Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:25, реферат
Экспортно-импортные отношения являются формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда и выражает их взаимную экономическую зависимость. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технического прогресса, специализация и кооперирование производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема экспортно-импортных операций. Качеству экспортно-импортных операций во многом способствует правильно организованная работа коммерческих служб предприятия.
1.Введение 3
2. Сущность, содержание и особенности коммерческой работы при совершении экспортно – импортных операций 4
2.1. Понятие, виды и методы осуществления экспортно-импортных операций 4
2.2. Экспортно-импортные отношения России и её положение в системе мировых экономических связей 22
2.3. Внешняя торговля Ульяновской области. 35
2.3.1. Итоги внешней торговли Ульяновской области со странами дальнего зарубежья 36
2.3.2. Итоги внешней торговли Ульяновской области со странами СНГ 37
2.3.4. Товарная структура экспорта 37
2.3.5. Товарная структура импорта 38
2.3.6. Основные торговые партнеры 38
3.Заключение 40
Список литературы 42
Особенностью российского экспорта является значительный объем поставок вооружения, прежде всего в развивающиеся страны и в частности в новые индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом направлении значительно вырос.
Что касается импорта, то здесь в 1996 г. основной статьей являлась продукция машиностроения, на которую приходилось 32% всего объема импорта.
Существенна доля продовольствия и сырья для его производства, составляющего 27%, а также химических товаров примерно 10% и изделий легкой промышленности - в пределах 15-16% .
В статистической отчётности не находит отражения деятельность физических лиц (так называемых "челноков"), осуществляющих поставку в Россию потребительских товаров из близлежащих стран. По ориентировочным данным, этот импорт колеблется в пределах 8-10 миллиардов долларов и включает одежду, автомобили, бытовую электронику.
Сохраняющееся в течение
ряда последних лет положительное
торговое сальдо в торговле России
является важным фактором, позволяющим
стабилизировать положение
По состоянию на начало 1997 г. внешний долг России составил 120,5 миллиардов долларов, со своей стороны зарубежные государства должны ей 140 миллиардов, проблема, однако, заключается в качественном различии этих двух сумм.
Основную массу невозвращенных кредитов составляют долги развивающихся стран, осуществлявшие в свое время крупные военные закупки в бывшем СССР. Получение этого долга в полном объеме маловероятно вследствие отсутствия у стран-должников возможностей оплачивать эти долги. Проводя переговоры об условиях погашения имеющейся задолженности в рамках Парижского клуба кредиторов, Россия вынуждена считаться с тем положением, что 2/3 долга, полученного наименее развитыми странами, могут быть списаны. Группа наименее развитых стран составляет основную часть должников бывшего СССР. Оставшаяся часть долга, вероятно, будет погашаться поставками национальных товаров ограниченной номенклатуры.
Иное положение с российской задолженностью, которая почти целиком состоит из кредитов, предоставленных развитыми странами в свободно конвертируемой валюте. Из 120,5 миллиардов долларов - 104 миллиарда составляют долги бывшего СССР: 17 миллиардов приходится на Россию, получившую кредиты после 1 января 1992 г. Рост задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу СССР и ростом собственно российского долга в связи с новыми займами.
Основную массу долга
составляют банковские кредиты, предоставленные
СССР до 1991 г. Стремясь обеспечить эффективное
решение проблемы задолженности, России
удалось добиться согласия на реструктуризацию
долга. В середине 1996 г. Лондонский клуб
кредиторов, куда входят около 600 банков-кредиторов,
пошел на отсрочку выплаты долга
СССР, составляющего более 32 миллиардов
долларов. Россия получила право на
25-летнюю реструктуризацию долга, его
погашение должно начаться в 2020 г. Пролонгация
сроков погашения задолженности
дополнялась расширением
В конце 1997 г. Совет директоров МВФ принял решение о продолжении выплат в счет 10,5-миллиардной суммы кредита, рассчитанного на трехлетний период. Это дает возможность говорить об определенной стабилизации российской национальной валюты, доверии со стороны международных финансовых кругов к платежным обязательствам России.
Внешнеэкономические связи
России со странами, являвшимися ранее
республиками СССР, обладают рядом
особенностей, позволяющих выделить
их в особую группу. Традиционно
эти связи характеризуются
Однако даже в этом случае
сохраняется необходимость
К факторам, искажающим картину, следует отнести контрабанду товаров, связанную с "прозрачностью" границ. Отдельные выборочные проверки дают весьма впечатляющую картину. Так, например, стоимость стратегически важных товаров, задержанных на границе России при попытке их экспорта, только за сентябрь 1995 г. составила 4,6 миллиардов рублей. Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную оценку ситуации. Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли как односторонние "подарки России государствам СНГ", так как большинство крупных предприятии на территории России создавались в свое время в качестве части бывшего единого хозяйственного советского комплекса. Они могли функционировать лишь на основе производственно-технической кооперации со своими смежниками, находящимися на территории других республик.
Вплоть до 1993 г. это был
особый сектор внешнеторгового оборота,
со своими "внутренними ценами",
системой регулирования и
Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992 - 1993гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств, республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москву. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая "ромашка" - система договоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших однотипные договоры непосредственно с Россией.
Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение "О создании зоны свободной торговли", которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.
Для всех вышеперечисленных торговых соглашений характерно наличие следующих общих черт:
• импортный режим: импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;
• экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий).
Экспортно-импортные операции
по закупке и поставке важнейших
видов продукции для
Расчёты между хозяйственными субъектами за поставки товаров осуществляются в основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту.
Следующим шагом в попытках воссоздания "нормальной" экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, такое намерение высказало правительство Киргизии.
Оценивая в целом развитие
внешнеторговых и внешнеэкономических
программ Российского правительства,
можно сделать вывод о том,
что девяностые годы свидетельствуют
о наличии тенденции к
Внешнеэкономическая деятельность России 2011-2012 гг.
Внешняя торговля в январе-сентябре 2011 г.
Основные показатели внешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса) за январь-сентябрь 2011 г. приведены в следующей таблице. По сравнению с предварительной оценкой платежного баланса, вышедшей в начале октября, экспорт был пересмотрен на 0,3 млрд. долл. в сторону увеличения, а импорт - на 0,2 млрд. долл. в сторону уменьшения.
Основные показатели внешней торговли РФ, январь-сентябрь 2011 г.
январь-сентябрь 2011 г. (млрд. долл.) |
январь-сентябрь 2010 г. (млрд. долл.) |
в % к январю-сентябрю 2010 г. | |
Экспорт |
380,4 |
287,5 |
+32,3% |
Импорт |
232,1 |
172,3 |
+34,7% |
Внешнеторговый оборот |
612,5 |
459,8 |
+33,2% |
Сальдо торгового баланса |
148,3 |
115,3 |
+28,7% |
Источник: Банк России
Увеличение стоимостных объемов экспорта, прежде всего, связано с ростом нефтяных цен и цен на металлы, в меньшей степени - с ростом физобъемов поставок газа. Рост стоимостных объемов импорта объясняется ростом российской экономики (рост ВВП в январе-сентябре составил, по предварительной оценке Минэкономразвития, 4,2%); вместе с тем, в третьем квартале наблюдалась тенденция к замедлению его темпов на фоне ослабления курса рубля и снижения потребности в поставках сельхозпродукции из-за рубежа.
Сальдо внешней торговли выросло на 28,7%, а коэффициент несбалансированности внешней торговли (отношение сальдо к торговому обороту) составил в январе-сентябре 2011 г. 0,242 против 0,251 в январе-сентябре 2010 г.
По информации Росстата, в сентябре мировая цена на нефть марки Urals сложилась на уровне 111,5 долл. за баррель. В итоге, за январь-сентябрь текущего года средняя цена этого сорта составила 109,5 долл. за баррель, что на 44,3% выше, чем в январе-сентябре 2010 г., при этом в третьем квартале 2011 г. по сравнению со вторым цена снизилась на 1,8% и составила 112,1 долл./барр. В октябре, согласно данным Энергетического агентства США, средняя цена на нефть снизилась по сравнению с сентябрем на 3,3%, до 107,8 долл./барр.
Динамика цен на нефть Brent и Urals в 2008-2011 гг.
Источник: Росстат (Urals), Всемирный Банк (Brent), оценка ЭЭГ на основе данных Энергетического агентства США (Urals, октябрь 2011)
Снижению цен на нефть в октябре способствовал рост неопределенности относительно перспектив мировой экономики. На этом фоне Международное энергетическое агентство снизило прогнозы по спросу на нефть на 2011-2012 гг. (на 70 и 20 тыс. барр./сут., соответственно). Добавим, что, согласно вышедшему в ноябре ежегодному докладу ОПЕК, с наибольшей вероятностью цены на нефть до 2020 г. будут колебаться в интервале 85-95 долл./барр.
В соответствии со статистикой Всемирного Банка, цена на природный газ в Европе в январе-сентябре была на 24,7% выше, чем в том же периоде 2010 г., при этом цена в третьем квартале была на 5,6% выше, чем во втором. В октябре наблюдался рост цен на 5,3%, что, вероятно, связано с особенностями ценообразования при поставках газа по долгосрочным контрактам (с учетом того, что 6 месяцев назад произошел существенный скачок цен на нефть). На основе таможенной статистики можно заключить, что в январе-сентябре 2011 г. средняя контрактная цена на российский газ (исключая Беларусь) составила 341,2 долл. за тысячу кубометров, что на 22,2% выше уровня января-сентября 2010 г., при этом цена в третьем квартале (382,8 долл. за тысячу кубометров) была на 8,0% выше, чем во втором. По итогам года, с учетом высоких цен на нефть в апреле-июне, можно ожидать ускорения темпов роста цен на газ.
Источник: Всемирный банк
По сравнению с январем-
Источник: расчеты ЭЭГ на основе данных Всемирного Банка.
В сопоставлении со 2 кварталом, в 3 квартале текущего года мировые цены на все основные экспортируемые металлы снизились (на алюминий - на 8,1%, на никель - на 9,6%, на медь - на 2,9%, на черные металлы - на 0,5%). В октябре тенденция к снижению цен на цветные металлы усилилась (по сравнению с сентябрем, падение цен на медь составило 10,9%, на алюминий - на 4,9%, на никель - на 6,6%), в то время как цены на черные металлы остались на неизменном уровне.
Физические объемы российского экспорта нефти в описываемый период несколько снизились (на 6,6%); при этом поставки в дальнее зарубежье уменьшились на 6,4%, а в страны СНГ - на 7,7%. На фоне ограничений на экспорт бензина физобъемы экспорта нефтепродуктов снизились на 3,2%.
Экспорт природного газа в январе-сентябре вырос в физическом выражении на 10,0% по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. Одним из факторов роста поставок, вероятно, стал рост спроса со стороны Германии на фоне ограничения выработки энергии на АЭС. Тем не менее, поставки по-прежнему остаются ниже рекордных уровней 2004-2006 гг.
Динамика объемов экспорта природного газа в 2007-2011 гг.
Источник: расчеты ЭЭГ на основе данных ФТС, Росстата (по Белоруссии), в сентябре 2011 г. использована оценка на основе данных по Белоруссии за предыдущий месяц.
Экспорт цветных металлов
в натуральном выражении
Информация о работе Торговый баланс в Российской Федерации и Ульяновской области