Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:39, реферат
Теория предельной полезности является частью учения, получившего название «маржинализм». Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы, так как признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики.
Введение 3
1 Сущность теории предельной полезности 3
2 Кардиналистский подход к анализу полезности и спроса 6
3 Ординалистский подход к анализу полезности и спроса 10
Заключение 16
Список использованных источников 17
Микроэкономика. СибГУТИ
Тема 4: «теория предельной полезности»
Содержание
Введение 3
1 Сущность теории предельной полезности 3
2 Кардиналистский подход к анализу полезности и спроса 6
3 Ординалистский подход к анализу полезности и спроса 10
Заключение 16
Список использованных источников 17
Теория предельной полезности является частью учения, получившего название «маржинализм». Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы, так как признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики.
Актуальность тематики данной работы обусловлена тем, что современные экономисты используют теорию полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.
Целью данной работы является исследование сущности теории предельной полезности.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.
Объектом исследования в данной работе является теория предельной полезности, предметом исследования – применение количественного и порядкового подхода к оценке полезности.
Информационной базой
в процессе написания данной работы
явились труды отечественных
авторов в области
Структура данной работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованных источников. В состав основной части входит три раздела
Данная работа выполнена с использованием технических средств Microsoft Office.
Экономическая модель потребительского выбора, в связи с этим, базируется на определенных предположениях о потребительских предпочтениях. Эти предположения известны как аксиомы теории потребительского выбора.
1) Первая аксиома. Способность
ранжировать альтернативы
2) Вторая аксиома.
3) Третья аксиома.
4) Четвертая аксиома.
5) Пятая аксиома. Предположение о непрерывности предпочтений, т.е., исходя из него будем считать, что где-то в промежутке между явно лучшим и заведомо худшим по отношению к данному набору всегда найдется более или менее равноценный ему.
Все эти предположения (предпосылки) необходимы для того, чтобы получить возможность определить функцию полезности, которая показывает зависимость уровня полезности от набора потребляемых благ.
Существуют два способа оценки полезности. Кардиналистский подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы – ютили. Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т. е. описать поведение потребителя путем ранжирования.
Теория предельной полезности – буржуазная теория, пытающаяся дать объяснение процессам ценообразования в условиях капиталистического хозяйства. Возникла в последней трети 19 века в противовес теории трудовой стоимости К. Маркса. Разрабатывалась У.С. Джевонсом (Великобритания), Л. Вальрасом (Швейцария), К. Менгером, Э. Бём-Баверком (Австрия). Буржуазные экономисты не могли примириться с тем, что марксистская теория не только даёт объяснение процессам ценообразования, но и вскрывает источник капиталистической эксплуатации в виде прибавочной стоимости и тем самым показывает основу непримиримых противоречий между двумя основными классами капиталистического общества.
Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г.Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф.Ф. Визер.
Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.
Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.
Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основывается на теории предельной полезности. Считается, что полезность – главный фактор потребительского выбора.
Полезность блага – главная категория в экономической теории.
Полезность (utility) – это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748-1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага.
Общая полезность (TU) возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – График общей полезности
Предельная полезность (marginal utility) – это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Другими словами, предельная полезность – это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.
Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:
MU = DTU/DQ
Представим графически функцию предельной полезности (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – График предельной полезности
Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения.
Теория предельной полезности строится на предположениях:
1) предельная полезность – это не наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая полезность, ради получения которой эта вещь может использоваться.
2) потребитель стремится
получить максимальное
3) за относительно короткий
период времени, в течение
Уменьшение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц конкретного продукта называется законом убывающей предельной полезности. Немецким экономистом Германом Госсеном была выявлена следующая закономерность – потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. А максимальное удовлетворение общей полезности достигается в той точке, где предельная полезность достигает нулевого значения. Это значит, что товар или услуга удовлетворила потребность – потребитель «насытился» благом полностью. С точки зрения общей полезности, его удовольствие пойдет на спад, с точки зрения предельной – благо может начать вызывать неудовольствие.
То есть, если дальнейшее потребление товара или услуги приносит потребителю лишь вред (т.е. предельная полезность блага отрицательна), в данном случае общая полезность блага сокращается. Тем меньше ценность каждой дополнительной единицы блага, чем большим количеством этого блага мы обладаем. То есть, цена товара или услуги определяется не общей полезностью, а предельной полезностью для потребителей. Т.к. предельная полезность товара или услуги для потребителя сокращается, то производитель имеет возможность реализовать дополнительное количество товара или услуги только в случае, если сократит цену.
Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
С данным законом тесно связано понятие максимизации полезности.
Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие.
Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.
Условия максимизации полезности.
В результате максимизации полезности потребитель:
Другими словами, при комбинации, дающей максимальное удовлетворение, предельные полезности на рубль, затраченный на последнюю единицу каждого товара, равны между собой (формула взвешенной предельной полезности):
MU1/P1 = MU2/P2
=MUn/Pn
Если эти предельные полезности не равны, то совокупное удовлетворение может быть увеличено путем уменьшения расходов на товары с меньшей степенью полезности и увеличению затрат на товары с большей степенью полезности.
Модель кардиналистской полезности не только позволяет понять рациональное поведение потребителя, но и наряду с эффектом дохода и эффектом замещения объясняет обратную зависимость величины спроса от рыночной цены, т.е. закон спроса.
Из условия максимизации полезности (1.2) следует, что если цена на товар, при прочих равных условиях падает, то покупатель будет стремиться приобрести большее количество этого продукта.
Следующим нашим шагом буде т являться рассмотрение сущности ординалистского (порядкового) подхода в теории полезности.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только качественно, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой является кардиналистская (количественная) теории полезности.
Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.