Трансакционные издержки и проблема их измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:01, реферат

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является детальный анализ сущности трансакционных издержек, методов и проблем их измерения.
Для достижения вышепоставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием и видами трансакций, генерирующих трансакционные издержки, выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории трансакционных издержек.
- Изучив эмпирические исследования ознакомиться с методиками определения и измерения трансакционных издержек в экономике.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…........3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек………………………………...6
1.2 Трансакции и их характеристики…………………………………………………8
1.3 Виды трансакционных издержек………………………………………………..10
2. ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
2.1 Оценка трансакционных издержек в экономике …..…………………………..12
2.2 Методы минимизации трансакционных издержек …………………………...15
2.3 Проблемы измерения трансакционных издержек ……………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..........25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Итак, в условиях радикальной неопределенности выбор механизма управления контрактными отношениями будет зависеть от частоты трансакций и степени специфичности используемых ресурсов.

 

1.3.Виды трансакционных издержек 

Современные экономисты предлагают различные классификации трансакционных издержек. Нужно отметить, что единой общепринятой классификации пока нет. Можно попробовать рассмотреть трансакционные издержки в той последовательности, в какой они возникают по ходу совершения сделок:

    1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

2. Издержки измерения. Любое благо  имеет множество измерений, поскольку  обладает комплексом полезных  свойств. Существует два типа  характеристик благ – физические  и правовые, следовательно, можно  выделить и два типа издержек  измерения, связанных с оценкой свойств, принадлежащих различным типам. Необходимо измерить и/или оценить наличие этих свойств, что предполагает затраты на измерительную аппаратуру, затраты времени. 3. Издержки ведения переговоров и заключения контракта. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.

4. Издержки спецификации и защиты  прав собственности. Поскольку благо  имеет множество измерений с  точки зрения возможных способов  его использования, требуются определенные  ресурсы и время для четкого определения объекта и субъекта права собственности и способа наделения им. Характерный пример − это определение границ между соседними государствами или садовыми участками. С этой точки зрения издержки, связанные с урегулированием пограничных споров (в том числе и содержание вооруженных подразделений в непосредственной близости от границы, сооружение укрепленных районов), так же как и стоимость услуг землемера должны быть отнесены к категории трансакционных издержек. Проблема спецификации прав собственности, а также разграничения прав возникает практически повсеместно, если воспроизводится система взаимодействия между людьми по поводу ограниченных ресурсов. В частности, определение сферы компетенции в рамках фирмы, домашнего хозяйства, государственного учреждения также сопряжены с определением субъекта-носителя права, объекта, набора действий, которые могут быть осуществлены в отношении данного объекта а также условий делегирования данного права.

5. Издержки оппортунистического  поведения. Термин «оппортунистическое поведение» был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. По существу, это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а процессу − не к передаваемым продуктам, а поведению контрагентов по сделке [9].

Предконтрактный оппортунизм – модель «рынка лимонов» Акерлофа. Сигналы о качестве: государственная поддержка производителей высококачественных товаров, деятельность независимых организаций потребителей, целенаправленная политика производителей высококачественных товаров (репутация, предоставление гарантий, расточительные расходы на рекламу, низкая входная цена).

Постконтрактный оппортунизм – в центре внимания исследователей оказались две основных формы оппортунистического поведения – «отлынивание» и «вымогательство» [1].

Как можно заметить, в приведенную классификацию входят только те виды трансакционных издержек, которые несут непосредственные участники сделки. Мы уже отметили, что определенной общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось. Каждый из исследователей обращает внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Итак, для осуществления сделки от агента может требоваться совершение множества самых различных операций. Это такие операции как поиск информации (приемлемой цены), измерение полезных свойств благ, ведение переговоров и заключение контракта, спецификация прав собственности и т. п. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда − многообразие видов трансакционных издержек.

 

2. ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ  ИЗДЕРЖЕК 
2.1. Оценка трансакционных издержек в экономике 

Впервые попытку систематической оценки трансакционных издержек в экономике в целом предприняли Д. Норт и Дж. Уоллис. Ее результаты нашли отражение в статье «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870-1970 годах».

Авторы предлагают оценить трансакционные издержки через анализ четырех типов отношений и соответствующих им видов деятельности:

а) отношения между отдельными покупателями и продавцами;

б) внутрифирменные отношения;

в) производство услуг фирмами − посредниками различных видов;

г) отношения, связанные с защитой прав собственности.

А. Издержки трансакции для отдельных покупателей и продавцов. Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже, например финансового продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны покупателя. Трансакционные издержки включают:

- затраты на получение информации  о предлагаемых на рынке финансовых  продуктах или услугах;

- затраты, в том числе времени, на выбор финансового продукта (услуги);

- затраты на оформление сделки  купли-продажи такового.

Следует отметить, что здесь возникает проблема в связи с появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который, в свою очередь, использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта.

При продаже к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал его сам себе. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные с доказательством надежности для контрагента (репутация); время и средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным покупателям; оформление сделки [7].

При анализе сделки по покупке финансового продукта или услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей их количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе. Оценка же затрат на выбор финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вмененных издержек.

Б. Внутрифирменные трансакционные услуги. Переходя от анализа трансакционных издержек в связи с поведением отдельных экономических агентов (покупателей и продавцов) к анализу их в связи с поведением групп, следует отметить, что наряду с общими моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, когда рассматриваются трансакционные издержки в связи с внутрифирменными отношениями, осуществлением внутрифирменных трансакций.

Предлагаются два варианта оценки трансакционных издержек.

Первый вариант заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определений иерархической структуры: между владельцами фирмы и менеджерами, менеджерами и контролерами, контролерами и рабочими. В этом случае структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. На высших уровнях более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации, на низших выше доля издержек, связанных с контролем выполнения контрактов по найму.

2. Второй вариант предполагает  более простую схему: акционеры  как бы заключают контракты  напрямую с непосредственными  производителями, то есть теми, кто  сам участвует в процессе трансформации ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы, контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, которая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издержек.

В. Трансакционные отрасли. Существует особая категория фирм, основная деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. Таким образом, если в рамках их деятельности используются трансформационные услуги ресурсов, на уровне экономики в целом они все равно оцениваются как часть трансакционных издержек. К данной категории фирм относятся посредники. Однако можно предложить и более точную спецификацию отраслей, в которых сгруппированы фирмы, оказывающие чистые трансакционные услуги или трансакционные услуги по преимуществу.

В так называемые трансакционные отрасли включены следующие группы фирм:

Финансы и операции с недвижимостью. Основная функция данных фирм — обеспечение передачи прав собственности, включая поиск альтернатив, подготовку и осуществление сделок.

Банковское дело и страхование. Основная функция − посредничество в осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и требований (неопределенных, асинхронных во времени и не соответствующих по количеству и величине), а также снижение издержек, связанных с безопасностью реализации прав собственности на соответствующие ресурсы. В частности, один из наиболее важных видов страхования при осуществлении сделки − это страхование титула собственности, например, на землю.

Правовые (юридические) услуги. Основная функция соответствующих организаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля выполнения условий контрактов.

Оптовая и розничная торговля. Более сложным оказывается вопрос об оптовой и розничной торговле, которая включает как трансакционные, так и трансформационные услуги. К последним можно было бы отнести, например, хранение благ, которое аналогично транспортировке, только не в пространстве, а во времени. В нашу задачу не входит специальное обсуждение данного вопроса, поэтому, следуя предложению Д. Норта и Дж. Уоллиса, мы будем относить услуги оптовой и розничной торговли к трансакционным [2].

Хотя вклад, который был сделан работой Уолиса и Норта в экономическую теорию, представляет неоспоримую научную ценность, тем не менее, он породил множество споров. По мнению некоторых ученых трансакционные издержки довольно трудно определить, а оценить еще труднее. К тому же определенные трансакционные издержки вообще не поддаются количественной оценке. Еще одним критическим отзывом является то, что трансформационная и трансакционная деятельности часто перекрывают друг друга, а это приводит к трудностям по разграничению одного типа издержек от другого.

 
2.2.Методы минимизации трансакционных издержек 

Среди методов минимизации трансакционных издержек можно выделить такие как:

Проводимая государственная политика. Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие − уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;

Вертикальная интеграция (построение корпораций). Вертикальная интеграция позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательность приспособительных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; риски могут быть уменьшены; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт;

Развитие информационных технологий, интернет: применение поэтапных стратегий использования информационных технологий и формирования информационно-коммерческих систем, предусматривающих рационализацию их трансакционных затрат; развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, - к трансформации существующих политических и экономических институтов;

Развитие инструментария бенчмаркинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи в целях уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат;

Информация о работе Трансакционные издержки и проблема их измерения