Типы предприятий и условия их функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: пути решения экономических проблем.
Задачи:
Рассмотреть малый и крупный бизнес.
Изучить функционирование предприятий в налоговом режиме.
Изучить функционирование предприятий в правовом режиме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. Типы предприятий………………………………………………………………4
. Малый бизнес: индивидуальные предприятия и товарищество..6
. Крупный бизнес: акционерные общества………………………..10

2.Функционирование фирмы……………………………………………………..14
2.1 . Функционирование фирмы в налоговом режиме……………....16
2.2 . Функционирование фирмы в правовом режиме………………..20

3. Экономические проблемы предпринимательства и пути их решения…..….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
Список библиографических источников………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

   Иначе говоря, заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

2.1 Функционирование фирмы в налоговом режиме

 

      Система налогообложения предприятия – это совокупность налогов, которые платит предприятия, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, которыми руководствуется предприятие при взаимодействий с государственными органами в вопросах налогообложения. В экономической литературе рассматриваются различные принципы построения системы налогообложения.

      Впервые принципы налогообложения сформулировал А. Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали различную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов:

1)   принцип справедливости: налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «... каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;

2)   принцип определенности: обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;

3)   принцип удобства для налогоплательщика: взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;

4)   принцип экономичности взимания: издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

      Принцип равенства, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным. Существуют два подхода к практической реализации данного принципа.

     Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать тем выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства.

      Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности. Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов. Принцип экономичности взимания налогов. Административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Между тем проблема собираемости налогов остается актуальной, что свидетельствует о неэффективности действующей системы налогообложения. Как любая система, система налогообложения предприятия состоит из ряда взаимосвязанных элементов. Рассмотри их. Налогоплательщик обязан платить лишь законно установленные налоги. Это означает, что в отношении каждого налога должны быть определены, во-первых, налогоплательщик и, во-вторых, все элементы налогообложения. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента появления обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе уплатить налог или сбор досрочно. Налог может быть уплачен, если установлены все элементы налогообложения. К последним, согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ, относятся объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, доход, прибыль или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникает, согласно законодательству, обязанность по уплате налога. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Размер налоговой базы может устанавливаться либо прямым способом, в соответствии с которым определяются документально подтвержденные показатели налогоплательщика, либо косвенным способом (расчет по аналогии). Налоговый период – это период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма подлежащего уплате налога. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов. Основной налоговый период – это финансовый год (напомним: в России он совпадает с календарным годом). Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Виды налоговых ставок классифицируются с учетом разных факторов. Существуют ставки равные (для каждого налогоплательщика устанавливается единая сумма налога), твердые (устанавливается единая сумма налога на каждую единицу налоговой базы), процентные (сумма налога определяется в процентах от размера налоговой базы). Возможен смешанный метод, т.е. применение несколько видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида (например, варьирование ставки налога на доходы физических лиц в зависимости от величины дохода). Под порядком исчисления налога понимается совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Как правило, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога. В основе информационного обеспечения расчета – данные налогового учета, представляющие некоторые реклассификации и аналитические представления и обобщения данных бухгалтерского учета. Порядок и сроки уплаты налога – это установленные в законодательном порядке способ, процедура и время внесения налога в бюджет. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти. Уплата налога проводится в наличной или безналичной форме в виде разовой уплаты, серии авансовых платежей или другими способами, предусмотренными законом. Законом предусматривается возможность изменения срока уплаты налога (отсрочка или рассрочка), перечисляются основания для этого (гл. 9 Налогового кодекса РФ). В случае несвоевременной уплаты налога, т. е. возникновения недоимки, предусматривается начисление пени (т. е. штрафа) за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы. В отношении отдельных категорий налогоплательщиков законодательством предусматриваются налоговые льготы, т. е. возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Выделяют следующие налоговые льготы:

а) изъятия (из-под налогообложения выводятся отдельные предметы или объекты обложения);

б) скидки, или вычеты (сокращение налоговой базы);

в) налоговые  кредиты (уменьшение налоговой ставки или налогового оклада);

г) освобождение от уплаты налога (налоговые каникулы, налоговая амнистия).

      Таким образом, при осуществлении деятельности на территории РФ в бюджет уплачиваются налоги, сборы и платежи, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством региона и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При перемещении товаров через таможенную границу уплачиваются таможенные пошлины и налоги в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

2.2 Функционирование фирмы в правовом режиме

 

Ничем не ограниченная деятельность предприятия порождает серьезную социальную несправедливость, а часто и экологическую опасность. Поэтому предприятие должно исполнять четко определенные требования со стороны правительства, потребителей и защитников окружающей Среды. Наиболее передовые из зарубежных предприятий реагируют на это разработкой социальных программ с целью присвоения себе статуса ответственного члена общества. Одновременно предприятия употребляют целенаправленные действия, чтобы не допустить принятия законов, ограничивающих предпринимательскую свободу. Самым важным для работы тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к требованиям общества.

Успех деятельности предприятия  в большой мере зависит от того, кто и как регулирует и контролирует взаимоотношения с региональной средой. Советский опыт показал, что полномасштабный контроль деятельности предприятий сверху является нежелательным, поскольку он делает их неэффективными. Опыт развитых стран, в свою очередь, показывает, что при минимальном контроле сверху предприятия создают больше благ и более эффективны. Но из--за того, что национальное богатство постоянно увеличивается, а распределение остается неравномерным, это увеличение сопровождается разрушением политической, экономической и социальной среды, равнодушием к неотложным проблемам предприятий. Традиционными сферами контроля предпринимательского поведения со стороны государственных органов управления являются: продукция, технология производства, поведение в конкуренции, прибыль, ресурсы, право собственности и организация внутрифирмового управления. Не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц, органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до истечения срока, установленного приговором суда. Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ может осуществляться только государственными предприятиями.

Без специального разрешения (лицензии) не могут осуществляться:

- поиск и эксплуатация  месторождений полезных ископаемых;

- производство и ремонт, реализация спортивного, охотничьего,  огнестрельного оружия и боеприпасов  к нему, а также холодного оружия;

- изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;

- изготовление пива  и вина;

- изготовление спирта, водочных, ликерных и коньячных  изделий;

- изготовление табачных  изделий;

- медицинская практика;

- ветеринарная практика;

- юридическая практика;

- создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;

- торговля алкогольными  напитками;

- внутренние и международные  перевозки пассажиров и грузов  воздушным, речным, морским, железнодорожным  и автомобильным транспортом;

- изготовление ценных  бумаг и знаков почтовой оплаты;

- посредническая деятельность  с приватизационными бумагами;

- оказание услуг по  охране государственной, коллективной  и частной собственности;

- монтаж, ремонт и профилактическое  обслуживание средств охранной  сигнализации;

- добыча, производство и использование радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, переработка и захоронение радиоактивных отходов;

- добыча драгоценных  металлов и драгоценных камней, изготовление и реализация изделий  с их использованием;

- сбор, переработка твердых  и жидких отходов производств,  содержащих драгоценные металлы  и драгоценные камни, и их  лом;

- выполнение авиационно-химических  работ и аэрофотосъемок;

- проектирование, строительство  и эксплуатация объектов атомной  энергетики, а также оказание услуг по их обслуживанию;

- аудиторская деятельность;

- страховая деятельность;

- изготовление и реализация  ветеринарных медикаментов и  препаратов;

- строительство и техническое  обслуживание общегосударственных  сетей передачи данных и документальной связи;

- строительство и техническое  обслуживание передающих станций  спутниковых связей;

- международные и междугородние  почтовые перевозки;

- обработка почтовой  корреспонденции;

- выдача и прием  денежных переводов;

- использование радиочастот;

- производство и ремонт средств измерения и контроля;

- выполнение топографо-геодезических,  картографических работ и кадастровых съемок.

 

3. Экономические проблемы предпринимательства и пути их решения.

Среди целого ряда разнообразных  факторов экономического роста наиболее значительным считают умелую реализацию предпринимательского потенциала граждан страны, эффективное использование в экономическом механизме самостоятельной хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

Основное же условие  возможности существования предпринимательства  ученые и практики видят в создании конкурентной среды и предоставления экономической свободы субъекту хозяйствования. Уже такое понимание сути проблемы позволяет объяснить важную особенность развития современной мировой экономики — все более возрастающую роль малого бизнеса.

Конкуренция — это основное условие, при котором работают рыночные механизмы, порождающие стимулы, формирующие рыночное изобилие, разнообразие ассортимента и высокое качество товаров и услуг.

России, как и другим странам с переходной экономикой, в наследство от советской государственно-монополистической  системы досталась совокупность отношений между предприятиями, не совместимая с конкурентной средой. В системе, основанной на всеобщем огосударствлении собственности и сверхцентрализации, значительно преобладали крупные и крупнейшие предприятия. В бывшем СССР предприятия с численностью работающих свыше 1000 чел. производили почти 3/4 всей промышленной продукции, концентрировали 80% основных промышленно-производственных     фондов, потребляли более 90% всей электроэнергии. Такой уровень концентрации был адекватен планово-директивной системе, теория и практика которой исходила из представления об экономике как едином комплексе. Малым количеством крупных предприятий удобно управлять, устанавливать им плановые задания и нормативы, распределять между ними ресурсы, назначать и смещать руководителей и т.д. Существует мнение, что решение данной проблемы лежит в технологическом обновлении производства, которое должно сделать продукцию предприятий конкурентоспособной. Однако и это решение представляется сомнительным, прежде всего из-за условий его выполнения. Галопирующая инфляция делает инновацию маловероятной, поскольку нормальная предпринимательская деятельность не способна дать необходимые средства для инвестиций. Сомнительно также получение средств для этой цели извне, поскольку условия той же инфляции и нестабильности экономики заставляют инвесторов искать такие помещения капитала, которые способны давать немедленную отдачу, между тем как вложения в производство всегда сопряжены со значительным периодом времени и риском.

Предприятия (в первую очередь крупные, но не только они) создавались по принципу максимально замкнутого комплекса подразделений. Это диктовалось реальными условиями деятельности предприятий и было узаконено нормативными актами, регулирующими их типовые структуры. Состав подразделений основного производства формировался таким образом, чтобы свести к минимуму зависимость предприятий от поставщиков. На каждом предприятии создавалась широкая номенклатура подразделений вспомогательного и обслуживающего производств. Такой подход к формированию структуры предприятий диктовался не только стремлением максимально ограничить связи из-за межведомственных барьеров, но и тем, что оплата услуг сторонних организаций, как правило, обходилась дороже по сравнению с затратами на содержание своих соответствующих подразделений. Кроме того, такому подходу к формированию структуры предприятий способствовал и принятый порядок оплаты труда руководителей в зависимости от категории предприятий. На эту структурную особенность “традиционных” предприятий рыночная экономика отреагировала определенными тенденциями. На протяжении последних лет в странах с современной рыночной экономикой просматривается отчетливое стремление предприятий дистанцироваться от многих функций, выполнявшихся ранее их внутренними подразделениями, в первую очередь такими, которые отличались пульсирующими нагрузками. Именно за счет этого фактора сокращается число промышленных гигантов и, вместе с тем, возрастает количество малых предприятий. Вопреки теоретической догме о неотвратимости процесса концентрации производства, средние размеры предприятий обнаруживают явную тенденцию к уменьшению.

Этот процесс делает рыночную экономику более динамичной, мобильной, восприимчивой к инновациям, повышает ее способность оперативно реагировать на рыночный спрос и  его изменения. Вместе с тем растущая часть предпринимательского риска переносится на малые предприятия, а работа крупных предприятий, остающихся фундаментом рыночной экономики и ее экспортного потенциала, становится более устойчивой. Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства сопровождается расширением конкурентной Среды, вторжением конкуренции в сферы, которые раньше были представлены внеконкурентными отношениями внутренних подразделений предприятий.

Создание малых предприятий  путем их отпочкования от более крупных может быть связано с акционированием, — например, путем придания подразделениям форм небольших акционерных компаний, акции которых могут распространяться как среди трудового коллектива предприятия (крупного и малых), так и через свободную продажу. Но при любых вариантах отпочкования остается главная проблема. Получая самостоятельность из рук крупного предприятия, малые предприятия становятся независимыми субъектами рыночных отношений. Поэтому неизбежно возникает вопрос, насколько эти вновь образованные субъекты производственной деятельности способны надежно и качественно выполнять свои функции как элементы инфраструктуры других предприятий, в том числе по отношению к тем, от которых они отделились, а также — во что обойдутся их продукция и услуги предприятиям, оставшимся без соответствующих подразделений.

Информация о работе Типы предприятий и условия их функционирования