Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:23, курсовая работа
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности.
Введение
1. Сущность теории потребительского поведения
2. Основные характерные черты современного потребительского рынка
3. Потребительское поведение в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы
Теория потребительского поведения
Содержание
Введение
1. Сущность теории
2. Основные характерные
черты современного
3. Потребительское поведение в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В процессе своей жизнедеятельности
человек должен питаться, одеваться,
защищаться от неблагоприятных погодных
условий, поддерживать свой организм в
нормальном состоянии, то есть удовлетворять
самые разнообразные свои потребности.
Потребности человека практически
неутолимы, поскольку всегда существуют
ограничения для их полного удовлетворения,
такие как земля, труд, капитал. Поэтому
возникает необходимость
Ограниченный ресурс денежного
дохода может быть распределен между
текущим и будущим
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Сущность теории потребительского поведения
Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях.
Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй пол. XIX в. Аналитический аппарат маржинализма способствовал изучению механизма рынка, выявлению условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования.
Одним из главных положений
маржинализма является принцип рационального
поведения человека в рыночной экономике.
Потребитель имеет определённые
индивидуальные вкусы и предпочтения,
но он ограничен в удовлетворении
своих вкусов и предпочтений бюджетным
ограничением (своими доходами) и что
он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий
максимально возможную
Другим важным положением в методологии маржинализма является принцип редкости всех ресурсов. Это значит, что в основу многих входящих в него теорий закладывается предположение об ограниченности, фиксированной величине ресурсов, а, следовательно, и производства товаров.
Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».
Полезность вещи выступает
в качестве такого ее свойства, благодаря
которому она приобретает статус
блага и оказывается
Все действия потребителя, в
конечном счете, направлены на то, чтобы
максимизировать полезность, которую
он может извлечь из своего дохода.
Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден,
опираясь исключительно на свои вкусы
и предпочтения, каким-то образом
сравнивать между собой различные
блага или наборы благ, оценивать
их полезность и отбирать те из них,
которые в наибольшей мере способствуют
решению поставленной задачи. В экономической
теории рассматриваются два основных
подхода к решению этого
Кардиналисты заметили, что если потребление товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нём. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромиссы, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в своё распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления.
Принцип максимизации общей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т.е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчёте на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.
Ординалисты - представители другого направления в теории потребительского поведения полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то её невозможно измерить, и вводят понятие «ординальной» (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причём каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение - доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах на эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т.е. величину спроса.
2. Основные характерные
черты современного
Рассмотрим отличия рынка начального периода и сегодняшнего насыщенного рынка:
1. Незначительное предложение,
в целом характерное для
2. Свойства предлагаемых
товаров на современном этапе
рынка нередко меняются чаще,
чем в этом есть потребность
у потребителей. Производители находятся
в постоянном поиске изменений,
3. Если на начальном
этапе развития рынка
4. Возрастает требовательность
(уровень требований) потребителей
к продукту. Можно сказать, что
если на начальном этапе рынка
потребитель соблюдает меру
5. И, одна из самых
важных тенденций заключается
в том, что происходит
Постиндустриальное общество
нередко именуется
Ненасытная жажда к
неким объектам или пристрастие
к специфическим
Таково состояние культуры
общества «простой» современности,
и оно с потребительской магией
современного человека, как кажется,
вполне «свыклось». В социальной же
науке все чаще появляются работы,
в которых потребительская
Социологические наблюдения за судьбой модернизации стран «второго» и «третьего» миров в период после второй мировой войны показали, что независимо от каких-либо культурных, географических или даже политических факторов – словом, повсюду - мы сталкиваемся в той или иной форме с потребительской революции. Благодаря этому, возможно, не трудно обнаружить так много общего в культуре стран «переходного» типа.
В этой связи Д. Лернер еще в 50-е годы предложил концепцию «революции возрастающих ожиданий», суть которой сводится к гипотезе о том, что любое общество, переживающее переход от традиционного качества к состоянию «простой» современности, и совершающее необратимый разрыв с традиционными ценностями и нормами, неизбежно формирует в себе особого субъекта - субъекта внезапно возросших притязаний.
3. Потребительское
поведение в современных
Рассмотрим основные факторы,
которые могут оказывать
1) Традиционное действие потребителя.
Многократно повторяющееся
действие становится традиционным, выполняемым
автоматически, без размышлений. Повседневное
поведение в таком
Традиционное действие нарушается таким подъемом цен, при котором индивид уже не имеет средств для поддержания привычной модели потребления. Столкнувшись с невозможностью удовлетворить свои потребности традиционным путем, он выходит на модель целерационального поведения.
Стратегия многих западных торговых
фирм направлена на выработку у покупателей
механизма традиционного