Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 00:06, контрольная работа
Экономическая теория зародилась еще в античные времена, но как отрасль науки экономическая теория возникла в период становления капитализма (XVI–XVII вв.).
Стоимость — важнейшая экономическая категория. Определение стоимости можно сформулировать следующим образом. Стоимость — это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров.
Введение 3
Трудовая теория стоимости 4
Теория предельной полезности 7
Теория издержек производства 10
Прибавочная теория стоимости 14
Теория трех факторов 19
Заключение 22
Список литературы 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
университет
Факультет
Теория
стоимости товара
Контрольная работа по Экономике
Студента
___________
преподаватель
___________
2012
Содержание
Введение 3
Трудовая теория стоимости 4
Теория предельной полезности 7
Теория издержек производства 10
Прибавочная теория стоимости 14
Теория трех факторов 19
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Экономическая теория зародилась еще в античные времена, но как отрасль науки экономическая теория возникла в период становления капитализма (XVI–XVII вв.).
Стоимость — важнейшая экономическая категория. Определение стоимости можно сформулировать следующим образом. Стоимость — это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров.
Вопросом стоимости занимались многие экономисты, и у каждого из них были свои взгляды на процессы формирования стоимости. Следовательно, возникло несколько теорий стоимости. Это трудовая теория стоимости, теория предельной полезности, теория издержек производства, прибавочная теория стоимости, теория трех факторов и др.
На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости — это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.
Трудовая теория стоимости
Трудовая теория стоимости существовала еще задолго до Маркса. Первым этот вопрос поднял Ульям Петти, затем продолжил разработку теории Адам Смит, потом Давид Рикардо, а Маркс окончательно оформил трудовую теорию стоимости.
У. Петти установил, что в основе пропорции обмена лежит равенство труда, рабочего времени, которое затрачено на сопоставляемые товары. Но под стоимостью Петти подразумевает только труд, затраченный на производство серебра.
А. Смит, углубляя идеи Петти, пришел к самому широкому обобщению: «Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимость различных товаров во все времена и во всех местах». Но он считал, что эта теория справедлива лишь в простом товарном производстве. Другое его мнение в том, что стоимость, а значит и цена состоят из затрат труда, и прибавочной стоимости.
Д. Рикардо построил более логичную теорию, чем у Смита. Он считал, что в стоимости товара следует учитывать не только, затраты труда на его производство, но и затраты труда на производство средств производства с помощью которых производится данный товар, а также затраты труда на производство материалов.
К. Маркс закончил формирование трудовой теории стоимости. Он учел при рассмотрении стоимости двойственный характер труда. Разрешил все противоречья, четко разделил меновую и потребительную стоимости и превратил трудовую теорию стоимости в целостную систему.
Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.
Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.
Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. Стало быть, стоимость — воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (требующий наименьшей подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 ч сложного труда непосредственно не равен 1 ч простого труда.
Однако при рыночном обмене вещей происходит так называемая редукция труда: 1 ч сложного труда сводится к нескольким часам простого труда. Ведь на рынке изделия квалифицированной деятельности благодаря стоимости приравниваются к продуктам простого труда.
К. Маркс дал такое толкование редукции труда: «Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее, для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень, или, скорее, помноженный, простой труд … Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда».
Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило — рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени.
Очевидно, что рабочее время, приходящееся на единицу продукции, неодинаково по величине у разных производителей, выпускающих одни и те же конкретные блага. Как же в таком случае, — по какому экономическому закону — развивается товарное хозяйство?
Таким является закон стоимости. Он выражает такую объективную потребность, чтобы стоимость товара определялась общественно необходимым рабочим временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при:
а) общественно нормальном (господствующем) состояние производства;
б) средней квалификации работников;
в) средней интенсивности труда.
Такое время обычно затрачивает при создании товара большинство производителей, то есть среднее время. Но при ограниченных природных факторах (например, в сельском хозяйстве или в добывающих отраслях промышленности) общественно нормальными могут быть и худшие условия хозяйствования.
Теория предельной полезности
Эта теория широкое применение нашла у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости.
Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность блага, и определяет величину стоимости данного товара.
При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ — субъективную и объективную. Под субъективной ценностью они понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью — рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.
Третий подход был сформулирован А. Маршаллом. Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность он рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.
При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены:
предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.
В современных условиях при измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения абсолютных величин предельной полезности. К числу наиболее видных представителей современных ординалистов относятся Дж. Хикс и П. Самуэльсон. Они разработали шкалу предпочтений потребителей.
Дж. Хикс считает, что исходным пунктом шкалы предпочтения потребителя является теория кривых безразличия. По его мнению, на основе этих кривых можно предусмотреть, какой наилучший выбор товаров может сделать потребитель, не прибегая к измерению самой полезности. Дж. Хикс не делает различия между предельной полезностью и ценой, которую готов уплатить покупатель, а закон спроса он сводит к соразмерному соотношению между изменением цен и изменением количества товаров.
П. Самуэльсон предложил связать теорию предельной полезности с предельной полезностью денег и с доходами применительно к модели экономического равновесия. Он считает, что предельные полезности каждого блага, деленные на его цену, должны быть равны между собой и в итоге давать среднюю предельную полезность на доллар дохода.
На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться с общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности колебания цен происходят вокруг ценности «предельного продукта».
Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.
Теория издержек производства
Согласно представлениям австрийской школы, единственным фактором, определяющим пропорции обмена товаров, и соответственно цену, является их предельная полезность. Отсюда следовал логический вывод, что производительные (капитальные) блага ценности не имеют, так как прямо не удовлетворяют человеческие потребности, то есть не обладают непосредственной полезностью. Но совершенно очевидно, что в реальной экономике производительные блага ценность имеют и их цены формируют собой издержки производства. В экономической науке теория издержек производства, как и теория стоимости, существует в двух вариантах: теории объективных и субъективных издержек.
Признание объективного характера издержек характерно для классической школы, где цены факторов производства выводились из так называемых естественных норм вознаграждения, а их уровни определялись отдельными теориями. Земельная рента определялась как дифференциальный излишек сверх предельных издержек возделывания земли, заработная плата — долгосрочными издержками средств существования рабочего, а прибыль представляла собой остаточную величину. В рамках классической школы не ставилось под сомнение реальность издержек производства. Но не случайно австрийскую Школу называют субъективно — психологической школой. Она объявила, что реальные издержки не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы — Ф. Визер (1851—1926) разработал субъективную теорию издержек. Исходными посылками данной теории являются два положения1.
Первое положение гласит, что производительные блага представляют собой будущие, потенциальные блага, ценность их носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение. Следовательно, не издержки производства придают ценность продуктам, а наоборот, издержки производства приобретают ценность от своих продуктов. Получалось, согласно взглядам представителей австрийской школы, что потребительские блага сами наделяют ценностью те производственные ресурсы или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка (потребительские товары) сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет те самые первоочередные блага. В этой идее и заключается знаменитая «теория вменения» австрийской школы. Второе положение сводится к утверждению, что предложение представляет собой обратную сторону спроса — спрос тех, кто обладает товаром.
При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на свою продукцию. Отсюда следует, что предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других направлений использования, включая использование самим производителем. Другими словами издержки представляют собой ни что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования; как цены, предлагаемые за услуги факторов, используемые для его производства другими конкурирующими производителями.
Можно с полным основанием считать Визера автором «концепции альтернативных затрат», которая представила как спрос, так и предложение зависящими от полезности, сведя все издержки к отказу от полезности. В данной теории издержки — не более чем форма, в которой индивиду сообщается о «желанности» обладания вещью каким-либо другим человеком. Но каков механизм формирования ценности производительных благ? Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом.