Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:07, реферат
Целью написанию реферата является изучение спроса и полезности. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• Описать понятие спроса;
• Рассмотреть формирование теория спроса;
• Изучить связь спроса и полезности.
Введение……………………………………………………………………....3
1. Теория спроса. Закон спроса………………………..………………….....4
2. Полезность, ценность, цена………………………………………............5
3. Теория потребительского выбора………………………………….….….9
4. Мера полезности товара…………………………………………………10
5. Принцип предпочтения……………………………………………..…..12
Заключение…………………………………………………………….........13
Список литературы………………………………………………………....15
Практическая связь между
стоимостью и ценой была проложена
посредством применения затратного
принципа, в рамках которого величина
цены определяется посредством изменения
суммарных затрат всех факторов на
производство единицы товара в денежном
выражении, именуемых издержками производства,
то есть цена равна средним издержкам.
Прибавление к издержкам
Приходится отмечать, что "стоимостный" подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.
3. Теория потребительского выбора.
Основным ограничением для
потребителя является размер его
дохода. Поскольку потребности
Объективного критерия для определения наилучшего набора товаров для конкретного потребителя не существует. Из-за того, что потребитель осуществляет свой выбор со своей индивидуальной точки зрения.
Субъективный подход, конечно же, не безупречен: человек – сложное существо и далеко не всегда можно спрогнозировать его поведение на рынке товаров и услуг. Рациональность потребителя упрощает механизм взаимоотношений на рынке.
Однако следует отметить, что вести себя рационально на рынке вовсе не обозначает быть прижимистым и расчетливым. Не следует считать человека, истратившего свое состояние на миллион алых роз для своей возлюбленной, нерациональным и, наоборот, рациональным того, кто вложил деньги в коммерческий банк под высокие проценты. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если этот способ вложения средств является для них наиболее приемлемым. Ведь каждый потребитель тратит средства в меру своих предпочтений и при этом стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей.
[Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета. Денежные доходы, как известно, оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество приобретенных товаров. Это влияние учитывает предприниматель в ценовой политике. Он должен определенно знать, насколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается.]1
Поведение покупателей, их выбор
в мире товаров имеет сугубо индивидуальный
характер. Каждый покупатель руководствуется
своими вкусами, отношением к моде,
дизайну товаров и другими
субъективными предпочтениями. Здесь
возможна лишь классификация покупателей
по социально-демографическим
Логично и закономерно выглядит тот факт, что теория потребительского выбора рассматривает, прежде всего, категорию ограниченных ресурсов и возможностей денежного дохода, которая влияет на платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.
Личные доходы потребителя
представляют собой определенную фиксированную
денежную сумму. Это может быть ежемесячный,
недельный или годовой размер
заработной платы инженера; стипендия
студента; выплаты престарелым гражданам
в виде пенсий; предпринимательский
доход бизнесмена и т.д. Каждый вид
дохода представляет собой фиксированную
для данного периода времени
сумму денег, определяющую меру платежеспособности
его получателя. Количественно доходы
могут существенно различаться,
однако его величина выступает своеобразным
бюджетным ограничением покупательной
способности каждого
Ограниченный ресурс денежного
дохода может быть распределен между
текущим и будущим
Ограниченность личного бюджета и стремление более рационально его распределить при различных и подвижных ценах вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета.
4. Мера полезности товара
[Полезность товара – это соотношение потребности в нем к уплаченным за него деньгам. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.]1
Если полезность товара соразмерна
с его ценой и качеством, то
покупка одной его единицы
на данный момент принесет наибольшее
удовлетворение покупателю. При этом
он захочет со временем осуществить
вторую, третью и последующие покупки
столь полезного для себя товара.
Например, для покупателя дневная
потребность в таком
Отсюда следует вывод, что цена прямо пропорциональна потребительской способности. То есть, чем выше цена на товар, тем меньше единиц его сможет приобрести покупатель и, наоборот, чем ниже цена, тем больший будет спрос на него этого же покупателя.
[Качество товара – это совокупность свойств продукции, которые характеризуют ее предназначение, особенности, полезность и способность удовлетворить конкретные потребности потребителей.]1 В процессе изготовления товара производитель принимает за основу такой уровень качества, который укрепит его позицию на целевом рынке. Качество характеризуется долговечностью, надежностью, точностью, удобством в эксплуатации. С позиции маркетинга контролером качества является потребитель. Рассматриваются такие уровни качества: низкий, высокий и самый высокий. С точки зрения потребителя качество – это совокупность характеристик продукции, которые полностью удовлетворяют его вкусы и желания. Качество в системе маркетинга – это один из составляющих конкурентоспособности товара, совокупность свойств, атрибутов товара, желаемых для потребителя.
Существуют такие критерии, по которым определяется качество товара:
- соответствие (способность правильно выполнять основную функцию);
- дополнительные функции (диапазон возможностей товара, кроме основных функций);
- соответствие нормам и стандартам (лицензии, сертификаты качества);
- надежность (отсутствие
дефектов на протяжении
- долговечность (полезный срок службы товара и частота его поломок);
- сервис (диапазон, скорость и эффективность услуг до, во время и после продажи);
- имидж товара или
марки (положительное
Современное представление о качестве продукции базируется на принципе наиболее полного удовлетворения нужд и желаний потребителя – конкретная личность или коллектив (предприятие, организация или общество в целом). В соответствии с одной из наиболее распространенных теорий иерархии спроса А. Маслоу существует пять групп, или уровней, потребностей. На нижнем уровне – основные, или физиологические потребности (еда, одежда и т. д.). Далее следует потребность в защите от потрясений (несчастные случаи, болезни, бедность и т. д.), на более высоком уровне находятся социальные потребности (общение и взаимоотношения). За ними следуют потребности в признании (престиж, уважение и т. п.). На самом верху этой иерархии расположены потребности в развитии.
5. Принцип предпочтения.
[Нарастающая неудовлетворенность анализом цен и спроса на основе теории предельной полезности и методологического принципа причинно-следственных связей обусловила поиск новых направлений развития экономической теории. В результате был взят на вооружение функциональный принцип вместо причинно-следственного подхода, принцип предельной полезности был заменен принципом предпочтения одного набора благ другому.]2
Во-первых, это сняло такой сложный вопрос, как выявление основы стоимости и цены, ибо теперь можно брать две категории и рассматривать во взаимосвязи, взаимодействии, не ломая голову над тем, где причина, а где следствие. Во-вторых, это существенно расширило использование математического аппарата в экономических исследованиях.
Заключение
В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы.
Понятие предельной полезности впервые введено современными экономистами, создавшими теорию ценности по предельной полезности. Под этим названием они разумеют наименее важный вид пользы, который приносит данное благо в сфере удовлетворения человеческих потребностей. Предельная полезность повышается при недостатке блага и понижается при его избытке.
Теория предельной полезности и теория стоимости базируются на различных предпосылках, отражают как бы разный круг экономических отношений.
С одной стороны, когда речь идет о свободно воспроизводимых ресурсах, о массовом производстве, то основой цены выступает стоимость и теория стоимости дает исчерпывающие объяснения этого процесса. В условиях реальной ограниченности ресурсов больше подходит теория предельной полезности. В этих условиях только она способна объяснять особый порядок установления цен и т.д.
Теория потребительского
поведения исследует
Для анализа полезности использовались количественная и качественная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает не абсолютную, а относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.
Графически система
Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ.
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при изменении цен и ведет к росту потребления подешевевшего товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя.