Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:20, доклад
Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин ”демография” был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Государственный университет управления»
Тема реферата: «Теория мальтузианства и неомальтузианство»
Работу выполнила:
Петрина А.Н.
студентка группы ГиМУ 2-3
Москва 2012
Введение
Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин ”демография” был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения под влиянием естественного движения (рождаемость, смертность), миграции и мобильности населения. Именем Мальтуса названа социально-экономическая теория - мальтузианство - широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века.
Биологические законы роста народонаселения Т.Мальтуса
Наиболее известная работа Т.Мальтуса
- “Опыт о законе народонаселения...”
вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус
предпринял попытку объяснить противоречия
общественного развития не социальными
условиями, а “вечными” законами
природы. Понимая биологически факторы
как решающие в процессе воспроизводства
населения, Мальтус сформулировал
“естественный закон”, согласно которому,
население Земли растет очень
быстро - по законам геометрической
прогрессии, тогда как производство
продовольствия и других средств
существования развиваются
Центральным понятием мальтузианской теории общества является понятие народонаселения. Народонаселение - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечество в целом; групп стран; отдельных стран; различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений. В социологическом плане народонаселение, его рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни общества. В экономической теории народонаселение понимается как источник трудовых ресурсов и субъект потребления. Для демографии народонаселение - это совокупность поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу. В демогеографии под народонаселением понимают совокупность тех же людей, расселенных и мигрирующих в пределах определенной территории.
Для того чтобы понять какую роль
играет народонаселение, его прирост,
темпы роста в социально-
К началу нашей эры численность населения Земли уже составляла 230 миллионов человек, а к началу 19 века - 1 миллиард человек. К 1930 году эта цифра возросла до 2 миллиардов человек, к 1961 - до 3 миллиардов, к 1976 - до 4 миллиардов человек. Темпы роста населения Земли непрерывно увеличиваются, достигнув в начале 70-х годов двадцатого столетия 2% в год, что дало основания говорить о “демографическом взрыве”. Эта тенденция прогрессирующего роста народонаселения и была замечена Т.Мальтусом в конце восемнадцатого века, послужив основой и импульсом создания его теории.
Мальтус утверждал, что, несмотря на “естественное”
регулирование численности
Различные теории народонаселения
Споры о росте населения ведутся с древности: еще Платон сказал, что рост населения государства не всегда положителен, так как он заставляет людей мигрировать. Однако никаких особых теорий до Мальтуса не складывалось. Но после него их стало появлятся все больше и больше, и в то время как Мальтус посвятил изучению проблем демографии большую часть жизни и искал их в области биологии, многие ученые после него тратили на демографию сравнительно мало времени и пытались ее обьяснить чем угодно, к примеру Карл Маркс описал эту тему очень быстро и просто, мнение Маркса хорошо видно в его «законе народонаселения» который гласит:
Наличие избытка рабочих рук и невозможность поглощения промышленностью больших масс населения не являются следствием той или иной абстрактной численности рабочего населения, а обусловливаются масштабами капиталистического накопления и циклическим характером капиталистического производства.
По мере развития производства рабочее население делает себя относительно избыточным, производя дополнительный капитал, и потому несуществует природных ограничителей роста населения а только социальные.
Он обьяснял свое капиталистическое перенаселение, как появление населения которое не участвует в производстве (никогда не бывает избыточным, всегда необходимо для потребления произведенного, чтобы функционировало капиталистическое производство), и соответственно появления большого количества безработных (имеют потребности, но не средства их удовлетворения, обуза, их становится больше благодаря влиянию научно-технического прогресса на развитие средств производства).
Решение проблемы Маркс видит в
изменении способа
А теперь обратим внимание на то что же такое Теория Мальтуса:
Рост населения он рассматривал как определенный естественный, а не общественный, процесс, определял его как закон народонаселения.
«Предмет настоящего Опыта, — говорит
Мальтус в первой главе своей
книги, — составляет исследование одного
явления, тесно связанного с природой
человека, — явления, дававшего себя
знать постоянно и
Явление, о котором здесь идет речь, заключается в постоянном стремлении всех живых существ размножаться в большем количестве, чем то, для которого существуют запасы пищи».
Три основных тезиса «Опыта о законе народонаселения» которые известны всем кто слышал о Теории Мальтуса:
1) Из-за биологической
2) Народонаселение строго
3) Рост народонаселения может
быть остановлен лишь
Также Мальтус приходит к выводу, что если рост населения не задерживается какими-либо причинами, то население будет удваиваться каждые четверть века, т.е. расти в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.
В своей книге он впервые использовал понятие «борьба за существование», которая ныне часто используется в теории эволюционной экономики.
Основываясь на этом выводе Мальтус описывал такое явление как «Мальтузианская ловушка» — типичная для доиндустриальных обществ периодически повторяющаяся ситуация, в результате которой рост населения в конечном счете обгоняет рост производства продуктов питания. Поэтому в долгосрочной перспективе не происходит ни роста производства продуктов питания на душу населения, ни улучшения условий существования подавляющего большинства населения, а напротив — оно остается жить впроголодь.
Классическое мальтузианство и неомальтузианство
Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о “тщетности” усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.
В двадцатом веке ввиду обнаруженной
несостоятельности “
Представители классического мальтузианства второй половины двадцатого века У.Фогт (США) в книге “Люди! Призываю к спасению” (1960) и Г.Бутуль (Франция) в книге “Перенаселенность” (1964) и “Отсроченное детоубийство” (1970) видят единственную для людей возможность выхода из общецивилизационного “кризиса населения” в скорейших мерах по сокращению рождаемости, а также выступают с призывом против индустриализации и социального преобразования сельского хозяйства развивающихся стран. Г.Тейлор (США), сделав предметом рассмотрения “естественные” препятствия к росту народонаселения приходит к выводу, что среди этих факторов уже отнюдь не “традиционные” средства - войны, голод, эпидемии. Сегодня акцент сместился в сторону стремительного разрушения окружающей среды вследствие колоссально возросшего антропогенного давления на нее. Речь идет о “механизме обратной связи” в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.
Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку “примирить” биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, “революционное зерно” мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о “половом влечении”, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.
Неомальтузианство не ограничивается
чистой теорией, в своих практических
рекомендациях это течение
Информация о работе Теория мальтузианства и неомальтузианство