Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:16, контрольная работа
Рынок – это такой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги. При этом рынки принимаю самые различные формы. Все ситуации которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки
1.Спрос и кривая спроса ……………………3
2. Закон спроса ………………………………………4
3. Кривая спроса ………………………………………………………5
4. Факторы изменения спроса ……………………6
5. Предложение и кривая предложения ...................................................7
6. Закон предложения ……………………………9
7. Предложение и спрос: рыночное равновесие ………………………11
Список используемой литературы …………………15
Тамбовский Государственный Технический Университет
Контрольная работа
По дисциплине: микроэкономика
По теме: Теория спроса и предложения
Выполнила: Лямина О. П.
Проверил: Нижегородов
Тамбов 2013
Содержание
1.Спрос и кривая спроса ……………………3
2. Закон спроса ………………………………………4
3. Кривая спроса ………………………………………………………5
4. Факторы изменения спроса ……………………6
5. Предложение и кривая
предложения ..............................
6. Закон предложения ……………………………9
7. Предложение и спрос: рыночное равновесие ………………………11
Список используемой литературы …………………15
Теория спроса и предложения
Рынок – это такой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги. При этом рынки принимаю самые различные формы. Все ситуации которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Рынки могут быть локальными (магазин спорттоваров), национальными или международными. В данной работе нас будут интересовать функционирование чисто конкурентных рынков, то есть рынков, где предполагается большое число независимо действующих участников, заинтересованных в обмене стандартных продуктов. Рынков типа зерновой биржи, фондовой биржи, валютной биржи. То есть таких рынков, где равновесная цена выявляется посредством согласованных решений продавца и покупателя.
Спрос описывается шкалой, отражающей готовность покупателей покупать данный продукт в течение определенного периода по каждой из разных цен, по которым его могут продавать. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. В таблице приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество тонн пшеницы.
Цена за тонну (руб.) |
Величина спроса в неделю |
5 4 3 2 1 |
10 20 35 55 80 |
аблица 1. Спрос индивидуального покупателя на пшеницу (гипотетические данные)
Эта таблица отражает связь между ценой пшеницы и количеством, которое покупатель хочет и может купить по каждой из цен. Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке. Это зависит от спроса и предложения. Спрос, следовательно, - это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта. При этом надо обратить внимание, чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу и т.д.
2.Закон спроса
Коренное свойство спроса заключается в следующем, при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. То есть существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.
Рассмотрим, что лежит в основе этого закона.
Здравый смысл и наблюдение действительности согласуется с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. Можно сказать, что высокая цена отбивает у потребителя желание совершить покупку, а низкая наоборот, стимулирует. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит доказательством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают запасы товаров, понижая цены, а не повышая их.
В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или пользы от каждой последующей единицы продукта. Отсюда следует, что потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, то потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена на него снижается.
На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо иных товаров. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны замещать дорогие товары более дешевыми.
3.Кривая спроса.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной.
Рисунок 1 Кривая индивидуального спроса на пшеницу
Таблица индивидуального спроса представлена на графике в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. При этом по закону спроса потребители покупают большее количество продукта, когда цена на него снижается.
4. Факторы изменения спроса.
Изменение одной или более основных детерминант спроса вызывает сдвиг рыночной кривой спроса. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево – сокращение спроса. Изменение в спросе следует отличать от изменения величины спроса, причем последние влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса в результате изменения цены рассматриваемого продукта.
Рассмотрим, какие неценовые факторы и как влияют на величину спроса.
Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшения спроса и смещение криво спроса влево. Надо отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно также появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
Число покупателей на рынке. Очевидно, что увеличение числа покупателей на рынке обусловливает повышение спроса. А уменьшение их числа к сокращению. Так бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинские услуги, на места в дома для престарелых и клиниках.
Денежные доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, стереоустановок и виски. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Хотя большинство продуктов относятся к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, картофеля, капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как, например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на поношенную одежду и третьесортные автомобили. В свою очередь, повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры и маргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление натуральных котлет и сливочного масла. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает, при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Так, например, сливочное масло и маргарин являются взаимозаменяемыми товарами. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это в свою очередь, ведет к увеличению спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на сливочное масло понижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая уменьшение спроса на маргарин. Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля увеличит ваш спрос на моторное масло. И напротив, повышение цены на бензин сократит спрос на машинное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это дополняющие товары. То же относится к ветчине и яйцам, видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один и спросом на другой существует обратная связь. Разумеется, многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные товары.
Потребительские ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен в будущем может побудить их покупать теперь же, чтобы упредить повышение. Равным образом, ожидание увеличения дохода может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
5. Предложение и кривая предложения.
Предложение описывается шкалой, показывающей количество продукта, которое производители готовы предлагать к продаже на рынке в течение определенного периода по каждой из возможных цен, по которой он может быть продан. Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, какие показаны в таблице 2 для индивидуального производителя.
Цена за тонну (руб.) |
Величина предложения в неделю |
5 |
60 |
4 |
50 |
3 |
35 |
2 |
20 |
1 |
5 |
Таблица 2. Предложение пшеницы индивидуальным производителем (гипотетические данные)
Предложение показывает, какое количество продукта будет предложено к продаже по разным ценам, при том все прочие факторы остаются неизменными. В данном случае предположим, что наш производитель является фермером, выращивающим пшеницу, спрос на которую мы уже рассматривали. Определение понятия предложение показывает, что предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильно, а в некоторых случаях необходимо рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
6. Закон предложения.
Закон предложения утверждает, что, при прочих равных условиях, производители предлагают большее количество продукта по высокой цене, чем по низкой. В результате связь между величиной предложения и ценой прямая, а кривая спроса – восходящая.
Как и в отношении спроса, полезно представить понятие предложения в виде графика. Горизонтальная ось – величина предложения. Вертикальная –цена.
Факторы изменения предложения.
Сдвиг кривой спроса на продукт может быть вызвано следующими причинами:
Изменение цен на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. За дополнительные единицы продукта фирма должна устанавливать более высокую цену, поскольку производство эти дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример, если цены на посевной материал и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения пшеницы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
Технологии производства. Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличатся предложение.