Торговый баланс в Российской Федерации и Ульяновской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Экспортно-импортные отношения являются формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда и выражает их взаимную экономическую зависимость. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технического прогресса, специализация и кооперирование производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема экспортно-импортных операций. Качеству экспортно-импортных операций во многом способствует правильно организованная работа коммерческих служб предприятия.

Содержание работы

1.Введение 3
2. Сущность, содержание и особенности коммерческой работы при совершении экспортно – импортных операций 4
2.1. Понятие, виды и методы осуществления экспортно-импортных операций 4
2.2. Экспортно-импортные отношения России и её положение в системе мировых экономических связей 22
2.3. Внешняя торговля Ульяновской области. 35
2.3.1. Итоги внешней торговли Ульяновской области со странами дальнего зарубежья 36
2.3.2. Итоги внешней торговли Ульяновской области со странами СНГ 37
2.3.4. Товарная структура экспорта 37
2.3.5. Товарная структура импорта 38
2.3.6. Основные торговые партнеры 38
3.Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Реферат_Торговый баланс.docx

— 182.14 Кб (Скачать файл)

При оформлении экспортных сделок на лицензируемые товары необходимо оформить соответствующее разрешение (лицензию) на вывозимый товар.

Для пропуска товаров через  границу отправитель должен заполнить  грузовую таможенную декларацию.

Организация доставки товаров  заграничному партнеру предполагает наряду с выбором транспорта заключение договоров на транспортирование  товаров, а также обеспечение  подготовки и отправки грузов.

В международной торговой практике используются два основных метода осуществления коммерческих операций: прямой и косвенный.

Прямой метод (direct) предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем: поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи.

Косвенный метод (indirect) предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца.

Прямой метод используется фирмами чаще всего:

- при продажах и закупках  на внешних рынках промышленного  сырья на основе долгосрочных  контрактов;

- при экспорте крупногабаритного  и дорогостоящего оборудования;

- при экспорте стандартного  многосерийного оборудования через  собственные заграничные филиалы  и дочерние компании, имеющие  собственную розничную сеть;

- при закупках сельскохозяйственных  товаров непосредственно у фермеров-производителей  в развивающихся странах;

- прямой экспорт и импорт  составляет значительную часть  операций, осуществляемых государственными  предприятиями и учреждениями  как промышленно развитых стран,  так и развивающихся стран.

 

Осуществление непосредственных коммерческих операций, в особенности  экспортных, имеет ряд преимуществ:

а) позволяет налаживать более тесные контакты с иностранными потребителями;

б) лучше изучать условия  рынка и быстрее приспосабливать  свои производственные программы к  спросу и требованиям иностранного рынка.

 

 

 

Прямые связи  характеризуются следующими особенностями:

- предусматривают поставку  заранее определенных (согласованных)  видов продукции, ориентированной  на специфические требования  и запросы конкретного иностранного  потребителя (или группы потребителей);

- носят целенаправленный  характер, поскольку осуществляются  на основе предварительно получаемых  поставщиком заказов или заранее  согласованных поставок, преимущественно  при поставках сложного и комплектного  оборудования. Такие связи не  ограничиваются только отношениями  между поставщиком-экспортером и  покупателем-импортером оборудования. Они влекут за собой установление  целой системы непосредственных  связей между специализированными  фирмами, участвующими в комплектации  поставки, то есть субпоставщиками.  Между этими фирмами образуются  тесные и устойчивые кооперационные  связи, которые могут начинаться  на стадии научно-исследовательских  и проектных работ. Получила  развития тенденция, когда метод  непосредственных связей при  поставках комплектного оборудования  распространяется не только на  иностранные фирмы, находящиеся  в стране импортера. Такая практика  обеспечивает тесные контакты  между экспортером и импортером  в процессе создания объекта,  согласованность и координацию  их действий по вводу его  в эксплуатацию.

- длительность (долговременность) и устойчивость отношений потребителя  с поставщиками необходимого  для производства сырья, материалов, комплектующих изделий, компонентов  с целью стабильного обеспечения  производственного процесса ресурсами;  эти связи ориентированы на  учет требований к характеру  продукта, предъявляемых конечным  потребителем. И здесь создается  развернутая цепь взаимосвязей  и отношений между крупными  фирмами и независимыми компаниями, связанными прямыми производственными  отношениями на основе специализации  и кооперирования производства. В основе таких отношений лежит метод заключения долгосрочных контактов, предусматривающих регулярную поставку согласованных количеств товаров на протяжении установленного в контракте срока.

Использование метода прямых связей широко распространено в современной  международной коммерческой практике. По некоторым подсчетам, у американских фирм на долю прямых продаж приходится более двух третий всей экспортной продукции промышленного назначения, у английских – около 70%. При этом такие связи не прекращаются и после поставки комплектного оборудования, а продолжаются в связи с его монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, а также техническим обслуживанием в процессе эксплуатации. Иначе говоря, речь идет о таких непосредственных связях с конечным потребителем продукции, когда последний сам определяет объем поставки, свойства, качества будущей продукции, сроки ее изготовления. При поставках комплектного оборудования будущий покупатель часто сам участвует в определении конкретных технико-экономических показателей закупаемого оборудования.

Важную роль в расширении прямых связей сыграло создание транснациональными корпорациями своих сбытовых и производственных заграничных дочерних компаний, которые  выступают на рынках других стран  как контрагенты. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, поскольку отражает изменения в характере взаимоотношений между производителем и конечным потребителем.

Наличие прямых связей с  внешним рынком позволяет экспортеру налаживать наиболее тесные контакты с иностранными потребителями, лучше  изучать условия рынка и быстрее  приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям  иностранного рынка. Это приобрело  особо важное значение в современных условиях резкого обострения конкурентной борьбы на мировом рынке.

Важное значение в расширении прямых экспортно-импортных операций имеет наличие государственных предприятий и учреждений преимущественно в развивающихся странах, которые свою внешнеторговую деятельность осуществляют путем организации и проведения торгов.

Развитие прямых международных  коммерческих связей привело к относительному уменьшению значения косвенного экспорта и импорта, хотя роль торгово-посреднического  звена в целом продолжает оставаться довольно высокой. С помощью торговых посредников реализуется более  половины всех товаров, вовлекаемых  в международный товарооборот. Особенно велика роль торговых посредников при  сбыте стандартного промышленного  оборудования и потребительских  товаров.

К услугам торговых посредников  крупные промышленные компании прибегают  при реализации второстепенных видов  продукции, а также на отдаленных, труднодоступных и слабо изученных  рынках, рынках малой емкости, при  продвижении новых товаров, при  отсутствии в странах-импортерах собственной  сбытовой сети и в тех случаях, когда ввоз в страну определенных товаров монополизирован крупными торгово-посредническими фирмами. Услугами торговых посредников пользуются и  крупные промышленные фирмы, объем  экспортно-импортных операций у которых невелик, а также мелкие и средние фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции эпизодически.

Использование торговых посредников  обеспечивает промышленным фирмам-экспортерам  определенные преимущества. Они особенно значительны при сбыте стандартных  видов машин и оборудования, требующих  послепродажного технического обслуживания. Наличие у торгово-посреднических фирм собственной сети технического обслуживания (складов запасных частей, ремонтных мастерских, кадров специалистов) значительно облегчает освоение новых рынков. Торгово-посреднические фирмы, как правило, хорошо знают  требования местного рынка, имеют устойчивые деловые связи, осуществляют всю  деятельность, связанную с поставкой товаров и оформлением документации, располагают большими возможностями в отношении организации рекламы, участия в ярмарках и выставках.

В современных условиях торговые посредники, продолжая сохранять  свою юридическую независимость, все  более подпадают под влияние  крупных фирм, которые во многом предопределяют сферу и характер их деятельности. В связи с этим значительно усилилась специализация  торговых посредников на операциях  с определенной группой товаров. В особенности это касается оптовых  фирм, осуществляющих торговлю определенными  видами сырья, а также розничных  фирм в торговле технически сложной  продукцией, требующей послепродажного  обслуживания. Важной чертой является изменение характера взаимоотношений  между торговым посредником и  производителем-экспортером.

Характерной чертой происходящих изменений является также усиление тенденции к подчинению крупнейшими  фирмами заграничной дилерской  сети, которую они ориентируют  на продажу конкретных видов товаров. Хотя формально дилеры сохраняют  свою независимость, по существу их деятельность направляется, финансируется и контролируется из штаб-квартиры материнской компании. В целях избежания конкуренции крупные фирмы стремятся также координировать деятельность работающих на них агентов путем закрепления за ними определенных рынков или отдельных районов страны, а также путем запрещения продавать конкурирующие товары других фирм.

2.2. Экспортно-импортные отношения России и её положение в системе мировых экономических связей

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе  международного разделения труда, свидетельствуют  о том, что наша страна по этому  показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и  политической значимости. Обеспечивая  в 1996 г. поставку на мировой рынок  товаров в объеме, равном 88,3 миллиарда  долларов, Россия обладала менее чем 2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и другие.

Россия же расположилась  во втором десятке. Такое положение  отражает довольно ограниченный уровень  вовлеченности страны в мировой  товарообмен. Динамика развития российского  внешнеторгового товарооборота  в 90-е годы свидетельствует о наличии  двух фаз:

а) на первоначальном этапе  имело место некоторое падение, связанное с разрывом хозяйственных  связей после распада СССР;

б) с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который уже к 1996 г. увеличился на 52,3%

Другим отличительным  моментом является наличие стабильного  положительного торгового сальдо, начиная  с 1991г. В 1996 г. оно достигло 28,5 миллиардов долларов.

Важной предпосылкой стали  мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990-1993гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Европы произошел рост потребления  традиционных сырьевых товаров российского  экспорта.

С другой стороны, относительно низкие темпы роста импорта явились  следствием сокращения государственных  расходов на централизованные закупки  и ужесточением таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались  также ограничения внешних заимствований  и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Наличие в  течение последних лет активного  торгового баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов  России.

Географическое распределение  внешней торговли свидетельствует  о расширении связей с развитыми  странами и прежде всего с Европой  и Америкой, доля которых постоянно  растёт.

Традиционно главным партнёром является Германия. Её лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

Другими важными и стабильными  партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале девяностых годов переориентировать  свои связи на Запад, встретили там  активное противодействие. Потеряв "западные иллюзии", эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические  и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского  рынка. Активно развиваются в  последние годы экономические связи  с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией. Структура внешней торговли с  этими странами дает возможность  прогнозировать стабильное поддержание  объема товарооборота.

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в  состав СССР, наблюдается постепенное  падение товарооборота, связанное, прежде всего с нестабильностью  экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов. Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

При этом в 1996 г. на долю топливно-энергетических ресурсов приходится около 45,6%, на черные и цветные металлы и изделия  из этих металлов - 15% валютных поступлений. Что касается поставок машин и оборудования, то их величина составляла 9,4%.

Информация о работе Торговый баланс в Российской Федерации и Ульяновской области