Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:16, контрольная работа
Экономика Украины 39-я экономика мира по размеру ВВП по ППС (2011). ВВП на душу населения 6400 долларов США (2011). Падение ВВП в 2009 году составило 14,1 %. Долг Украины в марте 2010 года достиг 93,5 % от ВВП, рост ВВП на 1 июля 2010 года составил 3,7 % (совокупный долг государства и бизнеса).
Украина считается экспортно-ориентированной страной, по некоторым оценкам, она получает за счёт экспорта 50 % ВВП. Что касается импорта, в 2011 году по данным ВТО Украина заняла 25-е место среди мировых импортеров (без учета торговли внутри ЕС) товаров с долей на глобальном рынке в 0,6 %.
Украина считалась при СССР индустриально-аграрной республикой. В экономике СССР была второй по значимости после РСФСР, со значительным отрывом от остальных республик — валовый внутренний продукт (ВВП) УССР был примерно в четыре раза больше следующей по значимости республики. УССР производила четверть сельскохозяйственной продукции СССР.
Другими словами, идет речь о формировании в Украине «экономики роста» – экономической системы, развитие которой происходит преимущественно под воздействием внутренних и имманентных ей факторов и имеет относительную автономию относительно внутренних и внешних политических влияний. Ориентирами в этой сфере является:
- обеспечения
последующего возобновления
- сохранение
состояния относительной
- обеспечение
реализации факторных
- обеспечения
опережающего развития
- существенная активизация инвестиционных процессов, предоставления им преимущественно инновационной направленности;
- обеспечение
распространения социального
Учитывая это, составляющей «стратегии роста» для Украины должны стать:
- разработка и реализация стимулов экономического роста в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сфере как такой, что непосредственно влияют на повседневную деятельность субъектов ведения хозяйства, обеспечения достаточного, для осуществления регуляторной функции диапазона изменений основных экономических показателей в этой сфере, в частности:
- формирование
действенных механизмов
- формирование налоговых стимулов роста и структурной перестройки и дееспособного бюджета развития;
- разработка
и реализация государственной
инвестиционной стратегии,
- установления
приоритетности задания
- содействие
созданию организационно-
- реализация
мероприятий по защите
- разработка
и реализация государственной
политики доходов,
- поиск «консенсуса вокруг
Принципиально важным средством обеспечения эффективности стратегии роста является максимальное избежание конфликта стратегических и тактических заданий, что, к сожалению, достаточно часто встречалось в предыдущем опыте реализации экономической политики. С этой целью необходимо:
- отказаться от увеличения
- осуществлять согласованное
- соединить либерализацию
Денежно-кредитные рычаги роста. Имеющаяся макроэкономическая ситуация делает возможным и целесообразным стимулирование совокупного спроса и одновременное устранение препятствий роста товарного предложения средствами денежно-кредитной политики, и в первую очередь – за счет существенного увеличения объемов кредитования реальной экономики. Первоочередными средствами относительно этого могли бы, в частности, стать:
- радикальное увеличение
- последующее сокращение нормы резервирования
с целью активизации роста безналичной
части денежной массы, внедрения дифференциации
нормы резервирования в зависимости от
структуры кредитного портфеля банка;
- расширение практики
- разработка мероприятий по
расширению объемов
Радикальное увеличение объемов кредитования имеет стратегически важное значение. Ведь в случае последующего сужения канала ремонетизации экономики через пополнение резервов НБУ, последующее увеличение денежного предложения, может происходить именно через кредитные механизмы. Следовательно налаживание действенной системы кредитования большого, среднего и малого бизнеса, а также потребителей – задание, которое определяет долгосрочную экономическую стабильность.
Учитывая это, следует отметить,
что с целью упрощения
Фискальные инструменты роста. Весьма важным кажется заложенное в Послании Президента Украины положения об обеспечении переориентации бюджетного механизма и превращения его в эффективный инструмент социально-экономической стратегии. С этой целью выдается за целесообразное:
- осуществить реструктуризацию
на долгосрочных принципах
- осуществить постепенный отход от налога на добавленную стоимость как одного из главных источников формирования бюджетных поступлений. НДС эффективно срабатывает в развитой экономике как рычаг сдерживания платежеспособного спроса и предубеждения «перегрева» экономики, а в Украине тормозит экономический рост и, к тому же, увеличивает государственный долг;
- осуществить пересмотр
- обеспечить возобновление
- прекратить «проедание»
При этом нужно обеспечить последующий рост бюджетных доходов, чего возможно достичь путем детализации бюджетных назначений, радикального повышения эффективности государственного финансового контроля (в первую очередь – расходов местных бюджетов), экономически обоснованного сокращения налоговой льготы (в том числе предоставленных предприятиям, зарегистрированным на территории приоритетного экономического развития и в «свободной экономической зоне»), внедрения налога, на недвижимое имущество, совершенствование акцизной и таможенной политики, повышения эффективности государственной регуляции лотерейной деятельности, игрального бизнеса, других видов хозяйственной деятельности, которые сегодня являются источниками получения сверхдоходов за счет уклонения от уплаты налогов.
В целом, устранение системных недостатков налогово-бюджетной политики невозможно в пределах бюджетной резолюции, без осуществления по крайней мере среднесрочной бюджетной стратегии. Учитывая это, кажется целесообразной разработка концептуального документа - Основных направлений реформирования налогово-бюджетной политики, которые основывались бы на отмеченных выше принципах и предусматривали на первом этапе внесение изменений в действующее налоговое законодательство, на следующем - доработка и поэтапное введение в действие Налогового кодекса.
Инвестиционная и
Среди отдельной первоочередной меры инвестиционной стратегии след, по нашему мнению назвать следующие:
- осуществление «детенизации»
экономики с максимальным
- обеспечение условий для перетекания финансовых ресурсов, аккумулированных в отрасли, которая росла опережающими темпами в предыдущие годы (например, горно-металлургический комплекс) или растут сегодня (например, нефтепереработка), в структурную перестройку отрасли, в которой Украина имеет перспективные сравнительные конкурентные преимущества (преимущественно – отрасль с высоким уровнем добавленной стоимости), содействие образованию межотраслевой промышленно-финансовой группы, целевому банковскому кредитованию этой отрасли. В частности, в горно-металлургическом комплексе такая инвестиция могла бы частично финансироваться за счет средств, которые аккумулируются на спецсчете Государственного Казначейства;
- стимулирование
- создание условий для
Информация о работе Тип национальной экономики или национальной системы хозяйствования Украины