Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:07, реферат
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в противовес Общему рынку под эгидой Великобритании в 1961 г. Являясь более низкой степенью экономической интеграции, ЕАСТ предоставляла своим членам большую самостоятельность в решении экономических вопросов.
1. ЕС и ЕАСТ. Двусторонние договоры о зонах свободной торговли. Европейское экономическое пространство………………………………… 3
2. ЕС и страны Средиземноморья. Договор о «Евро-Средиземноморском партнерстве»………………………………………………………………….. 4
3. Европейская Политика Соседства………………………………………... 5
4. ЕС и страны Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов. Тарифные предпочтения. Конвенция «Ломе»…………………………….... 6
5. ЕС и Латинская Америка и Азия. Европейская система предпочтений.. 8
6. ЕС и Украина. Соглашение об ассоциации с Европейским союзом…… 9
7. Европейский союз и Россия……………………………………………….11
1. ЕС и ЕАСТ. Двусторонние договоры о
зонах свободной торговли. Европейское
экономическое пространство…………………………………
3
2. ЕС и страны Средиземноморья. Договор
о «Евро-Средиземноморском партнерстве»………………………………………………
3. Европейская Политика Соседства………………………………………...
5
4. ЕС и страны Африки, Карибского и Тихоокеанского
регионов. Тарифные предпочтения. Конвенция
«Ломе»…………………………….... 6
5. ЕС и Латинская Америка и Азия. Европейская
система предпочтений.. 8
6. ЕС и Украина. Соглашение об ассоциации
с Европейским союзом…… 9
7. Европейский союз и Россия……………………………………………….11
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в противовес Общему рынку под эгидой Великобритании в 1961 г. Являясь более низкой степенью экономической интеграции, ЕАСТ предоставляла своим членам большую самостоятельность в решении экономических вопросов.
Отношения между ЕС и ЕАСТ были различными на разных этапах. На них сильно повлияло вступление нескольких стран ЕАСТ в ЕС. После вступления в ЕС Великобритании и ряда других стран членов ЕАСТ роль ассоциации существенно сократилась, однако свободной торговле мешали существовавшие торговые барьеры между этими организациями. Поэтому отношения между двумя организациями нуждались в пересмотре. В качестве основной формулы новых отношений была использована модель свободной экономической зоны в Европе, основу которой составил ЕС. К 1970 г. ЕС в результате двусторонних договоров с большинством членов ЕАСТ добился установления отношений свободной торговли с ними на очень схожих условиях. В результате к 1977 г. торговля промышленными товарами осуществлялась свободно. В середине 80-х с вступлением в ЕС новых членов ситуация повторилась и привела к еще большему сближению ЕС и ЕАСТ. С расширением ЕС в начале 90-х гг. оставшиеся в ЕАСТ страны утратили свой вес как влиятельная европейская организация, но, тем не менее, являются важными торговыми партнерами ЕС. Они как группа занимают третье место после США и стран Центральной и Восточной Европы во внешней торговле ЕС. Таким образом, можно заключить, что страны ЕАСТ выиграли от свободной торговли с ЕС, что соответствует теоретическому положению о благоприятном воздействии зон свободной торговли на страны с высоким уровнем экономического развития.
В период 1965-80 гг. торговые отношения ЕС со странами Средиземноморья имели свою специфику, поскольку некоторые из стран этого региона подали заявки о вступлении в ЕС, и уже начался процесс приведения отношений с ними в соответствие с правилами ЕС. Кроме того, некоторые страны Северной Африки имели исторические колониальные связи с рядом европейских стран-членов ЕС. Предпочтения в вопросах торговли оказывались по политическим мотивам и в соответствии с правилами ГАТТ.
В период 1985-95 гг. сложились несколько категорий торговых отношений со странами этого региона.
Договоры сотрудничества были заключены с Марокко, Алжиром, Тунисом, Египтом, Ливаном, Иорданией, Сирией и Югославией. Эти договоры действовали по принципу односторонних предпочтений, т.е. эти страны имели свободный бестарифный доступ на рынок промышленных товаров ЕС и режим предпочтения в сельскохозяйственных товарах. Товары ЕС пользовались режимом наибольшего благоприятствования на внутренних рынках этих стран.
Договоры ассоциации, которые вели к членству в ЕС, были заключены с Турцией, Кипром и Мальтой. Эти договоры давали странам свободный доступ на рынок промышленных товаров ЕС. Договоры также стимулировали создание единого таможенного союза, который был затем реализован с Турцией.
Договор о свободной торговле на принципах полной взаимности был заключен с Израилем.
Страны Средиземноморья за последние 30 лет значительно увеличили свою долю в торговле ЕС, а приходящаяся на них доля экспорта из ЕС стабилизировалась, что говорит об улучшении положения этих стран относительно ЕС. Предлагаемый договор о Евро-Средиземноморском сотрудничестве предусматривает создание зоны свободной торговли для большинства промышленных товаров и взаимного режима предпочтения для рынка сельскохозяйственной продукции.
3. Европейская Политика Соседства.
Представляет собой новый подход Европейского союза к соседним странам с целью укрепления отношений между Евросоюзом и его странами-соседями и сотрудничества по созданию зоны безопасности и благосостояния, «кольца дружественных стран» на границах Европейского союза. ЕПС также призвана предоставить странам-соседям Евросоюза возможность более тесного сотрудничества с ЕС в области политики, безопасности, экономики и культуры.
Европейский инструмент соседства и партнерства — сокращенно ЕИСП — является основным финансовым механизмом оказания содействия странам, входящим в состав Европейской политики соседства (ЕПС), а также России. Это инструмент сотрудничества, которым распоряжается EuropAid и посредством которого решения, принятые на политическом уровне, превращаются в практические действия на местах.
Европейская Комиссия в январе 2009 года дала старт Проекту информационной и коммуникационной поддержки ЕИСП — Инфоцентр ЕИСП — чтобы рассказать о взаимоотношениях ЕС с семью соседями и партнерами на востоке и девятью странами-партнерами в Средиземноморье.
Главная цель ЕПС — разделить блага состоявшегося в 2004 году расширения ЕС с соседними странами в плане укрепления стабильности, безопасности и повышения благосостояния всех заинтересованных стран. Об укреплении стабильности и надлежащего правления в соседних с ЕС странах, говорится также в Европейской Стратегии Безопасности, одобренной Европейским Советом в декабре 2003 года.
Европейская Политика Соседства не предоставляет странам-партнерам перспективу присоединения к Европейскому союзу, но предлагает привилегированные отношения с ЕС и способствование в достижении целей в различных областях сотрудничества.
Европейская Политика Соседства адресована нынешним соседям ЕС, а также тем, кто стал ближе к ЕС в результате расширения. В Восточной Европе: Украина, Беларусь и Молдавия. ЕС и Россия приняли решение далее развивать свое стратегическое партнерство путём создания четырёх общих пространств в соответствии с решениями, принятыми на Санкт-Петербургском саммите в 2003 году. Эти отношения развиваются параллельно с ЕПС. На Южном Кавказе Армения, Азербайджан и Грузия. В Средиземноморском регионе: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Сирия, Тунис, а также Палестинская автономия.
С самого начала своего существования ЕС стремился предоставить доступ на свои рынки производителям бывших французских колоний в Африке. После вступления в ЕС Великобритании это правило было распространено на бывшие английские колонии. Существующая ныне схема охватывает около 70 стран этого региона или так называемую «группу Ломе» и означает тарифные предпочтения этим странам, режим наибольшего благоприятствования импорту из ЕС, программу помощи странам этого региона. По первой конвенции Ломе экспорт тропических продуктов, под который попадали 90-95% всего экспорта этих стран, осуществлялся без пошлин. Программа STABEX в рамках конвенции Ломе способствовала стабилизации доходов от экспорта через финансирование их снижения вследствие колебания цен. Поскольку в большинстве стран этой группы экспорт был основан на одном или нескольких основных товаров, выгоды этой программы были существенны и являлись способом распределения помощи странам этого региона в зависимости от их потребностей. Программа SYSMIN предусматривала страхование от снижения добычи пяти минералов и железной руды. Сахарный протокол предусматривал гарантированный объем беспошлинного экспорта сахарного тростника из этих стран в ЕС по высокой цене, специально установленной для стран этого региона.
Результаты работы в рамках серии договоров Ломе оцениваются многими экспертами как крайне неутешительные. Доля этих стран в торговле ЕС сократилась вдвое. Основными причинами такого положения были вооруженные конфликты в регионе, отсутствие начальных инвестиций и стабильных политических и государственных институтов, способных контролировать ситуацию.
На основании решений ГАТТ 1968 г. ЕС в 1971 г. ввел генеральную систему предпочтений для развивающихся стран. Эта система односторонних предпочтений использовалась с минимальными изменениями вплоть до 1995 г., когда была проведена ее коренная реформа. Суть генеральной системы предпочтений в использовании внешней торговли для стимулирования развития производства тех промышленных товаров, в которых у данной страны имеется сравнительное преимущество. Стимулировать экспорт таких товаром можно при помощи снижения экспортных тарифов. Именно такое решение и было принято ГАТТ, но это снижение идет слишком медленно, поэтому ЕС решил открыть свои рынки для экспорта таких товаров из развивающихся стран. Многие эксперты полагают, что реальные выгоды от введения генеральной системы предпочтений были невелики, а с дальнейшим снижением тарифов в результате Токийского и Уругвайского раундов ГААТ, эта система стала второстепенной . Наибольший эффект она должна была бы иметь в тех странах, которые стояли в самом начале промышленного развития, когда низкий спрос на внутреннем рынке и слабая промышленность препятствуют развитию страны. Однако политические факторы привели к тому, что результатами такой системы в основном смогли воспользоваться страны с уже достаточно развитым экспортом, например, Бразилия и новые промышленные страны Юго-Восточной Азии. Реформа генеральной системы предпочтений 1995 г. учла указанную критику, упростила систему тарифов, предоставляемых на определенный вид товаров, однако по-прежнему используется ЕС как инструмент политического давления на развивающиеся страны.
Оказание помощи развивающимся странам лежит в основе предпочтений торговле со странами Азии и Латинской Америки. Очень важен в этом контексте лозунг UNCTAD «Торговля вместо помощи». Общая система предпочтений не является единой мировой системой, применимой в равной мере ко всем развивающимся странам. ЕС и США создали свои собственные системы.
Европейский вариант автономно предоставляется нескольким странам бенефициарам. Поскольку это не двусторонний договор, ЕС может в одностороннем порядке изменить его условия или даже отменить его. Инструментом европейской системы предпочтений являются тарифные предпочтения. Страны в рамках этой системы могут ввозить свои товары в ЕС без тарифов, а страны вне системы по правилам общего внешнего тарифа. Система ограничивается промышленными товарами и их полуфабрикатами и не включает сельскохозяйственной продукции.
Предоставление такого режима варьируется в зависимости от уровня экономического развития страны и типа товара. Торговые преимущества ниже для более развитых стран и высокотехнологичных продуктов.
В течение длительного времени правовой основой отношений между Украиной и Европейским союзом являлось Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве от 1994 года, вступившее в силу в 1998 году и действовавшее до 2008 года. Это соглашение стало началом сотрудничества по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов, в рамках которого проводились ежегодные встречи руководителей Украины и Евросоюза и консультации министров. Осуществление этой программы, однако, не привело к изменению сдержанного отношения руководства ЕС к возможному углублению интеграции Украины в ЕС. С 2009 года отношения между Украиной и Евросоюзом развиваются в рамках инициативы ЕС «Восточное партнёрство».
На данный момент в правительстве Украины
ведутся дебаты о необходимости подписать
соглашение об ассоциированном членстве
Украины в ЕС на саммите в Вильнюсе в конце
ноября (решением Кабинета Министров Украины
от 21.11.2013. переговоры приостановлены).
Перспективы дальнейшей интеграции Украины
и ЕС пока что неясны, а европейские чиновники
избегают конкретики, приводя лишь самые
общие формулировки о возможном членстве
Украины в ЕС или рассмотрении данного
вопроса в 2029 году.
Соглашение об ассоциации с Европейским союзом — это соглашение между Европейским союзом (ЕС) и государством, не являющимся членом ЕС, которое создает рамки для сотрудничества между сторонами. Области сотрудничества обычно затрагивают развитие политических, торговых, социальных, культурных связей и укрепление безопасности. Правовая база для такого соглашения была создана статьей № 217 Договора о функционировании Европейского союза.
Предоставление соглашения об ассоциации было включено в Римский договор в ЕЭС в качестве средства обеспечения будущего сотрудничества Сообщества с Великобританией. Первыми государствами, заключившими соглашения об ассоциации с Европейским сообществом, были Греция и Турция в 1960 году.
ЕС обычно заключает соглашения об ассоциации в обмен на обязательство проведения политических, экономических, торговых или судебных реформ. В обмен на это ассоциированное государство может получить беспошлинный доступ к некоторым или всем рынкам ЕС, рынку сельскохозяйственных продуктов и т. д., а также финансовую или техническую помощь. Соглашение об ассоциации может включать в себя соглашение о свободной торговле между ЕС и третьей страной.
Соглашение об ассоциации должно быть ратифицировано всеми государствами-членами ЕС.
Информация о работе Торгово-экономические отношения Европейского союза с развивающимися странами