Теория потребления как составная часть микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных действующих субъектов рыночного механизма. "Основная идея экономики — по словам американского экономиста Т. Скитовски -, заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желания потребителя, которые проявляются в его поведении на рынке".

Файлы: 1 файл

Поведение потребителя в рыночной экономике.doc

— 130.92 Кб (Скачать файл)

Полезность товара может  меняться в зависимости от времени  и места. Так полезность прохладительных  напитков различна летом и зимой, на севере и на юге.

Тем не менее, несмотря на относительный  характер полезности, экономисты всего  мира стремились сопоставить полезности различных товаров и услуг, что  привело к появлению двух теорий полезности:

Количественный подход и  так называемая кардиналистская теория полезности. В рамках данной теории выдвигается гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.

Порядковый подход и так  называемая ординалистская теория полезности. В рамках этой теории предполагается возможность лишь ранжирования полезностей человека — от лучшей к худшей, и отказ от количественного соизмерения полезности благ. В основе анализа лежит набор некоторого числа исходных гипотез (аксиом), на основе которых строятся кривые безразличия и рассматривается оптимум потребителя.

2.1. Концепция полезности  и потребительский выбор.

Полезность — удовлетворение или исполнение запросов, которое  получают люди от потребления и использования  благ. Полезность — абстрактная  категория, используемая в экономической  науке для определения удовольствия, которое получают люди от потребления  благ. Полезность того или иного  блага — главный фактор потребительского выбора. Полезность — понятие сугубо индивидуальное, субъективное. Каждый человек понимает полезность по-своему. Некоторые товары могут быть полезны  для одного человека, но бесполезны или даже вредны для другого. Например, очки полезны близорукому человеку, но бесполезны тому, у кого стопроцентное  зрение.

Функция полезности — соотношение  между объемами потребляемых благ и  уровнем полезности, достигаемой  при этом потребителем. Математически  функция полезности выглядит следующим  образом:


 

 

где f — символ функции; U — уровень полезности; QX, QY — количество товаров Х и Y, потребленных за определенный период. В данную функцию можно  включить любое количество переменных. Эта функция демонстрирует, что  полезность, получаемая человеком, зависит  только от количества потребляемых благ. Различают предельную и совокупную полезность блага.

Предельная полезность —  дополнительная полезность, получаемая потребителем от потребления дополнительной единицы блага. Каждая последующая  единица блага, использованная потребителем, вносит свой вклад в удовлетворение данной потребности. Поскольку по мере потребления дополнительных единиц блага потребность покупателя будет  постепенно удовлетворяться, предельная полезность каждой последующей единицы  блага будет убывать. Закон убывающей  предельной полезности гласит, что  по мере потребления дополнительных единиц блага предельная полезность каждой последующей единицы будет меньше, чем предыдущей. Закон убывающей предельной полезности еще называют первым законом Госсена. Общая полезность — удовлетворение, получаемое потребителем от потребления данного количества благ за определенный промежуток времени.

Общая полезность обычно увеличивается  по мере потребления все большего количества благ, но, как правило, со все меньшей скоростью. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (предельная полезность отрицательна), то общая полезность снижается.


Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной полезности к изменению  количества потребленного блага:

 

где TU — совокупная полезность; MU — предельная полезность; TU1 и TU2 — первоначальная и новая величина совокупной полезности; Q1 и Q2 — первоначальное и новое количество блага.


 

Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения  спроса и объясняет, почему кривая спроса является нисходящей. Чем большим  запасом блага обладает потребитель, тем меньшую ценность для него имеет каждая следующая дополнительная его единица. Если каждая последующая  единица блага обладает все меньшей  и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии  падения их цены.

 

 

 

 

 

 

2.2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные  ограничения.

Чтобы выбрать на рынке  товар, покупатель должен измерить его  предельную полезность и сравнить с  другими. В процессе развития теории маржинализма возникло два направления  – кардиналистов и ординалистов – каждое из которых по-своему объясняло  этот механизм.

Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты – относительное. Кардиналисты ввели в науку единицу  полезности – ютиль, которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение  предельной полезности, выраженное в  ютилях, с рыночной ценой дало более  реальное измерение – взвешенную предельную полезность.

где MV – взвешенная предельная полезность; MV – предельная полезность блага; P – рыночная цена блага, товара, услуги.

Сравнение взвешенных предельных полезностей различных благ – критерий выбора потребителей у кардиналистов и выражается он в предпочтении для потребления благ с большой предельной полезностью до тех пор, пока оно не сравняется с остальными. Подобное сравнение называется правилом максимизации предельной полезности и означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей:

 

 
где MV – предельная полезность блага; P– рыночная цена товара.

Ординалисты нашли метод  соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп, наборов полезностей. При выказывании предпочтений к  наборам благ люди исходят из здравого смысла, который можно формализовать  в виде следующих аксиом потребительского поведения:

  1. аксиома полной упорядоченности – позволяет покупателю определиться в порядке предпочтений (если значения наборов товаров одинаково, то покупателю безразлично, какой из них потреблять);
  2. аксиома транзитивности – дает возможность соотнести между собой предпочтения: если один набор предпочтительнее другого, а тот, в свою очередь, предпочтительнее третьего, то первый набор обязательно предпочтительнее третьего;
  3. аксиома ненасыщения – гласит, что потребитель всегда предпочтет набор с большим количеством благ;
  4. аксиома независимости потребителя предполагает, что степень удовлетворения потребностей человека не зависит от потребления других людей.

Перечисленные аксиомы позволяют  в математической форме описать  действия потребителей как предсказуемые  и последовательные.

Кривая безразличия и  бюджетное ограничение.

Систему потребительских  предпочтений можно представить  в виде графиков. Впервые это сделал английский экономист Ф. Эджуорт  в 1881 г., построив кривые безразличия.

Кривая безразличия –  геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия  – это особая комбинация двух таких  товаров (рис. 2.2.1).

Рис. 2.2.1. Кривая безразличия.

a, b, c, d– различные наборы  товаров A и B; U – кривая безразличия.

Если у потребителя  будут меняться предпочтения, то возникнут  новые кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном  графике, принято называть картой безразличия (см. рис. 2.2.2).

 

Рис. 2.2.2. Карта безразличия.

Характер наклона кривых безразличия выражает пропорцию, в  которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой.

Предельная норма замещения –  это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу  товара. Предельную норму замещения  можно выразить математически как  

 

где MRS – предельная норма  замещения; x и y – товары.

Предельная норма замещения  показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага.

Предпочтения не полностью  объясняют поведение потребителей, так как на индивидуальный выбор  влияет покупательная способность  потребителей, зависящая в свою очередь  от бюджета потребителя и уровня цен.

Бюджетное ограничение (budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (budget line) —  это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых  выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси  координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно  построить кривую безразличия, которая  будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Если I — доход потребителя, Рх — цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные  количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим  образом:

I = Рх × Х + Рy ×  Y

При Х = 0, Y = I / Рy , т.е. весь доход  потребителя расходуется на благо Y. При Y = 0, Х = I / Рх, т.е. мы находим количество блага Х, которое потребитель  может купить по цене Рх.

 

  1. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой  потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Равновесие потребителя  может быть выражено следующим образом:

где MU — предельная полезность отдельных товаров; P — их цена.

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую  точку D, которая принадлежит кривой безразличия 1)2 более высокого порядка  и в которой максимизируется  благосостояние потребителя при  данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для  нас недостижима. При каком же наборе потребитель достигнет максимально  возможного удовлетворения обеих потребностей? Допустим, потребитель сначала находится  в точке С, а затем переместится в точку D. При этом удовлетворение потребностей возрастает, так как  точка D находится на более высокой  кривой безразличия и соответствует  более предпочтительному, большему по полезности набору товаров. Далее  в поисках еще большего удовлетворения потребностей наш потребитель увеличивает  в потреблении количество товара и уменьшает количество товара В. В результате он перемещается в точку  К, но последнее перемещение оказывается  невыгодным, ибо оно уменьшает  общую полезность двух товаров (более  низкая кривая безразличия). По этой причине  потребитель вновь сокращает  А и увеличивает В.

Такие колебания приводят его к состоянию равновесия, которое  достигается только в точке D, находящейся  на наиболее высокой для данного  потребителя кривой безразличия.

Конечно, любая точка выше показалась бы более желательной, но уровень дохода делает ее невозможной. Равновесие потребителя наступает  тогда, когда у него отсутствуют  стимулы изменять потребительский  набор благ. Это значит, что в  данном состоянии достигается максимально  возможный результат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей. В точке равновесия наклон линии бюджетных возможностей, определяемый соотношением цен товаров, совпадет с наклоном кривой безразличия, определяемым предельной нормой замещения. Это значит, что алгебраически  условие равновесия потребителя  можно записать так: РА/РВ ~ NRSAB, а  так как MRS - MUA/MUB, то MUA/MUB = РА/Реили MUA/PA = MUB/PB. Таким образом, условие равновесия, выведенное кардинализмом, совпадает с ординалистским условием равновесия.

Равновесие потребителя  может изменяться под влиянием изменения  цен. Вместе с тем эффект цены распадается  на два отдельных эффекта: эффект дохода и эффект замещения или  субституции. Первый заключается в  том, что с падением цены товара при  неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, повышающий возможности потребления данного  товара. Второй эффект проявляется  в том, что с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие  товары-субституты.

Однако в случае с нормальным товаром и с товаром низшего  качества эти эффекты могут действовать  по-разному.

Итоговый результат зависит  от того, какой из эффектов будет  более сильным и более значимым для потребителя.

Теоретически можно представить  такой случай, когда эффект дохода будет настолько сильным, что  общее потребление данного товара сократится в результате падения  цен.

Описанный парадокс носит  название парадокса Гиффена (в честь  английского экономиста XIX в.), а товары, на которые он распространяется, называют товарами Гиффена.

Товар Гиффена — это  товар, занимающий большое место  в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

За исключением товаров  Гиффена, для всей товарной массы  действует общее правило, согласно которому потребление товара и соответственно спрос на него падают, если цены на него увеличиваются, и увеличивается, если цены падают.

Информация о работе Теория потребления как составная часть микроэкономики