Типы и модели экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..3
1. Сущность рыночной экономики………………………………4
2. Шведская модель …………………………………….……….10
3. Польская модель ……………………………………………...16
4. Венгерская модель ……………………………………………22
5. Российская модель…………………………………………….26
Заключение……………………………………………………….35
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Экономические реформы Швеции в  начале 1990-х гг. позволила также  провести структурную трансформацию  экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.      

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

        Успешное функционирование экономической  системы зависит от динамики  цен, конкурентоспособности шведской  промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она  наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).

         В Швеции сложился наиболее  мощный финансовый капитал среди  стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном “Вольво”.

        В финансовую  группу  “Скандинависка эншильда  банкен”, контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40%  занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных  на бирже фирм.1

        Вторая финансовая  группа - “Свенска хандельсбанкен”  - включает в свой состав кроме  объединения вокруг самого банка  группы финансовых воротил Андерса  Валля и Эрика Пенсера и  семейные группы Стенбеков и  чемпе. Однако здесь семейства  не играют значительной роли.

Сохранение в будущем  двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

 

3. Польская модель

Экономика Польши вступила в полосу реформирования почти одновременно с нашей страной. Тем не менее Польше удалось достичь существенно лучших результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной Европе. Многие процессы, которые у нас были лишь провозглашены, в Польше уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше на протяжении более пяти лет стабильно улучшаются показатели экономического роста. Одним из важнейших достижений следует считать создание реально действующего фондового рынка, уровень развития которого и выполняемая им роль уже приближаются к западным стандартам.

• Идет интенсивная подготовка к вступлению Польши в Европейский Союз после 2002 г.

• В настоящее время  в Польше происходят крупные институциональные изменения — административная реформа, реформа систем здравоохранения и социального обеспечения, начатые в 1999 г. Особое влияние на рынок ценных бумаг окажет реформа системы социального обеспечения. Частные открытые пенсионные фонды, управляемые пенсионными обществами, будут собирать взносы работников и инвестировать их на рынке капиталов. Эти институциональные инвесторы получат в распоряжение огромные средства, инвестирование которых на польском фондовом рынке окажет на него существенное влияние.

• Польская Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC) завершила работу над постановлением, позволяющим осуществлять «короткую» продажу ценных бумаг (short selling), состоящих в листинге Варшавской фондовой биржи WSE (планируется введение с начала 2000 г.).

• Предложены обширные изменения  и дополнения к закону «Об облигациях». Получено одобрение правительства, идет обсуждение в Сейме. Новый вариант закона предусматривает введение новых типов облигаций и более гибкие процедуры их выпуска.

• PSEC готовит изменения к закону «О торговле крупными пакетами акций». Изменения направлены, главным образом, на защиту прав меньшинства акционеров при поглощениях и на обеспечение должного проведения предложений о поглощении.

• «Закон о товарных биржах» подготовлен к рассмотрению Парламентом. Данный закон должен создать адекватный механизм по торговле товарными инструментами, что особенно важно для сельского хозяйства.

• Подготовлены и одобрены правительством поправки к закону «О бухгалтерском учете». Эти поправки представляют собой важный шаг на пути приближения польской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета.

• Экономический комитет  Совета министров обсуждает закон «О предотвращении проникновения "грязных" денег в финансовую систему Польши».

Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в 1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и решительному осуществлению процессов реформирования после непродолжительного этапа «шоковой терапии» стране удалось выйти на путь устойчивого экономического роста (таблица 3.).

 Следует особо отметить  роль государства в процессе  экономического реформирования. Правительству Польши в ходе преобразований удалось сохранить контроль над ситуацией, избежать хаоса и разграбления национального богатства. Своими экономическими успехами Польша во многом обязана тому, что руководство страны смогло найти удачное соотношение между государственным регулированием и контролем и либерализацией экономики.

Процесс приватизации

Ключевым моментом реформирования экономики был процесс приватизации.

Приватизация реализовывалась  тремя методами (таблица 4.):

1. Прямая приватизация осуществляется  государственными органами. Затрагивает малые и средние предприятия (до 500 человек работников; стоимость собственных средств предприятия — не более 2 млн экю; годовой объем продаж — до 6 млн экю). Метод не требует предшествующей приватизации, реализуется через:

• продажу предприятия;

• слияния с другими предприятиями;

• лизинг предприятия работниками.

2. Косвенная приватизация осуществляется  после коммерциализации государственных предприятий и последующей продажи пакетов акций компаний через механизм публичного предложения (public offering), открытого письменного тендера (public written tender) или переговоров с инвесторами. Наиболее часто используется при приватизации крупных, рентабельных и экономически значимых предприятий с большим количеством работников.

3. Метод ликвидации применяется к убыточным предприятиям (по результатам текущей деятельности).

 Следует особо отметить  степень интенсивности процесса реформ по группам предприятий: сначала приватизация коснулась области мелкого и среднего бизнеса, был дан простор частной инициативе и лишь во вторую очередь процессу приватизации подверглись крупные предприятия. Для их приватизации сначала нужно было создать соответствующие условия. Поэтому и сейчас, несмотря на количественное преобладание частного сектора, государство сохраняет контроль над крупнейшими и наиболее важными предприятиями.

 Процесс приватизации продолжается  до сих пор. По мере «роста» рынка приватизации будет подвергнута значительная доля остающихся в руках государства крупнейших предприятий. В свою очередь приватизация крупнейших государственных предприятий будет способствовать резкому увеличению ликвидности и капитализации фондового рынка. С осуществлением приватизации двух крупнейших государственных институтов — РеКаО SA и Telekomunikacja Polska SA (Polish Telecom) — польский фондовый рынок вышел в бесспорные лидеры среди стран Центральной и Восточной Европы по капитализации. Принимая во внимание высокий потенциал дальнейшего роста, можно заключить, что польский фондовый рынок становится все более и более привлекательным для крупных институциональных инвесторов.

Организация рынка

Центральным специализированным органом  государственного регулирования рынка ценных бумаг в Польше является Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC), созданная в соответствии с законом «О публичном обращении ценных бумаг» и трастовых фондах от 22 марта 1991 г.

Организационная структура  PSEC включает в себя:

• департамент корпоративных  финансов;

• правовой департамент;

• департамент брокерских фирм;

• департамент инвестиционных фондов;

• департамент надзора;

• департамент генерального директора;

• административный департамент;

• секретариат.

Согласно Конституции  председатель PSEC не имеет права издавать обязательные для исполнения всеми участниками рынка постановления, он лишь обращается к соответствующим государственным органам для принятия нормативных документов по рынку ценных бумаг. В этих целях комиссия подготавливает проект постановления для Совета министров и для министра финансов.

Варшавская фондовая биржа (WSE) создана 16 апреля 1991 г. в качестве единственной фондовой биржи страны. Является акционерным обществом, большинство акций которого принадлежит Государственному казначейству, имеет статус саморегулируемой организации (СРО).

Требования к осуществлению  операций, правила листинга устанавливаются PSEC. Торговля осуществляется в безбумажной форме через лицензированных биржевых брокеров. Основной формой торговли является система фиксированных котировок, для наиболее ликвидных акций применяется также система непрерывной торговли, ведется и торговля пакетами акций (вне торговых сессий). Расчеты проводятся через Национальный депозитарий (NDS).

До конца 1995 г. доходы инвесторов на WSE не облагались налогами. В 1999 г. индивидуальные инвесторы по-прежнему не облагаются налогом от операций с капиталом, равно как и граждане стран, с которыми Польша имеет соглашения об избежании двойного налогообложения (большинство европейских стран, в том числе Россия, и промышленно развитые страны остального мира).

Юридические лица теперь облагаются налогом по ставке 40%, дивиденды — по ставке 20%, налоги с транзакций не взимаются.1

Идет сотрудничество с  Парижской фондовой биржей по приведению технологии торговли к мировым стандартам.

На 1999 г. планировалось окончание  работ по переходу WSE с системы фиксированных котировок на систему непрерывных котировок. В начале 1996 г. система непрерывных котировок начала применяться к 5 наиболее широко торгуемым акциям (Bank Inicjatyw Gospodarczych, Bank Przemysowo — Handlowy, the Dbica tyre company, Elektrim, Rolimpex). Сейчас в систему включено 76 компаний.

Предусматривается допуск к торговле новых финансовых инструментов — корпоративных и муниципальных облигаций. Есть предложения по торговле опционами, однако это потребует предварительного внедрения и отладки системы непрерывных котировок, планируется развитие операций с деривативами.

Информация о работе Типы и модели экономических систем