Теория мальтузианства и неомальтузианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:20, доклад

Описание работы

Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин ”демография” был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация.

Файлы: 1 файл

Неомальтузианство.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

Однако за этими  внешне позитивными явлениями хозяйственной  жизни скрывались «подводные камни» ускоренного экономического и демографического роста. Все большую обеспокоенность  экономистов и экологов стали  вызывать такие явления, как загрязнение  окружающей среды, неконтролируемое применение и распространение генно-модифицированных продуктов и технологий, развитие атомной энергетики, применение пестицидов и химии в аграрном секторе.

Бурный рост численности  автомобилей обострял проблему выхлопных  и парниковых газов, которая стала  накладываться на соответствующие  загрязнения промышленных городов  и районов. Такое невиданное прежде явление как смог стало все чаще наблюдаться в отдельных мегаполисах и на промышленных объектах. Масштабные розливы нефти на водных пространствах, утечки и взрывы на химических заводах (по типу Бхопальской, когда из-за аварии на предприятии Юнион Карбайд погибло 18 тыс. и пострадало до 500 тыс. человек), глобальные техногенные катастрофы по типу Чернобыльской, заставили ученых и экономистов скорректировать свои позиции по части создания экономических учений, не учитывающих последствия и побочные явления хозяйственного роста.

Общая позиция здесь  была такова, – какой смысл во всех доктринах роста и увеличения благосостояния народов, если результатом  повышенного потребления станет деградация природы, изменения климата  и вырождение человечества? Нужны  ли будут американцам новые подходы  монетаризма или институционализма, а европейцам кейнсианства и социальных доктрин, если все это станет бесполезным перед лицом страшных и непредсказуемых последствий?

Рассуждения такого рода привели к созданию Римского клуба, который был организован  итальянским промышленником А.Печчеи в 1968 году. Клуб объединил под своей  эгидой интеллектуальную и научную  элиту из разных стран, обеспокоенную  сложившимися тенденциями и искавшую приемлемые выходы из проблемной ситуации.

Ряд видных ученых, к числу которых, безусловно, можно  отнести Джея Форрестера и Денниса  Медоуза, активно стали сотрудничать с Печчеи. Выступив в качестве эксперта Римского клуба, Форрестер создал модель развития человечества в его взаимоотношениях с биосферой, заложив в его  основу такие параметры, как численность  населения планеты, уровень загрязнения, динамику промышленного производства и строительства. Обобщая данные за период с 1900 по 1970 гг., Форрестер на основании моделирования делал  вывод о том, что мировую экономику  к 2050 году ждет коллапс, не сравнимый по своему масштабу с самыми  тяжелыми хозяйственными кризисами прошлого.

К аналогичным выводам  приходит и Д.Медоуз, с той лишь разницей, что глобальное и необратимое  разрушение социально-экономических  систем будет наблюдаться на четверть века раньше.

В 1972 году Медоуз в  рамках Римского клуба выступил с  докладом под названием «Пределы роста», в котором прогнозировал  катастрофическую развязку принятой человечеством  модели освоения природных ресурсов и освоения земель при учете роста  численности населения. Ориентировочным  сроком распада современной цивилизации  назывался 2025 год.

Концепции, выдвигаемые  Форрестером, Медоузом и некоторыми другими экономистами-катастрофистами  являются, по своей сути, продолжением мальтузианства.

Конечно, современные неомальтузианцы представляют научному миру и общественности более сложные экономические и демографические модели, чем это делал сам Томас Мальтус, ограничивавшийся формулами арифметической и геометрической прогрессии.

Предложения неомальтузианцев по снижению темпов экономического роста  и даже поддержанию «нулевого роста» большинство коллег подвергло критике и остракизму. Аргументация противоположной стороны концентрировалась возле следующих тезисов:

а) экономический  рост и накопление богатств поможет  лучше финансировать природоохранные  мероприятия; со временем рост стимулирует  разработку и внедрение энерго- и  ресурсосберегающих технологий;

б) современное демократическое общество самопроизвольно включает механизмы ограничения рождаемости. Теперь в развитых странах женщины редко рожают по 5-7 детей (хотя полвека назад это было нормой), так как сами делают карьеру и имеют равные с мужчинами права;

в) безотходные и  экологически чистые технологии будут  все больше востребованы рынком. С  уходом старых технологических укладов  будут отмирать и «грязные» методы добычи полезных ископаемых, ужесточатся  меры государственного регулирования  по защите окружающей среды.

Возможно, что в  начале XXI века разработки неомальтузианцев выглядят несколько алармистскими. Но то, что эти труды вызвали  широкий общественный резонанс и  привели к ряду действенных мер, это непреложный факт. В частности, в конце концов был подписан Киотский договор, регулирующий квоты на выброс парниковых газов и создающий предпосылки для купли-продажи этих квот. Индия и Китай стали мерами государственного принуждения и регулирования ограничивать рождаемость. Стало также очевидным фактом изменение климата и исчезновение многих видов животных и растений.

Мы можем также  констатировать, что труды ученых-неомальтузианцев стали дополнительным активатором  в становлении такой политической и экономической силы, как партии зеленых, которые образовались ныне по всему миру.

Основными теоретическими положениями зеленых стали следующие  принципы:

  • окружающая нас природа (или, по В.Вернадскому, ноосфера) – живой организм, реагирующий на все стороны человеческой деятельности, полноценный участник экономических и социально-политических процессов нашего общества;
  • вода, земля, воздух, недра – общее богатство, которое определяют качество жизни людей;
  • на основе бережного отношения к природе должны строиться все промышленные технологии и экономические отношения;
  • не может быть благополучной экономики на базе разрушительных и «грязных» технологий. Рыночные отношения не должны строиться на потреблении невоспроизводимых ресурсов, а все природоохранные мероприятия должны находиться под контролем государства, международного права и общественных организаций;
  • экология — это устав, по которому строится порядок в семье, экономике и государстве.

Таким образом, мы видим, что современные доминирующие идеи о должном экономическом порядке  меняют свою направленность. Уже не экономика определяет тип общественных отношений (или, как указывал К.Маркс  – общественный базис), а ценности защиты природы и окружающей среды. Все государственные, акционерные  и иные предпринимательские организации национального и международного масштаба должны действовать в рамках определенного морального кодекса по охране природы и никакие соображения коммерческого плана не должны затмевать эту главную цель, по отношению к которой все остальные являются соподчиненными.

Таким образом, неомальтузианство  игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей. Ведущие  современные демографы США оценивают  воздействие именно на биологический  механизм рождаемости, как “основной  элемент" стратегических программ по отношению к народонаселению  мира, на деле игнорируя необходимые  общественные, экономические преобразования.

 

Критика мальтузианства. Социальные факторы роста народонаселения

С резкой критикой мальтузианства в  свое время выступал Карл Маркс. Марксистская теория народонаселения исходит  из признания решающего влияния  на демографические процессы социально-экономических  факторов. Карл Маркс утверждал, что  “... всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особые, имеющие  исторический характер законы народонаселения”.  С точки зрения исторического материализма К.Маркса научно несостоятельны теории, пытающиеся объяснить рост народонаселения чисто биологическими и вообще внеисторическими закономерностями, к эти теориям относится и мальтузианство. Хотя между уровнем развития производительных сил и темпом роста народонаселения в различных общественно-экономических формациях нет точного, раз и навсегда установленного соответствия. Данные исторических наук свидетельствуют об детерминации роста народонаселения развитием способа производства. Так, в условиях относительно медленного развития, характерного для феодального способа развития производства и темпы прироста народонаселения, как правило, являются замедленными. Напротив, быстрое развитие капиталистического способа производства, основанного на машинной индустрии     стимулирует ускоренный рост народонаселения.

Однако следует иметь ввиду, что способ производства не является единственной причиной роста народонаселения. На прирост и структуру народонаселения, его профессиональный и возрастной состав оказывают влияние не только производительные силы и производственные отношения, но также и многие национальные традиции, и культура данного народа,   различные исторические события, войны, революции и т.д. Вместе с тем, темпы роста и структура народонаселения оказывают обратное воздействие на всю систему материального производства. В одних случаях они могут содействовать развитию производства, в других - затормозить его. 

По мнению К.Маркса, человек является главной производительной силой, а  во все исторические эпохи подавляющее  большинство населения было занято производительным трудом. Поэтому все  виды общественной деятельности строились  в зависимости от производственной деятельности, в   процессе которой создавались и развивались сами материальные условия существования человечества. В силу этого и закономерности производственной деятельности, в конечном счете, оказывались определяющими по отношению ко всем другим видам человеческой деятельности. Это позволило Марксу объяснить феномен безработицы не биологическими законами размножения людей, а особенностями капиталистической системы хозяйствования.

Взгляды Мальтуса резко критиковались  революционными демократами - Н.Г.Чернышевским, Д.И.Писаревым и др. Против выдвинутых Мальтусом законов “абсолютного перенаселения” и “убывающего плодородия почвы” убедительно выступали русские  ученые В.В.Докучаев, П.А.Костычев, К.А.Тимирязев.

 

Влияние теории Мальтуса на мир

В общем теория Мальтуса достаточно корректно описывает закономерности экономико-демографической динамики доиндустриальных обществ и продемонстрировала свою высокую объясняющую способность  применительно к доиндустриальным обществам, хотя для эффективного использования  её для объяснения динамики современных  обществ (даже в странах Третьего мира), она нуждается в самых серьёзных модификациях; впрочем, с другой стороны, теория Мальтуса продемонстрировала самую высокую способность адаптироваться к подобным модификациям и встраиваться в них.

Так идеи Мальтуса часто использовались разным способом в совершенно разных науках как Карлом Хаусхофером в  его работах по геополитике и  теории "жизненного пространства", так и Ферхюльстом в математике, который был известен работами в  области моделирования численности  населения.

При дальнейшем развитии его теории последователями завоевала большую  популярность демографическая политика как целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.

Эта политика преобладала в Европе примерно с 1800 годов, направленная на сдерживание  темпов прироста населения из-за влияний  теории Мальтуса.  До него она встречалась разве что в религиозно-этических доктринах Средневековья которые были направлены на поддержание увеличения рождаемости из-за больших потерь населения от эпидемий и войн.

Наибольшее развитие политика вмешательства  в демографию получила во второй половине XX века благодаря ООН которая уделяла этому много внимания проводя международные конференции.

В широком смысле демографическая  политика — это политика в области  народонаселения. Объектом может выступать  население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Цели демографической политики

  1. В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв — снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная стерилизация, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.
  2. В экономически развитых странах — повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-ых) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции.

Основные меры демографической  политики:

Экономические:

    • Оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества.
    • Возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале.
    • Ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости.
    • Преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости.

Административно-правовые:

    • Законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин.

Информация о работе Теория мальтузианства и неомальтузианство