Тип национальной экономики или национальной системы хозяйствования Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

Экономика Украины 39-я экономика мира по размеру ВВП по ППС (2011). ВВП на душу населения 6400 долларов США (2011). Падение ВВП в 2009 году составило 14,1 %. Долг Украины в марте 2010 года достиг 93,5 % от ВВП, рост ВВП на 1 июля 2010 года составил 3,7 % (совокупный долг государства и бизнеса).
Украина считается экспортно-ориентированной страной, по некоторым оценкам, она получает за счёт экспорта 50 % ВВП. Что касается импорта, в 2011 году по данным ВТО Украина заняла 25-е место среди мировых импортеров (без учета торговли внутри ЕС) товаров с долей на глобальном рынке в 0,6 %.
Украина считалась при СССР индустриально-аграрной республикой. В экономике СССР была второй по значимости после РСФСР, со значительным отрывом от остальных республик — валовый внутренний продукт (ВВП) УССР был примерно в четыре раза больше следующей по значимости республики. УССР производила четверть сельскохозяйственной продукции СССР.

Файлы: 1 файл

Национальная экономика готовая.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

- усиление контроля за выполнением  инвестиционных обязательств на  приватизированных предприятиях. Одним из возможных шагов может стать обращение к практике реприватизация объектов, относительно которой новыми хозяевами не придерживаются приватизационные обязательства, или которые используются неэффективно.

Одной из важной составляющей утверждения нового качества экономического роста в Украине и эффективного продвижения на пути евроинтеграции должно стать усиление инвестиции в развитие человеческого капитала. Непосредственной составляющей социальной политики, направленной на всестороннее развитие человеческого капитала, в Украине должны стать:

- установление оптимальных ставок  налогообложения для снижения  налогового давления на прибыль  предприятий, фонд оплаты труда  и доходы граждан, что должен  стать источником роста реальной  зарплаты и позволит вывести «из тени» часть неофициальных заработков;

- полное выведение из-под налогообложения  расходов предприятий на поддержание  социальной сферы;

- внедрение стимулов к индивидуальной  инвестиции в человеческий капитал,  в частности, вычет из базы налогообложения личных расходов на запад из охраны и укрепления здоровья, образование, выплаты к фондам пенсионного и медицинского страхования, индивидуальное жилищное строительство или покупку жилья (при установлении нормативов общественно нормальной величины таких расходов) и тому подобное;

- внедрение налоговых стимулов  к инвестиции в саму занятость:  полное исключение из базы  налогообложения расходов на  развитие личного подсобного  хозяйства в сельской местности,  приобретения капитальных товаров для ведения индивидуального предпринимательства, осуществления взноса, в создание малого предприятия или хозяйственного общества и тому подобное;

- согласование внедрения законодательной  гарантии минимальных уровней  оплаты труда (почасовой оплаты  труда) с улучшением предпринимательского климата в стране: в противном случае это будет вести к значительному увеличению расходов предприятия, а следовательно – будет угрожать снижением уровня занятости и падением реальных доходов населения.

Попытки найти базу политики роста в широких слоях населения с невысоким уровнем доходов за счет интенсификации социальной составляющей такой политики, неуместные. Поскольку основными субъектами реализации стратегии роста будут выступать субъекты ведения хозяйства, именно в их среде следуют искать политическую базу реформы.

С этой целью необходимо осуществлять широкую аналитико-консультативную и разъяснительную работу как в непосредственном контакте с субъектами ведения хозяйства и их общественными объединениями, так и через средства массовой информации, в ходе которой:

- предоставлять откровенный и  беспристрастный прогноз развития  экономической ситуации в Украине  в случае промедления с реализацией  стратегии роста;

- разъяснять суть инструментов  стратегии роста, ее заданий  и ориентиров;

- раскрывать потенциальную угрозу  сохранения status quo для отрасли и  предприятий, которые не в состоянии,  из той или другой причины,  отвечать требованиям, которые  будут изменяться из объективной  причины;

- раскрывать потенциальные преимущества  функционирования при новых условиях для предприятий, которые есть потенциально или реально конкурентоспособными;

- ориентировать субъектов ведения  хозяйства на деятельность в  отрасли и сфере деятельности, которая будет рождаться в  результате реализации стратегии роста.

В частности, учитывая инновационную  ориентированность ожидаемого роста, одной из непосредственно заинтересованной в стратегии роста группы могли  бы стать представители отрасли, которая владеет или овладевает высокой технологией, в частности  – авиационно-космического и оборонно-промышленного комплекса. Стратегия будет предлагать им по меньшей мере льготные условия налогообложения и кредитования, а к тому же – поддержку в инфраструктурном обеспечении, выходе на внешние рынки и тому подобное.

Относительно представителей отрасли, которые будут подлежать реструктуризации, точкой касания интересов могло бы стать поощрение диверсификации или и постепенного выведения капитала из отрасли. Лишь установление приоритетности развития внутреннего рынка уже недостаточно, чтобы быть поддержанным представителями отрасли, ориентированной на конечного потребителя. Опыт показал, что активизация внутреннего спроса привела, в первую очередь, к дополнительному отливу средств из реального сектора экономики в сферу торговли. Как было показано выше, последующее увеличение объемов потребительского спроса может, напротив, усилить тенденцию к вытеснению отечественных производителей из части внутренних рынков. Производственникам из этого сектора, чтобы определиться в своем отношении к стратегии роста, следуют предоставить дополнительную гарантию увеличения доступности кредитов, уменьшения налогового груза, применения средств защиты рынка, и тому подобное.

Важной политико-экономической  группой, заинтересованной в реализации стратегии роста, могли бы стать украинские банки. Ведь продолжение «патовой» ситуации с ценой кредитных ресурсов угрожает вытеснением украинских коммерческих банков с кредитных рынков зарубежными финансовыми учреждениями. Правда, для согласования собственных интересов с потребностью стратегии роста банкам, очевидно, придется пойти на значительную перестройку основ своей деятельности.

Бесспорно, вышеуказанное не означает необходимость отказа от продолжения  политики повышения уровня заработной платы в бюджетной сфере, пенсий и других выплат. Стимулируя увеличение доходов населения, необходимо одновременно, применяя средства налоговой регуляции, способствовать укреплению прослойки граждан, которые могут быть отнесены к среднему классу, защите и укреплению ценностей, которые свойственны этой группе населения, без приобретения которой господствующего (в части численности) положения, реализация заданий европейской интеграции Украины, в конечном итоге, вряд ли будет возможна.

 

Выводы

 

Итак, объективная формулировка критериев  эффективности политики экономического роста в переходной экономике  требует учета целевых постановлений  их осуществления. На современном этапе становления экономической системы основную цель социально-экономической трансформации можно определить по двум направлениям. Первое из них или «внутренний вектор» трансформации заключается в повышении уровня общественного благосостояния Украины и предусматривает достижение такой цели:

- преодоление острейшей проблемы  социально-экономического развития;

- улучшение показателей ВВП  и макроэкономической динамики;

- создание новой модели социального  взаимодействия;

- выход на траекторию последовательного развития.

Второе направление экономического роста или его «внешний вектор»  направлен на упрочение национальной позиции в международном экономическом  содружестве. Основополагающей целью  экономических превращений на внешнем  векторе является интеграция и конкурентное развитие в мировом хозяйственном пространстве, а также адекватное реагирование национальной экономики на требования и вызовы современности.

Именно эти два вектора экономического роста отражают объективные требования внутреннего и внешнего развития постсоциалистической экономики в условиях настоящего.

Рассматривая экономику Украины  в данном контексте, можно выделить такие направления ее экономического роста на современном этапе:

- поддержание высоких темпов  экономического роста в среднесрочной перспективе;

- улучшение институционной организации  и формирование постиндустриальной  структуры экономики;

- приобретение черты социально  ориентированного рыночного хозяйства  и развитие человеческого капитала;

- устранение диспропорции в  региональном развитии;

- рациональное бюджетирование  государственных финансовых ресурсов;

- децентрализация финансовых потоков  и формирование эффективной системы  местных финансов;

- оптимизация уровня налогообложения;

- приближения к европейским  и мировым стандартам развития производственного, валютного, торгового, и других сегментов экономики;

- активизация внешнеэкономической  связи в субрегиональном, региональном и мировом пространстве.

При условии реализации этих направлений  политики экономического роста Украина будет иметь качественно новую модель социально-экономического развития, значительно эффективнее плановой и приближенную к постиндустриальной.

 

Список литературы

 

  1. Корнийчук Л. Экономический рост и устойчивое развитие / Л. Корнийчук // Экономика Украины. — 2009. — № 3. — С. 84–91.
  2. Социально-экономическая география Украины. Под ред. О. Шаблия.— Львов: Свит, 1998.—640 с.
  3. Статистический бюллетень за первое полугодие 2011 года №1. К., Минстат Украины, июль 200 года., с .3.
  4. Экономика Украины выросла на 2% // http://gigamir.net/news/economy/pub209898/.
  5. Эффективный экономический рост: теория и практика: учебное пособие для студентов экономических вузов / Под ред. Т.В. Чечелевой. — М.: Изд-во «Экзамен», 2012. — 320 с.



Информация о работе Тип национальной экономики или национальной системы хозяйствования Украины