Торговля услугами в мировой экономике XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 32.10 Кб (Скачать файл)

             1. ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ И ЕЕ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 

 

Наряду с товарами большой  сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые  различные виды деятельности, включающие в том числе:

1.услуги, связанные с внешней  торговлей, которые включают дополнительные  издержки по товарам, морскому и другому транспорту, и страхование;

2. услуги, связанные с  обменом технологией, в число  которых можно включить капитальное  строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

3. путешествия, в которые  входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;

4.банковские расходы,  лизинг, платежи, связанные с доходами  на капитал;

5. заработная плата и  другие трудовые доходы (сюда  относятся заработная плата, выплачиваемая  иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).

6. Все эти разнообразные  виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.

Международная статистика свидетельствует  о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства.

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем  услуг составляет около 25 % общей  величины мирового экспорта, причем в 1997 году эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличится еще на 30 %. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца   и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Абсолютная величина суммы  услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими обратно в страну пребывания.

Трудность подсчета связана  с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

Из статистического учета "выпадают" доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается  ежегодный оборот по статье "услуги" не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50 %.

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг  доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50 % импорта. Доля первой пятерки составляет более 50 % экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44 % всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран  характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; вышесказанное, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если говорить о распределении  стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50 % экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50 % экспортной выручки.

Для Турции, Испании и  ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

                 

        2. СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА РЫНКА УСЛУГ

 

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность  услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это  поступающие на внешний рынок  услуги, т.е. потребительские стоимости.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими  формами МЭО на следующие группы:

факторные услуги – платежи, возникающие  в связи с международным движением  капиталов, рабочей силы и технологии; нефакторные услуги – остальные  виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).

В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные  услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма  мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Мировой рынок услуг разбивается  на более узкие рынки, так как  услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит  огромная и быстрорастущая часть  мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая  динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в  ВВП развитых стран близка к 70%. В  развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.

Мировой рынок услуг состоит  из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство.

Услуги растут более высокими темпами  по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось  всего лишь семь – восемь лет  по сравнению с 15 годами, которые  были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная  торговля услугами оказывает все  большее влияние на международную  торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.

Международная торговля услугами имеет  ряд особенностей по сравнению с  традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров  производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг  базируется на прямых контактах между  производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой  часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует  с торговлей товарами и оказывает  на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров  привлекается все больше услуг, начиная  с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем  рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для  его производства и реализации (включая  послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной  конкуренции, чем сфера материального  производства. Более того, транспорт  и связь, финансовые и страховые  услуги, наука во многих странах  традиционно находятся в полной или частичной собственности  государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают  общественность и правительства  многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед  международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей  товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в  отличие от товаров, пригодны для  широкого вовлечения в международный  хозяйственный оборот. В первую очередь  это относится к некоторым  видам услуг, поступающих преимущественно  в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

Причины, стимулирующие быстрый  рост мирового рынка услуг, следующие:

высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги; развитие всех видов  транспорта, стимулирующих международную  мобильность, как предпринимателей, так и населения; новые формы  связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей; ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере.

На современном этапе международная  торговля услугами характеризуется  следующими особенностями:

снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением  удельного веса сырья в международной  торговле; увеличивается доля туризма  в экспорте услуг, что обусловлено  ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма; наиболее динамично развивающимся  сегментом мирового рынка услуг  стал сегмент «особые частные  услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги; происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг; возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Сянган и Сингапур ориентированы на финансовые услуги. Доля стран Латинской Америки и Африки в МТУ снизилась; в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%).

            3. РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство  следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты  ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы  услуг.

Российский рынок услуг  начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в  ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени  отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры российского рынка  услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

Информация о работе Торговля услугами в мировой экономике XX века