Теория общественного выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить методологические основы теории общественного выбора.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Ознакомится с возникновением и развитием теории общественного выбора;
Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед теорией общественного выбора;
Изучить основные стадии общественного выбора;
Ознакомится с основным участниками политического процесса и с политико-экономическим кругооборотом.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Возникновение и развитие теории общественного выбора 7
Глава 2. Основные стадии общественного выбора 13
2.1. Договорные основы теории общественного выбора 13
2.2. Конституционный выбор 16
2.3. Постконституционный выбор 18
Глава 3. Политический процесс 21
3.1. Основные участники политического процесса 21
3.2. Политико-экономический кругооборот 24
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Теория общественного выбора.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

Политики

Политики определяют цели развития и средства их достижения, пытаются добиться одобрения сформулированных ими программ и в случае поддержки избирателей ищут пути реализации своих программ. При этом происходит значительное уточнение и конкретизация первоначального замысла. К тому же многое зависит от исполнителей, постоянный контроль за которыми настоятельно необходим.

Кроме того, политики вынуждены  быть своего рода предпринимателями. Однако в отличие от обычных бизнесменов политические предприниматели заинтересованы в спросе на их продукцию не со стороны покупателей, а со стороны избирателей. В их деятельности действует не принцип самоокупаемости, а необходимость переизбрания. Они максимизируют не прибыль, а престиж. Поэтому политики заинтересованы в тех лицах, которые помогут им профинансировать избирательную компанию. В их числе наиболее важную роль играют группы с особыми интересами (см. рис. 2).

Рис.2. Взаимодействие основных действующих лиц политического процесса

Законодательные органы создают исполнительные, а они, в  свою очередь, - обширный аппарат для  выполнения разнообразных функций  государства, которые затрагивают  интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за политиков, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов (рис. 3). Поведение бюрократов детерминируется не только законодателями, но и должностными инструкциями, определяющими их права и обязанности. Их целью является как минимум сохранение должности, как максимум повышение статуса.

Рис.3. Роль бюрократии

Бюрократия развивается  как иерархическая структура  внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Политический процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законодательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве.

Реализуя свои собственные  цели и интересы особых групп, бюрократы  стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы им доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало, что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и, в конечном счете, для подготовки путей «отхода» на какое-нибудь «теплое» местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название «система вращающихся дверей».

Бюрократии присущи  стремление ускорить ход дела административными методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения. «Бюрократия, - писал К. Маркс, - считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с "реальными" целями. Она вынуждена, поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные».9

3.2. Политико-экономический кругооборот

Образуется своеобразный политико-экономический кругооборот, который во многом схож с кругооборотом  экономических благ. Только вместо домохозяйств и фирм в этом кругообороте участвуют избиратели и политики, а вместо рынков потребительских товаров и услуг фигурируют политический рынок и рынок общественных благ (рис. 4).

Рис.4. Политико-экономическая модель спроса и предложения

Простейшую модель можно  описать следующим образом. Избиратели формируют общественные предпочтения. На политическом рынке отбирают наиболее популярных политиков, которым путем голосования избиратели делегируют свои полномочия. Политики в свою очередь принимают законы и организуют снабжение избирателей общественными благами.

Политики, конкурируя за голоса избирателей, организуют политическую рекламу, которая снабжает избирателей политической информацией. При этом наиболее дальновидные политики стремятся учесть самые насущные общественные потребности избирателей (см. рис. 5).

Рис.5.Простая  модель политико-экономического кругооборота

Эта простейшая модель может  быть усложнена включением в нее  бюрократов (см. рис. 6). Избиратели голосуют за политиков, политики назначают бюрократов, которые оказывают непосредственное воздействие на избирателей. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей. Она обслуживает, прежде всего, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке, поставляя политикам информацию и реализуя через систему распоряжений принятые законопроекты.

Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для себя свете.

Рис.6. Модель политико-экономического кругооборота с участием бюрократии

Каждый из субъектов  политико-экономического кругооборота зависит от другого, влияет на другого, деятельность каждого опосредована другим. Это не означает, что каждый из субъектов не сохраняет свою независимость и относительную обособленность. Это говорит лишь о том, что любые действия субъектов политического процесса рано или поздно отразятся и на них самих, хотя и отразятся в ином, уже весьма преобразованном виде.

Взаимодействие избирателей, политиков и государственных  служащих образует политический процесс. Именно он создает основы для развертывания политики во времени и пространстве в форме упорядоченной последовательности действий.10

Политический процесс - это упорядоченная последовательность действий политических участников, преследующих свои властные интересы и создающих для достижения своих целей политические институты. Политический процесс может протекать как на микро-, так и на макроуровне. В первом случае речь идет о взаимодействии отдельных индивидов, во втором - о цикле политических изменений в рамках определенной политической системы.

Политические  изменения - это появление новых элементов, характеристик политической жизни в результате взаимодействия участников политического процесса. Они могут касаться способа или характера взаимодействия между политическими субъектами. Политические процессы могут быть разделены по масштабам, участникам, продолжительности и характеру взаимодействия. Например, выборы мэра Москвы происходят раз в четыре года и касаются преимущественно жителей российской столицы. Что же касается распада СССР, то этот политический процесс шел в течение нескольких лет и затронул, так или иначе, почти все население планеты.

Отдельные политические изменения взаимосвязаны друг с  другом и приводят к рождению новых  политических институтов. Это становление  может происходить как эволюционным, так и революционным путем. Крупные качественные изменения в политической сфере приводят к политическому развитию. Хотя различие между политическими изменениями и политическим развитием довольно условно, тем не менее, очевидно, что во втором случае происходят крупные качественные изменения: накопление количественных изменений вызывает качественный скачок. Характер политических изменений в значительной мере предопределен политико-экономическим циклом, границами которого являются выборы. Политические деловые циклы имеют определенные особенности в рамках различных политических систем.11

Заключение

На основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Основная предпосылка  теории общественного выбора состоит  в том, что люди действуют в  политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой  грани между бизнесом и политикой. Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция "экономического человека". Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным.

Объектом изучения теории общественного выбора является собственно общественный выбор в условиях как  прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.

Структуру общественного  выбора определил Джеймс Бьюкенен. Он выделил два уровня общественного выбора: 1) начальный, конституционный выбор (который совершается еще до принятия конституции) и 2) постконституционный выбор.

Основными действующими лицами в теории общественного выбора являются избиратели, политики (законодатели) и государственные служащие (администраторы, чиновники, бюрократия). Люди как производители и потребители частных благ имеют отношение, в первую очередь, к институтам рынка; а как производители и потребители общественных благ - к институтам государства. Если в первом случае доминируют свободные отношения, то во втором - принудительные.

Образуется своеобразный политико-экономический кругооборот, который во многом схож с кругооборотом  экономических благ. Только вместо домохозяйств и фирм в этом кругообороте участвуют избиратели и политики, а вместо рынков потребительских товаров и услуг фигурируют политический рынок и рынок общественных благ.

Простейшую модель можно  описать следующим образом. Избиратели формируют общественные предпочтения. На политическом рынке отбирают наиболее популярных политиков, которым путем голосования избиратели делегируют свои полномочия. Политики в свою очередь принимают законы и организуют снабжение избирателей общественными благами.

Список литературы

  1. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики, 1994. - №6.
  2. Грин Д., Шапиро И. Объяснение политики теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? // Полис, 1994. - № 3.
  3. История экономических учений. Учебник под общ.ред. А.Г. Худокормова .- М.:ИНФРА. – М., 1998.
  4. Киселева Е.А., Сафрончук М.В. Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия // Научные доклады, выпуск № 105. - М.: Издательский центр научных и учебных программ, 2000. - 136 с.
  5. Курс политологии: Учебник / Под общ. ред. проф. А.Г. Грязновой. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М., 2002. - 460 с.
  6. Мильчакова Н. Игра по правилам: «Общественный договор» Джеймса Бьюкенена // Вопросы экономики, 1994. - № 6.
  7. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов - М.: Гос.ун-т Высшая Школа Экономики (ГУ ВШЭ), 2005. – 531 с.
  8. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Учебно-методическое пособие // Вопросы экономики, 2002. - № 8.
  9. Нуреев Р.М. Институционализм: вчера, сегодня и завтра // Вопросы экономики, 2001. - №6.
  10. Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика // Полис, 1994. - № 3.
  11. Экономика общественного сектора. Часть I. Концепции теории общественного выбора: Учебное пособие. Заостровцев А.П. - СПб., 2002.- 193 с.
  12. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996
  13. 50 лекций по микроэкономике. – СПб.: Экономическая школа, 2000.

Приложения

Приложение 1

Классификация институциональных концепций

1 Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 266.

2 Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Учебно-методическое пособие // Вопросы экономики, 2002. - № 8. – С. 24.

3 Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика // Полис, 1994. - № 3. – С. 25.

4 50 лекций по микроэкономике. – СПб.: Экономическая школа, 2000.- С. 301.

5. Мильчакова Н. Игра по правилам: «Общественный договор» Джеймса Бьюкенена // Вопросы экономики, 1994. - № 6. – С. 11.

6 Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов - М.: Гос.ун-т Высшая Школа Экономики (ГУ ВШЭ), 2005. – С. 89.

7 Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов - М.: Гос.ун-т Высшая Школа Экономики (ГУ ВШЭ), 2005. – С. 90-92.

8 Экономика общественного сектора. Часть I. Концепции теории общественного выбора: Учебное пособие. Заостровцев А.П. - СПб., 2002.- С. 95.

9 Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов - М.: Гос.ун-т Высшая Школа Экономики (ГУ ВШЭ), 2005. – С. 203-204.

10 Экономика общественного сектора. Часть I. Концепции теории общественного выбора: Учебное пособие. Заостровцев А.П. - СПб., 2002.- С.98.

11 Курс политологии: Учебник / Под общ. ред. проф. А.Г. Грязновой. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М., 2002. – С. 411.




Информация о работе Теория общественного выбора