - средства от дополнительных  эмиссий ценных бумаг.

Роль  и  значение  различных  источников  внутреннего  роста  фирмы   не одинаковы и меняются в зависимости от ситуации.

                 Второй путь роста фирмы связан  с централизацией производства  и  капитала в результате слияний  и  поглощения.  Практика  показывает,  что  это  весьма распространенный  способ  роста,  он  обеспечивает  до  50%  всего  прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Слияние (поглощение) бывает нескольких типов.

Основными являются:

  - горизонтальная интеграция;

  - вертикальная интеграция;

  - конгломерат.

                Горизонтальная интеграция наблюдается  при объединении фирм,  выпускающих  однотипную  продукцию  или  осуществляющих  одинаковую   стадию   некоторого  технологического процесса. Горизонтальную  интеграцию можно  охарактеризовать  как внутриотраслевую концентрацию  и  централизацию  производства.  Подобные  объединения  дают  экономию  за  счет масштабов на уровне  производства и на уровне управления.

                Вертикальная интеграция происходит  при объединении фирм, осуществляющих  разные стадии некоторого единого  технологического  процесса.  По  сути  это межотраслевая концентрация  и  централизация  производства.   Вертикальная  интеграция позволяет  снизить издержки, поскольку  продукт  переходит  из  одной  стадии  воспроизводства в другую, минуя  рынок: расчет  между  подразделениями  фирмы ведется не по рыночным, а по более низким ценам.  Вертикальная интеграция помогает  расширить  рыночные  позиции  и  усилить  контроль  над рынком.

                 Конгломерат   образуется   в   результате    объединения    фирм,    чьи технологические  процессы  ни  как  не  связаны. Конгломерат   образуется   либо   путем диверсификации  производства,  либо  путем  приобретения  по  "случаю"  чужих фирм.      

 

                 При диверсификации слияния и  поглощения преследуют  цели:

- рассредоточить риск,  распределив  капитал  по  разным  отраслям; 

- освоить   новые   рынки, образующиеся на стыке  прежних видов производства;

- занять даже  самые  мелкие ниши на  рынке; 

- максимально  эффективно  использовать  достижения  науки  и техники, 

  применяя  их  одновременно  в  разных  областях.

В  результате  приобретенные  компании вписываются  в  общую  структуру  фирмы  и  образуют  с  ней  единую  схему, устойчивость  которой  зависит   от   эффективности   управления.  

Информация о работе Теория фирмы и организационные формы бизнеса