Теория общественного выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить методологические основы теории общественного выбора.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Ознакомится с возникновением и развитием теории общественного выбора;
Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед теорией общественного выбора;
Изучить основные стадии общественного выбора;
Ознакомится с основным участниками политического процесса и с политико-экономическим кругооборотом.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Возникновение и развитие теории общественного выбора 7
Глава 2. Основные стадии общественного выбора 13
2.1. Договорные основы теории общественного выбора 13
2.2. Конституционный выбор 16
2.3. Постконституционный выбор 18
Глава 3. Политический процесс 21
3.1. Основные участники политического процесса 21
3.2. Политико-экономический кругооборот 24
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Теория общественного выбора.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

Теория общественного  выбора представляет собой одно из наиболее ярких направлений неоинституционализма, связанное с применением экономических методов анализа для изучения политических процессов. Теория общественного выбора является важной составной частью новой институциональной экономической теории.

Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Теория общественного  выбора может быть определена как  экономический анализ процессов  нерыночного принятия решений или, проще говоря, как применение экономической  теории в политологии. Таким образом, данная теория имеет тот же предмет, что и политология: теория государства, правила голосования, поведение избирателя, партийная политика, бюрократия. При этом исследование ведется на основе методологии экономической теории.

Основной поведенческой  предпосылкой теории общественного  выбора, как и экономической теории, в целом, является идея о том, что человек, независимо от того, в какой роли он выступает, как избиратель, политик или бюрократ, действует как рациональный эгоист, максимизирующий полезность.

Цель данной работы –  изучить методологические основы теории общественного выбора.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    1. Ознакомится с возникновением и развитием теории общественного выбора;
    2. Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед теорией общественного выбора;
    3. Изучить основные стадии общественного выбора;
    4. Ознакомится с основным участниками политического процесса и с политико-экономическим кругооборотом.

Глава 1. Возникновение и развитие теории общественного выбора

В качестве самостоятельного направления экономической науки  она сформировалась только в 50-60-х гг. ХХ века. Непосредственный импульс теория общественного выбора дали дискуссии 30-40-х гг. По проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон). Широкий резонанс в 60-е гг. вызвала книга К. Эрроу "Социальный выбор и индивидуальные ценности" (1951), в которой проводилась аналогия между государством и личностью. В противоположность этому подходу, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в книге "Исчисление согласия" (1962) проводили аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу "услуга за услугу" (quid pro quo). Именно эти идеи, получившие дальнейшее развитие в работе Дж. Бьюкенена "Границы свободы" (1975), легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке сыграли также Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

Теорию общественного  выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает  политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений. В своей Нобелевской лекции Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса обмена.1

Основная предпосылка  теории общественного выбора состоит  в том, что люди действуют в  политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой  грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция "экономического человека". Человек в рыночной экономике  отождествляет свои предпочтения с  товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное  значение. Это означает, что все  – от избирателей до президента – руководствуются в своей  деятельности, в первую очередь, экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений).

Наконец, трактовка политики как процесса обмена легла в основу работ американского экономиста Дж. Бьюкенена, получившего в 1986 г. Нобелевскую премию за исследования в области теории общественного выбора.

Сторонники теории общественного  выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство  – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.

Последователи теории общественного  выбора, в частности, наглядно показали, что нельзя целиком полагаться на результаты голосования, поскольку  они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений.

Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах  К. Эрроу. Парадокс голосования – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

На самом деле ошибочна процедура голосования. Более того, довольно часто эта процедура не позволяет сделать согласованный вывод.

Парадокс голосования  не только дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результат голосования поддаются манипулированию.

В то же время при представительной демократии возможно принятие решений  в интересах узкой группы лиц, а не большинства населения.

Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Группы со взаимными  и значительными интересами могут  с лихвой компенсировать свои затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы. А издержки распределятся на все общество в целом. Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное влияние групп с особыми интересами гораздо больше их доли голосов.

Влияние концентрированных  интересов объясняет массу парадоксов экономической политики государства. Лоббизм позволяет находить источники  финансирования предвыборной кампании и политической деятельности. В еще  большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений. Поэтому выборные органы и исполнительная власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности должна быть строго ограничена.

К данным выводам приводит также анализ системы логроллинга  – практики взаимной поддержки депутатов  путем "торговли голосами".

Сторонники теории общественного  выбора (например, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок) не считают всякую "торговлю голосами" отрицательным явлением. Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов. Однако не исключен и прямо противоположный эффект.2

Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они в свою очередь – обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Таким образом, избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.

Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора, –  это система организаций, удовлетворяющих  как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономических  благ, имеющих ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает, прежде всего, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократию группы с особыми интересами "обрабатывают" политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Реализуя свои собственные  цели и интересы особых групп, считают  исследователи-экономисты, бюрократы  стремятся к принятию таких решений, которые открыли бы для них  доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в конечном счете для подготовки путей "отхода" на какое-нибудь теплое местечко.

С ростом бюрократии развиваются  и негативные стороны управления. Укрепление бюрократии увеличивает  неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата – людей, занятых поиском политической ренты.

Поиск политической ренты  – это стремление получить экономическую  ренту с помощью политического  процесса. (Анализ данного явления  инициирован пионерской работой  А. Крюгер в 1974 г.) Правительственные чиновники стремятся получить материальную выгоду за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.

Иерархическая структура  государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществом организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии. Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду из государственных программ. По их мнению, демократичным является опосредованное преобразование рынком общественных товаров и услуг в экономические блага.

Логическим завершением  теории общественного выбора является, поэтому постановка вопроса о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.3

Глава 2. Основные стадии общественного выбора

2.1. Договорные основы теории общественного выбора

Объектом изучения теории общественного выбора является собственно общественный выбор в условиях как  прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.

Основные проблемы теории общественного выбора представлены в таблице 1.

Таблица 14

Основные проблемы и разделы теории общественного  выбора

Проблемы

Разделы теории общественного  выбора

1. Возможно, ли найти справедливое коллективное решение?

Логика коллективных действий

2. Как «измерить» мнение отдельных  избирателей?

Процедура голосования

3. Почему голосование на основе  принципа большинства не обеспечивает  выявление действительных предпочтений  общества?

Парадокс голосования

4. Как повлиять на сограждан,  чтобы было принято нужное решение?

Манипулирование при голосовании

5. Каковы цели общественного  благосостояния? В интересах кого должно в первую очередь развиваться общество?

Функции общественного благосостояния

6. Почему интересы потребителей  одерживают верх в словесных спорах, но политику контролируют интересы производителей?

Группы особых интересов, лоббизм, логроллинг

7. Как создать коалиционное правительство?  Каковы причины устойчивости  коалиций?

Многопартийные системы

8. Как люди получают выгоду  с помощью политического процесса?

Экономика бюрократии, поиск политической ренты

9. Почему происходит извращение  демократического идеала, а закон перерождается в произвол? Как предотвратить превращение демократии в авторитарный режим?

Конституционная экономика

Информация о работе Теория общественного выбора