Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:05, курсовая работа
Микроэкономический анализ имеет дело со всей совокупностью обособленных производителей и потребителей, с детальным изучением их поведения, мотивов и интересов. Исследуя деятельность предприятий и отраслей, микроэкономика оперирует такими понятиями, как «затраты», «результаты», «полезность», «цена», «прибыль», «эффективность» и другими, анализирует динамику их показателей в сложившихся рыночных условиях. Если говорить о микроэкономике как предмете науки, то здесь можно применить такое высказывание, что «… микроэкономика – это среда обитания бизнеса».
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теория спроса………………………………………………………………4
2. Теория предложения………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...18
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Теория спроса………………………………………………………………
2. Теория предложения…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Экономика каждой страны представляет собой сложный народнохозяйственный комплекс. В его составе взаимодействуют многочисленные хозяйственные единицы – предприятия. Микроэкономика и есть та область экономической науки, которая исследует экономическую деятельность предприятий.
Микроэкономический анализ имеет дело со всей совокупностью обособленных производителей и потребителей, с детальным изучением их поведения, мотивов и интересов. Исследуя деятельность предприятий и отраслей, микроэкономика оперирует такими понятиями, как «затраты», «результаты», «полезность», «цена», «прибыль», «эффективность» и другими, анализирует динамику их показателей в сложившихся рыночных условиях. Если говорить о микроэкономике как предмете науки, то здесь можно применить такое высказывание, что «… микро-экономика – это среда обитания бизнеса».
Важно иметь в виду, что микроэкономический анализ – такая же важная часть экономической науки, как и макроэкономика. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, а грань между ними бывает порой весьма условна.
Несмотря на то что
современная экономика –
Объектом исследования в данной работе является рыночная система.
Предметом изучения является спрос, предложение и рыночное равновесие.
Предприятие – основное звено народного хозяйства. Оно выступает как особая форма функционирования производительных сил и производственных отношений. На предприятии происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется создание продукта, проявляется действие экономических законов.
Зачастую понятие «предприятие» отождествляют с понятием «фирма». Однако это неправомерно. Эти понятия не совпадают, поскольку фирма, как правило, включает в себя не менее двух предприятий.
Рыночная экономика
— это бесконечное
Это справедливо и
для макро-, и для микроэкономики.
Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса
и предложения. Такой анализ важен и тем,
что выступает связующим звеном между
макро- и микроэкономическими теориями.
В экономической науке нет, пожалуй, более
детально разработанного вопроса, чем
взаимодействие спроса и предложения.
Предметом анализа в данной лекции является “классический локальный рынок”, на котором представлено множество конкурирующих покупателей и продавцов однокачественного товара и отсутствует государственное вмешательство (сегодня этим требованиям больше всего соответствует рынок ценных бумаг).
1.Теория спроса
Спросом называется количество товаров и услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный временной период. Он является формой выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Иначе говоря, спрос выступает в виде платежеспособной потребности. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью покупателя.
Действует закон спроса, суть которого заключается в том, что спрос на товары изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам:
Понятно, что при повышении цены спрос сокращается.
Закон спроса не действует в трех случаях:
1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством помещения денег;
3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).
Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика (рис.1)1
Рис. 1. График спроса:
P – цена товара; Q – величина спроса на товар
Кривая спроса показывает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены. Кривая спроса обычно убывающая.
На изменение спроса влияют и неценовые факторы. К ним относятся:
Объем спроса на некий товар – это количество товара, которое покупатели желают приобрести на рынке за некоторый период (день, месяц, год).
Важно различать объем спроса и сам спрос. На изменение объема спроса влияет изменение цены, что отражается на кривой спроса. На изменение спроса оказывают влияние и неценовые факторы, что отражается сдвигом кривой спроса.
В рыночном механизме функция спроса является определяющей. Именно она заставляет производителя выпускать необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос.
С повышением цен на продукцию
предприятия можно ожидать
Однако как изменится величина спроса при повышении или понижении цены продукции? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и, соответственно, уменьшения сбыта.
Поэтому для предприятия при планировании объема и структуры производства важно знать, какое воздействие на величину спроса могут оказать изменения цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %. Другими словами, эта величина измеряет чувствительность объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны.
Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса (EP) определяется по формуле:2
EP = ΔQ / ΔP,
где ΔQ – прирост величины спроса, %; ΔP – прирост цены, %.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены стирального порошка на 5 % вызвало увеличение спроса на него на 10 %. Показатель эластичности будет выглядеть следующим образом:
EP = 10 / –5 = –2; | EP | = 2.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, процентное изменение цены в данном случае приведет к большему процентному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае процентное изменение цены повлечет за собой меньшее процентное изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. Процентное изменение цены в этом случае приводит к такому же процентному изменению величины спроса.
Существуют два крайних
случая. В первом случае возможно существование
только одной цены, при которой
товар будет приобретаться
Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса, например, цены на хлеб, на соль. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси (рис. 2).
Рис.2 Эластичность спроса: а) спрос абсолютно эластичен; б) спрос абсолютно неэластичен
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
1 < | EP | ≤ ∞ – спрос эластичен;
0 ≤ | EP | < 1 – спрос неэластичен;
| EP | = 1 – спрос с единичной эластичностью.
Для измерения эластичности спроса по цене необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их4:
EP = (Q1 – Q0) / Q0 : (Р1 – Р0) / Р0,
где Q0 иQ1 – спрос до и после изменения цены; Р0 и Р1 – цены до и после изменения.
Важным фактором, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможность для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном.
Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара используется понятие перекрестной эластичности спроса. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В5:
EC = (Q1 -Q0 ) /Q0 : (P1 -P0 ) /P0 .
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары мы рассматриваем – взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если товары взаимозаменяемые, коэффициент перекрестной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин. Если товары являются взаимодополняемыми (автомобиль и бензин), величина спроса на них будет изменяться в том же направлении, что и цены, а коэффициент эластичности будет отрицательным. В случае, когда товары являются независимыми, коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и, соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой предприятием, может сказаться на спросе на другие виды продукции того же предприятия. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, например доход. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению доходов потребителей. Измерив, эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
Основная масса
Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей (крупы, сахар, хлеб, соль и т.п.). Эластичность спроса по доходу на промышленные товары обычно бывает больше, чем на продовольственные.
2. Теория предложения
Предложением называется количество товара или услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены. По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения – меньшие.