Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Теория предельной полезности является частью учения, получившего название «маржинализм». Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы, так как признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность теории предельной полезности 3
2 Кардиналистский подход к анализу полезности и спроса 6
3 Ординалистский подход к анализу полезности и спроса 10
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Микроэкономика. СибГУТИ (2).docx

— 292.75 Кб (Скачать файл)

Авторами теории можно считать  английского экономиста и статистика Ф. Эджуорт, итало-швейцарского социолога и экономиста В. Парето, американского экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение после систематизации, проведённой в 1930-х гг. в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

Ординалистский (порядковый) подход к  анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.

Ординалистская модель основана на менее жестких предпосылках: от потребителя уже не требуется измерять полезность какого-либо блага в ютилах (условных единицах полезности в кардиналистской модели).

Достаточно, чтобы он смог упорядочить  все возможные товары или их наборы по степени предпочтительности (порядковой полезности). Вопрос о том, насколько  один товар предпочтительнее другого, здесь не ставится.

Ординалистская модель полезности использует следующие положения.

1. Аксиома полной упорядоченности.  Состоит в том, что потребитель  способен упорядочить сознательно  все возможные товарные наборы  на основе таких понятий, как  предпочтение и безразличие. Признается, что потребитель в результате  сравнения одного набора благ с другими всегда может точно сказать, какой из них является предпочтительным для него или что оба набора товаров равноценны.

2. Аксиома транзитивности. Данная  аксиома обеспечивает согласованность  предпочтений потребителя. Считается,  если для потребителя выполняется  соотношение между товарами А, В и С: А > В > С, или А – В > С, или А > В – С, то А > С. В соответствие с этой аксиомой покупатель не может себе противоречить и принять решение о том, что А – С.

3. Аксиома ненасыщения. Эта аксиома  описывает соотношение двух наборов  товаров: А и В. В соответствии  с этой аксиомой, если набор  А содержит какого-либо товара  на единицу больше, чем набор  В, то А > В.

4. Аксиома независимости потребителя.  Данная аксиома гласит, что степень  удовлетворения потребителя зависит  только от количества потребляемых  им благ и не зависит от  количества благ, потребляемых другими  потребителями. Ординалистическая (порядковая) модель понятие «полезность» определяет как «порядок предпочтения». Задачу максимизации полезности порядковая теория трактует как задачу выбора потребителем такого набора благ, который, с одной стороны, был бы наиболее предпочтительным, а с другой – по своей стоимости не превосходил бы бюджета потребителя.

Инструменты анализа порядкового  подхода.

Кривая безразличия – это  геометрическое место точек, каждая из которых подставляет собой некоторый набор из двух товаров, причем все эти наборы связаны между собой отношением безразличия . Ес ли нанести на поле координат столько кривых безразличия, сколько возможно, получим карту безразличия. Карта безразличия – это семейство упорядоченных кривых безразличия, которое графически описывает увеличение полезности или удовлетворения для индивидуума двух благ по мере продвижения от начала координат в направлении увеличения потребления.

Понятие кривой безразличия было введено  Ф. Эджуортом. Данные кривые представляют собой графическую интерпретацию  равноценности потребительского выбора между двумя предлагаемыми на рынке товарами (товарными наборами), регистрируемыми на всем протяжении кривой. Оптимум для потребителя находится с помощью карты безразличия и так называемой бюджетной линии (определяемой доходами покупателя)

Этот оптимум наблюдается в  точке касания бюджетной линии  и соответствующей кривой безразличия. Потребительские предпочтения направляются к более высоким кривым безразличия, покупатели стремятся к большей порядковой полезности.

Рассмотрим понятие кривой безразличия и её свойства.

Предположим, что потребитель  имеет набор благ, состоящий из X и Y. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия – набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими.

Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия (рис. 1.3).

Кривая безразличия – совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Кривая безразличия

 

Взяв другие возможные  сочетания благ, соответствующие  различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия (рис. 1.4).

Карта безразличия – совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.


 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 – Карта кривых безразличия

 

Анализ кривых безразличия  основывается на следующих предпосылках:

1.  Все блага находятся  в свободном доступе и обладают  положительной предельной полезностью. Другими словами, это означает принцип: чем больше данного блага, тем лучше. Если же какое-либо дополнительное благо начинает понижать благосостояние потребителя, он может с легкостью выбросить его, не неся при этом никаких издержек.

2.  Предельная норма  замещения понижается. По мере  того как потребляется все  большее количество блага X и  меньшее количество блага Y, благо  X становится все менее ценным относительно Y, а благо Y – все более значимым сравнительно с X.

3.  Потребители имеют  возможность выбирать между комбинациями  доступных им товаров и услуг. Потребитель имеет три возможности: предпочесть товар А товару В, предпочесть товар В товару А, быть безразличным по отношению к обоим товарам (ему все равно, какой из них потреблять).

4.  Потребительский выбор  рационален, и потребитель последователен  в своих предпочтениях: если  он предпочитает благо А благу В, а благо В – благу С, то при выборе между А и С он всегда предпочтет А.

Любая кривая безразличия  представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих наборы товаров Х и Y. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на этой кривой одинаковы, т. е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию товаров Х и Y он приобретет. Переходя от точки А к точке В, потребитель сокращает потребление блага Y на ΔY и наращивает потребление товара X на ΔХ, но общий уровень удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным (рис. 1.5).

 

 

Рисунок 1.5 – Графическое  представление зоны замещения

 

Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка  АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 – минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения – норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения – количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:

MRSxy = - DQу/DQх,                                      (1.3)

 

где MRS – предельная норма замещения;

Qx – количество товара X;

QY – количество товара Y.

Предельная норма замещения  всегда отрицательная величина, так  как прирост потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого. Предельная норма  замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия – получая в свое распоряжение все большее количество данного блага и наращивая его потребление, покупатель в обмен готов отказаться от все меньшего количества другого блага, которое становится все более дефицитным. У потребителя, желающего остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага X должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара Y. Таким образом, предельная норма замещения блага X благом Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y:

MRSxy = MUX/MUY,                                        (1.4)

 

Основные положения ординалистского  подхода получили широкое распространение в трудах ряда исследователей в области экономической теории.

Заключение

 

Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода  к проблеме эффективности производства на основе оптимального использования  ограниченных ресурсов, что имело большое методологическое значение. Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться в других экономических науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости.

Количественная (кардиналисткая) функция полезности – это функция  полезности, возникающая в том случае, когда мы не только можем определить расстановку и последовательность классов безразличия, но и указываем, как мы оцениваем разность в уровнях благосостояния, соответствующих каждому из таких классов безразличия. При этом можно будет сравнивать не только сами значения функции полезности, но и их изменения. Фактически это означает, что данный потребитель в данной ситуации оказывается в состоянии определить не только свои предпочтения как таковые, но и их интенсивность, поскольку он определяет разницу или равенство в степени удовлетворенности различных наборов. При этом сами количественные оценки таких разностей в уровнях благосостояния не имеют абсолютного значения. Эта функция, несмотря на ее ограниченность (только линейными функциями) дает нам взамен возможность оценивать количественные различия между разными уровнями благосостояния данного потребителя в данной ситуации с точностью до линейного преобразования.

Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных к более предпочтительным. Ее можно образовать с помощью любого последовательного множества чисел, соответствующих данным классам безразличия таким образом, что число, поставленное в соответствии более предпочтительному классу безразличия, будет больше числа, поставленного в соответствие  менее предпочтительному классу безразличия. Тогда значения такой порядковой функции и будут выражать только расстановку (ранжирование последовательность, порядок) определенных групп равновесных наборов благ.

Список  использованных источников

 

  1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учебник. – СПб.: Экономическая школа, 1999. – 349 с.
  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2002. – 572 с.
  3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. – М.: Экзамен, 2005. – 592 с.
  4. Закон убывающей предельной полезности. Режим доступа: http://www.z-student.ru, [30.04.13].
  5. Максимизация полезности. Режим доступа: http://www.grandars.ru, [30.04.13].
  6. Кривые безразличия. Режим доступа: http://modern-econ.ru, [30.04.13].
  7. Кривые безразличия. Режим доступа: http://newinspire.ru, [30.04.13].
  8. Общая и предельная полезность. Режим доступа: http://www.economicportal.ru, [30.04.13].
  9. Общая и предельная полезность блага. Режим доступа: http://www.be5.biz, [30.04.13].
  10. Ординалистский подход к анализу полезности и спроса. Режим доступа: http://www.2fy.ru, [30.04.13].
  11. Ординалистская теория полезности. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, [30.04.13].
  12. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, [30.04.13].
  13. Теория полезности. Режим доступа: http://www.study-economics.ru, [30.04.13].
  14. Теория предельной полезности. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, [30.04.13].
  15. Теория предельной полезности. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru, [30.04.13].

 


Информация о работе Теория предельной полезности