Теория возникновения денег и монетарная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Так как наиболее полно охарактеризовать сущность денег можно через выполняемые ими функции, то в данной работе будут проанализированы следующие функции денег:
- деньги как мера стоимости;
- деньги как средство обращения;
- деньги как средство накопления;
- деньги как средство платежа.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1: Теория происхождения денег 4
1.1 Сущность денег. 4
1.2 Деньги как средство обращения 11
1.3 Деньги как мера стоимости 12
1.4 Деньги как средство накопления 14
1.5. Деньги как средство платежа 15
Глава 2: Монетарная политика государства 17
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

тема 9.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

1) изменение нормы обязательных резервов

2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)

3) операции на открытом рынке 

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов(или нормы резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле: R обяз. = D х rr, где R обяз. – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

Если центральный  банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается  по двум причинам.

Во-первых, сокращаются  кредитные возможности коммерческого  банка, т.е. сумма, которую он может  выдать в кредит. Как известно, кредитные  возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на  1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности  составят  DК= DD – DR обяз. = D D – (DD х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900, а при норме обязательных резервов, равной 20%

DК= 1000 – 1000 х  0.2 = 800.

Во-вторых, норма  обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr  – норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом,  изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора.

Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов)

коммерческих  банков ведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

В результате даже незначительные изменения нормы  обязательных

резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой DМ= DКх mult1= 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег DМ=DКх mult= 800 х 5 = 4000.

Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

К тому же, начиная  с 1980 г. процедура пересмотра этого  показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента(ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.  

Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой  дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы. Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы  (на уровне банков DM =  multбанк х DК или на уровне экономики DM = multден  x DH).

Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.

Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

Среди многих факторов, определяющих рост экономики, важная роль принадлежит норме сбережений в  текущем доходе и последующему приросту дохода, полученному благодаря инвестированию этих сбережений. Если сумма средств на потребление равняется сумме дохода, то денежный поток находится в равновесии. Но в действительности в экономике проявляются тенденции к изменению уровня дохода. Являясь одним из факторов изменения уровня дохода, сбережения представляют собой утечку денежных средств из кругооборота дохода, так как оставляют в нем меньше денег для обслуживания процесса потребления и тем самым сокращают объем кругооборота дохода. Схематически эту утечку можно проиллюстрировать следующим образом.

Схема 1 Сбережения как утечка средств из кругооборота дохода6

С другой стороны, сбережения домашних хозяйств, превратившиеся в  средства сбережения (кроме наличных денег «на руках»), порождают собой  инвестиции, которые в свою очередь, создают дополнительный капитал, обеспечивающий дополнительный выпуск ВВП.

Схема 2. Включение  инвестиций (капиталовложений) в кругооборот  дохода.7

Таким образом, сбережения домашних хозяйств, превратившись  в инвестиции через рост капитала,  представляют собой вливание средств в кругооборот доходов. Для простоты рассуждений предполагаем, что инвестиции осуществляют только домашние хозяйства, хотя возможны и инвестиции компаний.

Схематически  возврат средств, в форме инвестиций, в кругооборот доходов показан  на схеме 2.

Сбережения  и инвестиции могут осуществляться одним и тем же лицом, но это  необязательно. Предприятие могло  откладывать деньги в резерв в  течение ряда лет с тем, чтобы  потом использовать эти средства на приобретение нового оборудования, в этом случае субъект сбережений и инвестор – одно и то же лицо. С другой стороны, какой-нибудь человек мог накапливать излишки средств на своем банковском счете, и это давало банку возможность кредитовать производство,  которое на занятые у банка средства приобрело новое оборудование. В этом случае субъект сбережений и инвестор различаются, хотя инвестор через механизм кредита использует денежные средства владельца сбережений. Различные средства сбережений выступают, как важное звено в цепи сберегаемых средств от их владельца к инвестору, хотя передача денежных средств может осуществляться и напрямую. Движение сберегаемых средств от их владельца через средства сбережений к компаниям показано на схеме 3.

Также следует  отметить, что форма сбережений граждан  «на руках» представляет собой чистую утечку средств из кругооборота дохода. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на рост национального дохода, так как если приток денежных средств в виде инвестиций в кругообороте дохода больше, чем утечка сбережений от него, то при прочих равных условиях национальный доход возрастает.

Схема 3. Средства сбережений как связующее звено между  владельцем сбережений и инвестором8

При превышении утечки средств из кругооборота над  вливанием происходит сокращение национального  дохода. Равенство противоположных потоков денежных средств, сбережений и инвестиций приводит к равновесию и оставляет национальный доход без изменений.

Поэтому, если население  сберегает больше, чем бизнес намерен  инвестировать, равенство восстанавливается  насильственно путем вынужденных инвестиций в счет нераспроданных потребительских товаров. В результате происходит спад производства, который может сопровождаться инфляцией, то есть процессом сдерживания роста денежной массы в обращении. Для его преодоления государством может  расширить «эффективный спрос» или стимулировать «побуждения к инвестированию» средствами фискальной и монетарной политики. При другом варианте, когда происходит превышение спроса на инвестиции над предложением сбережений, выравнивание может происходить за счет иностранных заимствований, которые являются иностранными инвестициями, но, как показывает опыт реформирования российской экономики их объем достаточно мал. Мировой опыт инвестирования доказывает, что большая часть денег, идущих на инвестиции поступает из денежных средств, сбереженных внутри страны. Но в любом случае за определенный период времени происходит выравнивание сбережений и инвестиций.

 Применительно  к нашей стране, основными в  данный момент времени формами  накопления являются банковские вклады, покупка иностранной валюты и наличные денежные средства «под матрасом». В этом наглядно можно убедится, взглянув на таблицу 1.

Таблица 1: Структура  распределения в 2008 – 2010 гг. прироста накоплений по формам сбережения в России (в %).9

Формы сбережений

2008 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Прирост накоплений всего (в трлн. руб.)

100

100

100

100

Прирост накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах, в %

 

22,3

 

16,7

 

8,8

 

9,8

Покупка иностранной  валюты

62,4

69,8

84,5

86,6

Прирост наличных денег на руках

15,3

13,5

6,7

3,3


 

Из данных таблицы 1 видно, что граждане России в период с 2008 – 2010 гг. предпочитали держать свои сбережения в наличном виде, причем преимущественно в иностранной валюте. Прирост накоплений в наличных рублях и иностранной валюте вместе составляли в это период более 85,5% накоплений всего объема прироста накоплений собственников. А значит, на инвестирование производства пошло только 14,5 % от имеющихся у населения сбережений. После августовского кризиса 2010 года реальные сбережения населения существенно сократились, доверие к банкам было сильно подорвано. Примером могут служить результаты опроса жителей Екатеринбурга, согласно которым 54,3% екатеринбуржцев не доверяют свои сбережения банкам, 35,7% - доверяют свои сбережения банкам, а 10% опрошенных заявили, что вообще не имеют сбережений.10 А, следовательно, только небольшая часть населения.

Но на сбережения денег оказывают влияние такие  макро показатели, как инфляция и  уровень потребительских цен, что  связано с функцией денег как меры стоимости. За последние 10 лет Россия не однократно переживала быструю инфляцию, а, следовательно, и резкий рост потребительских цен.

Очередной виток  быстрой инфляции произошел после  кризиса разразившегося 17 августа 2010 года, когда правительство объявило о введении «плавающего курса доллара», о переоформлении ГКО и ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 2011 года на новые ценные бумаги и о моратории сроком на 90 дней на осуществление выплат по кредитам, полученным от нерезидентов РФ, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам11. Рост инфляции можно проследить по индексам потребительских цен в период с июня 2010 года по июнь 2011 года в Новосибирской области.

Таблица 2: Индекс потребительских цен в Новосибирской области в период июнь 2010 – июнь 2011 годов12.

 

2010

2011

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

Индекс потребительских  цен

из них:

100,1

99,8

102,6

149,6

106,2

105,3

109,7

112,6

103,6

101,4

102,2

104,3

102,4

продовольственные товары

100,1

99,4

103,7

148,9

107,4

107,1

104,6

116,4

102,4

101,6

102,3

101,1

102,8

непродовольственные товары

99,96

100,1

101,7

171,7

106,2

104.4

105,8

109,3

104,1

101,4

102,7

102,5

101,5

Информация о работе Теория возникновения денег и монетарная политика