Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:20, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать положения теории Д.С.Норта в сравнении со взглядами других ученых на данную проблематику.
Для достижения поставленных целей выделены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и содержание институтов в теории Д.Норта;
- проанализировать положения институциональных изменений по взглядам Д.С.Норта;
- обобщить общие положения неоклассической концепции;
- раскрыть неоклассическую теорию выдвинутую Д.Норта;
- обосновать экономические изменения выдвинутые Д.Нортом.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРИЯ ИНСТИТУТОВ Д.С. НОРТА………………………….….…..……........ 6
1.1 Понятие и содержание институтов в теории Д.С.Норта……………………..…… 6
1.2 Теория институциональных изменений Д.С. Норта…………………..………… 14
2 НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА Д.С. НОРТА..........…….. 18
2.1 Общие положения неоклассической концепции…………….....................…....… 18
2.2 Простая неоклассическая теория Д.С.Норта…..………...………………..……… 26
3 ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ПО Д.НОРТУ…....... 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…....………………………………………….………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 44
Первая - «неолитическая» - революция датируется VIII тысячелетием до нашей эры и связывается с переходом от охоты и собирательства к регулярному земледелию. Фактически предлагается новое объяснение развития сельского хозяйства у первобытных людей, опирающееся, по определению Т. Эггертссона, на наивную теорию прав собственности. Д. Норт пытался объяснить происхождение собственности как таковой вне связи с социальными и политическими институтами. Возникновение исключительных прав собственности рассматривается путем сравнения издержек и выгод исключения из прав и издержек управления при разделении прав между семьями или отдельными индивидами. Систему собственности до неолитической революции Д. Норт считает неограниченной, общей (фактически собственность отсутствует). Рост численности населения приводил к относительному недостатку ресурсов и снижению отдачи от охоты. В таком случае более привлекательным становится оседлое земледелие и скотоводство, связанное с формированием «исключительной» общей собственности на ресурсы и продукты. Из доступа к ним исключались члены других племен, а для защиты от чрезмерной эксплуатации ресурсов вводились правила, ограничивающие использование земли членами племени - запреты, табу и т.п.
Исключительные права собственности на землю обеспечивали прямые стимулы для увеличения эффективности и производительности. При использовании же лесов такая система была невозможна в силу чрезмерно высоких издержек по установлению и защите прав собственности. Это обстоятельство способствовало решающему преимуществу регулярного сельского хозяйства перед охотой (под сельским хозяйством понимается развитие земледелия и «одомашнивание» животных). Результатом первой экономической революции стал рост продукции, производимой в сельском хозяйстве. По мнению Д. Норта и Р. Томаса, первая экономическая революция, в результате которой основным видом деятельности стало оседлое земледелие, была революцией потому, что привела к фундаментальным изменениям в системе стимулов деятельности людей. Когда имеет место право общей собственности на ресурсы, у людей нет мотивов приобретать знания и технические навыки, совершенствовать производство. Возникновение исключительных прав собственности создает стимулы повышения эффективности и производительности у тех лиц, кто такими правами обладает.
Вторая экономическая революция произошла в середине XIX в. Основное ее содержание - соединение науки и технологии, создание условий для развития промышленности. В это время произошло изменение отношений между прикладным и теоретическим знанием. Патентное право, законодательная защита деловых секретов, регулирование использования торговых марок и знаков, эффективная структура прав собственности создали стимулы для появления и широкого распространения технических изобретений и соединения науки и техники (производства). Специфицированные права собственности на изобретения увеличили отдачу от научно-исследовательской и изобретательской деятельности и сократили дистанцию между научным знанием и техникой.
Серьезные институциональные изменения, связанные с развитием научных центров, университетов, разработкой прав на интеллектуальную собственность, прогрессирующее замещение труда капиталом, появление новых материалов и источников энергии способствовали развитию крупного капиталоемкого производства, углублению специализации и разделения труда. Эти изменения обеспечили рост производительности труда, но одновременно, по мнению Д. Норта, привели к значительному увеличению трансакционных издержек (в том числе увеличению издержек измерения, потерь от «отлынивания» в крупных командах, усложнению и увеличению сроков действия заключаемых контрактов, создающих возможности для оппортунистического поведения в форме «вымогательства»).
Появление новых организационных форм, развитие вертикальной и горизонтальной интеграции производства, распространение фирменных знаков, торговых марок, лицензирования и усиление роли государства в этот период были направлены на уменьшение трансакционных издержек. Рассматривая и первую и вторую экономические революции, Д. Норт, как и многие другие исследователи (А. Алчиян, С. Чен, Р. Томас), подчеркивает, что права собственности, т.е. права на использование ресурсов, подкрепляются социальными обычаями, правилами поведения, табу, а также правовыми нормами. Соблюдение последних обеспечивается силой государства. Американский экономист делает следующий вывод: роль государства «должна быть достаточно позитивной, чтобы общество смогло реализовать огромный производительный потенциал научно-технической революции последних полутора столетий».
Политическим последствием
«второй экономической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе «Институты и экономический рост: историческое введение» Д. Норт предпринял попытку сравнительного анализа экономической истории Англии и Испании, а также анализ институциональной структуры английских и испанских колоний. Согласно его представлениям, «контраст между историями Северной и Южной Америки дает наилучший пример того, к каким последствиям для политического и экономического развития приводит различие путей институциональной эволюции».
Позднее Д. Норт обратил внимание на то, что в развитых странах была создана система экономических и политических институтов, позволивших использовать потенциал двух экономических революций. В этой связи он ставит вопрос об импорте институтов. Создать условия, благоприятствующие эффективному развитию, по его мнению, несложно. Импорт формальных правил возможен. Но, считает Д. Норт, «само по себе наличие таких формальных правил не гарантирует эффективности приспособления», не всегда способствует экономическому росту. Анализируя проблему импорта институтов, Д. Норт еще раз подчеркивает значение неформальных норм и правил. Неформальные ограничения - не просто дополнение к формальным правилам, они важны сами по себе. Это, по его мнению, очевидно из того, что одни и те же формальные правила в разных обществах проявляются по-разному. Он ссылается на следующий факт. Во многих странах Латинской Америки после завоевания независимости была принята Конституция США (или ее варианты), многие страны скопировали правовую систему, но развитие их пошло разными путями. Дело в том, что «создание эффективных инвестиционных и товарных рынков есть сложный процесс. «Единственное, что нам известно, - это то, что создание таких рынков требует дополнения формальных правил неформальными ограничениями и действительными средствами принуждения к соблюдению договоров».
Мы уже обратили внимание на то, что в более поздних работах для
лучшего понимания и объяснения процесса институциональных изменений Д. Норт вводит в анализ идеологию и культуру, исторические особенности (так называемый эффект исторической обусловленности развития). Российские экономисты О. Ананьин и М. Одинцова предлагают охарактеризовать используемый Д. Нортом метод как «институциональный индивидуализм». Такой подход предполагает, что действия индивида ограничены существующей институциональной средой, но вместе с тем он может менять институциональную структуру в соответствии со своими предпочтениями. Идеологические убеждения, моральные принципы могут приводить к минимизации трансакционных издержек. Идеология, считает Д. Норт, играет ключевую роль в принятии решений каждым отдельным человеком. «Индивидуальные представления о честности и справедливости правил игры явно воздействуют на эффективность экономического поведения».
На сближение позиций Д. Норта со старым институционализмом обращают внимание такие исследователи, как М. Ратерфорд, О. Ананьин, А. Олейник, Г. Литвинцева. М. Ратерфорд подчеркивает: «Если серьезно воспринимать различные утверждения Норта относительно важности ментальных конструкций, идеологий и культуры, то можно сделать вывод, что он пытается навести мосты между традиционным взглядом на человека как рационального максимизатора и старым институциональным представлением о человеке как продукте культуры». Вместе с тем обращается внимание на противоречивость попыток объединить описание максимизирующего индивида с представлением об индивиде, руководствующимся социальными нормами и правилами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Лист нормоконтроля
Наименование документа |
ФИО разработчика |
Заключение нормоконтролера |
Курсовая работа на тему «Теория государства Д. Норта» |
Грязных Т.В. |
Дата______________
Нормоконтролер________________