Теория спроса и полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Целью написанию реферата является изучение спроса и полезности. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• Описать понятие спроса;
• Рассмотреть формирование теория спроса;
• Изучить связь спроса и полезности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
1. Теория спроса. Закон спроса………………………..………………….....4
2. Полезность, ценность, цена………………………………………............5
3. Теория потребительского выбора………………………………….….….9
4. Мера полезности товара…………………………………………………10
5. Принцип предпочтения……………………………………………..…..12
Заключение…………………………………………………………….........13
Список литературы………………………………………………………....15

Файлы: 1 файл

Теория спроса и полезности.docx

— 40.18 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Теория спроса и полезности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 33 группы факультета ПРиМА

Зыков В.А.

Проверил:

Коперсак А.А.

 

Москва 2012 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3

1. Теория спроса. Закон спроса………………………..………………….....4

2.  Полезность, ценность, цена………………………………………............5

3. Теория потребительского выбора………………………………….….….9

4. Мера полезности товара…………………………………………………10

5.  Принцип предпочтения……………………………………………..…..12

Заключение…………………………………………………………….........13

Список литературы………………………………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теория потребительского выбора и спроса представляет собой  раздел микроэкономики, в котором  изучается вопрос о том, какой  товар или набор товаров выбирает потребитель при заданных ограничениях. Изучение выбора отдельно взятого потребителя  имеет своей целью выведение  индивидуальной функции спроса. Конечной целью анализа данной проблемы является теория спроса, устанавливающая основные зависимости между ценовыми и  неценовыми факторами и рыночным спросом. В основе современной теории потребительского выбора лежит неоклассическая  теория .

Целью написанию реферата является изучение спроса и полезности. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

 • Описать понятие  спроса;

 • Рассмотреть формирование  теория спроса;

• Изучить связь спроса и полезности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория спроса. Закон спроса.

 

[Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.]1

Различают индивидуальный и  совокупный спрос. Индивидуальный спрос  — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это  общий объем спроса на товары и  услуги в какой-либо стране.

Также различают первичный  и вторичный спрос. Первичный  спрос — это спрос на продукт  или услуги определенной категории  товаров в целом. Например, это  может быть спрос на кофе или спрос  на страховые услуги. Вторичный (или  избирательный) спрос — это спрос  на товары определенной марки или  фирмы и на услуги определенного  вида.

Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

[Отрицательный спрос — это спрос, возникающий в тех случаях, когда потребители «недолюбливают» товар и поэтому избегают его приобретения. Отсутствующий спрос — это спрос на товары, которые ненужны на рынке или устарели. Скрытый спрос — это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос— это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия — производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос— это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос— это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос— это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос — спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос — это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.]6

Кроме понятия «спрос»  надо также выделять понятие «величина  спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое  потребитель хочет и может  купить по данной цене в данный период времени.

На величину спроса оказывает  влияние целый ряд факторов:

цена предлагаемого товара;

качественные характеристики товара;

уровень доходов потребителей;

 

изменение доходов потребителей — обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;

изменение цен на взаимозаменяемые товары;

изменение цен на взаимодополняемые товары;

изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний  потребителей, связанное чаще всего  с временным фактором, т.е. потребительские  предпочтения и потребительские  ожидания;

изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;

политические факторы;

социально-культурные факторы;

насыщенность рынка;

 

[Общеэкономические показатели — ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать деньги.]3

Поведение спроса подчиняется  закону спроса. Как правило, самое  существенное влияние на спрос оказывает  цена товара или услуги. Между ценой  товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.

[Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот.]5 Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.

 

2.  Полезность, ценность, цена.

[Полезность - характеристика товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего.]5 В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности - т. н. ютилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывающей предельной полезности.

[Предельная полезность - приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу (в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными).]5

Потребитель приобретает  товар ради его полезности. Во-первых, потребности человека насыщаются постепенно, т.е. удовлетворяются по мере того, как  используется благо. Общая полезность при этом возрастает. Общая полезность экономического блага - это суммарная  полезность всех составных частей потребляемого  блага. Во-вторых, интенсивность или  напряженность потребности по мере потребления уменьшается. Следовательно, полезность каждой дополнительной части  блага для потребителя должна также убывать. Тенденция сокращения предельной полезности, по мере увеличения количества потребляемого блага  называется законом убывающей предельной полезности.

При рассмотрении цен спроса возникает необходимость определения  ценности предлагаемых благ для покупателей. Как уже отмечалось, категория  «ценность» во всех концепциях, в которых  она используется для анализа, играет роль критерия полезности, нужности для  общества произведенного блага и  затраченных на него ресурсов, ибо  оценка товаров или услуг осуществляется, во-первых, через обмен, во-вторых, посредством  доходов (денег) различных социальных групп населения. Наконец, в-третьих, категория «ценность» выступает  связующим звеном в системе рыночных отношения между вещами как таковыми и общественной, социальной формой их реализации, которая находит самое  непосредственное проявление в акте купли-продажи необходимых обществу благ. Следовательно, цена спроса - это  весьма сложное явление, характеризующее  множеством составляющих технико-природного, экономического, социально-психологического характера. Категории «общественная  полезность», «ценность» позволяет  поставить в центр всей системы  рыночных отношений потребителя-покупателя, без которого, собственно теряет всякий смысл само производство благ.

[Здесь следует остановиться на оценке полезности с точки зрения общества. Если отдельный индивид выражает субъективную оценку полезности, то вся совокупность субъектов, претендующая на покупку данного блага, выступает как общественная покупательная сила, которая и формирует социально-объективную ценность того или иного блага для общества.]4

В современной экономической  литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:

- оценку благ с точки  зрения их полезности, способности  удовлетворять определенные потребности  человека;

- оценку благ с точки  зрения того, что стоит (во что  обходится) их получение, т.е.  с позиции вклада человека  в процесс производства.

 Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой  синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются  как единство конкретной и  абстрактной полезности, а вторые (затраты) - как единство конкретного  и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения).

К товару и его свойствам  каждая научная школа подходила  со своей методологией. В историческом плане можно выделить два подхода  к анализу товара: на основе трудовой теории стоимости (марксизм) и с позиции  теории предельной полезности (маржинализм).

Первоначально (в частности, в трудах русских ученых конца XIX века, а также впервые послереволюционные годы) немецкое слово "der Wert" обычно переводилось как "ценность". В переводах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вместо этого термина стали использовать "стоимость". Подобное разграничение было обусловлено тем, что стоимость стала увязываться с овеществленным в товаре общественным трудом, а сторона полезности при таком подходе исключалась из рассмотрения.

 

Перед всеми коммерческими  и многими некоммерческими организациями  в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка  ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено взаимодействию множества факторов.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и  в то же время довольно мощный рычаг  управления экономикой. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

[Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. ]2

В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой - ценообразование  как способ правила установления, формирования новых цен и изменения  действующих. Ценообразование, с которым  люди знакомы гораздо меньше, чем  с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование  от нас скрыто, а цены мы видим  наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая  и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена.]4

Появление товарных, а затем  металлических и бумажных денег  породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного  эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

Целесообразно разделять  два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение  товара. При втором - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные  с созданием, выпуском товара.

В рамках рыночного подхода  приемлемо следующее определение:

[Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.]4

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой  он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке  цена товара проявляется как экономическая  сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что  вне рынка, без купли-продажи о  цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

 

 Иные позиции в отношении  сути цены свойственны производственному  подходу, опирающемуся на связь  цен с факторами - производства  в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична  следующая формулировка:

- Цена есть денежное  выражение стоимости товара.

В таком определении центр  тяжести перенесен на понятие "стоимость". Согласно трудовой теории стоимости, стоимость  определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет  трудовую природу.

Информация о работе Теория спроса и полезности