Трансакционные издержки и проблема их измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:01, реферат

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является детальный анализ сущности трансакционных издержек, методов и проблем их измерения.
Для достижения вышепоставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием и видами трансакций, генерирующих трансакционные издержки, выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории трансакционных издержек.
- Изучив эмпирические исследования ознакомиться с методиками определения и измерения трансакционных издержек в экономике.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…........3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек………………………………...6
1.2 Трансакции и их характеристики…………………………………………………8
1.3 Виды трансакционных издержек………………………………………………..10
2. ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
2.1 Оценка трансакционных издержек в экономике …..…………………………..12
2.2 Методы минимизации трансакционных издержек …………………………...15
2.3 Проблемы измерения трансакционных издержек ……………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..........25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Нейролингвистическое программирование: нейролингвистическое программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т. е. когда минимизируются издержки без создания каких: либо социальных институтов; речь идет об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек;

Распределение контроля внутри организации. Исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек;

Трансакционный анализ: применение методики «институционального» анализа баланса. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации;

Применение процессной модели управления: уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяют сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области реинжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объемом товарной продукции и количеством трансакций;

Моделирование регулятивных структур: создание регулирующих институтов для возможности отслеживания поведения и деятельности крупных организаций, например, недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации [21].

Таким образом, мы перечислили следующие методы минимизации трансакционных издержек: проводимая государственная политика; вертикальная интеграция; развитие информационных технологий, интернет; развитие инструментария бенчмаркинга; нейролингвистическое программирование; распределение контроля внутри организации; трансакционный анализ; применение процессной модели управления; моделирование регулятивных структур. Исходя из перечня методов мы можем заметить, что в минимизации трансакционных издержек большая роль принадлежит государству, важнейшей функцией которого и является определение «правил игры», контроль за соблюдением правовой основы хозяйственной деятельности. Следственно следуя этим методам минимизации, издержки будут сокращаться, что ведет в конечном счете к более эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества.

 

2.3.Проблемы измерения трансакционных  издержек

Большой проблемой при анализе трансакционных издержек является их измеримость. Это очень актуальный вопрос для анализа трансакционных затрат, так как они в значительной части носят вероятностный или неформальный характер и не могут быть учтены в большинстве случаев как издержки, величину которых можно получить из бухгалтерской отчетности. Некоторые исследователи полагают, что затраты, относящиеся к трансакционными издержкам, в принципе неизмеримы. Однако данное утверждение опровергается пусть немногочисленными, но вполне убедительными попытками их измерения.

В экономической литературе можно найти два подхода к проблеме измерения трансакционных издержек. Первый из них – ординалистский − является доминирующим в современной экономической науке. Он основывается на положении, что на практике имеет значение лишь направление изменения уровня издержек. В данном случае исследовательская стратегия сводится к сравнению имеющихся альтернатив путем установления их относительной величины в пределах действующих институциональных соглашений. Такой подход исходит из предположения, что трансакционные издержки не поддаются прямому измерению, поскольку само понятие трансакционных издержек не имеет четкой однозначной трактовки в современной экономической науке [19].

Второй подход – кардиналистский − предполагает возможность прямого количественного измерения затрат на трансакции. Такая оценка была проведена некоторыми зарубежными экономистами – Г. Демсецем, Д. Нортом и Дж. Уоллисом, а так же отечественными специалистами –  В.Л. Тамбовцевым, В.В. Радаевым, Р.И. Капелюшниковым, В.Е. Кокоревым, Т.П. Скуфьиной. Эти исследователи полагали, что существует ряд трансакционных затрат, которые невозможно измерить, однако другая часть издержек может и должна быть подвергнута количественной оценке. Такие попытки прямо оценить затраты на трансакции предпринимались и на макро-, и на микроэкономическом уровне [13].

Для российской экономики метод определения трансакционных затрат был предложен В.Л. Тамбовцевым. Он разделил такие издержки на имеющие производительный, то есть общественно полезный характер, и непроизводительные издержки, приводящие «к потерям в благосостоянии общества» [17]. Примером производительных издержек являются затраты на спецификацию и защиту прав собственности. Непроизводительные трансакционные издержки делятся на три группы затрат, связанных с: 1) получением доступа к ресурсам и правам собственности на них; 2) получением права на осуществление хозяйственной деятельности; 3) поддержанием деловых отношений и применением санкций. Исходные данные для количественной оценки перечисленных видов издержек по предложенной методике могут быть получены из опросов предпринимателей, а также из анализа судебных дел по экономическим преступлениям.

Другой подход к оценке стоимости трансакций в российской экономике, основанный на сочетании макро- и микроэкономических факторов, разработан В.Е. Кокоревым. В соответствии с данным подходом, на макроуровне трансакционные издержки определяются динамикой товарооборота в национальной экономике, на микроуровне – долей накладных расходов фирм по отношению к остальным статьям себестоимости [14].

В деятельности современных экономических систем высока роль трансакционных издержек. По некоторым экспертным оценкам, в себестоимости готовой продукции трансакционные издержки оформления и реализации сделок составляют до 70% [20]. По другим оценкам, доля трансакционных издержек в рыночной экономике составляет в среднем 50-60% чистого продукта.

По оценкам экспертов, удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы при их функционировании на традиционных рынках ниже чем при выходе на новые рынки сбыта – увеличиваются от 1,5-5%  до 10-15%. Основная трансакционных издержек в развитых странах обусловлена увеличением количества потенциальных субъектов хозяйственных связей. Вместе с увеличением числа осуществляемых ими актов передачи прав собственности растет роль и количество труднодоступной информации,  связанной с ними. В то же время, в странах с переходной экономикой высокий уровень трансакционных издержек обусловлен также и тем, что в них до сих пор еще не отработан механизм взаимодействия между государственными органами и субъектами предпринимательства – не до конца сформированная институциональная среда переводит исследования в среду внутрифирменных трансакций.

Обобщенные результаты измерения трансакционных издержек на микро- и макроуровне представлены в таблице 1 [4].

Таблица 1. Оценка величины трансакционных издержек

Источник информации

Величина трансакционного сектора

Удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы

Д. Уоллес и Д. Норт

54,7%

-

E.G. Furubotn, R. Richter

50-60%

-

Дж.К. Лафт

До 70%

-

М.Ю. Виноградова

-

От 1,5% до 15%

Л.В. Гусарова, И.В. Миргалеева

-

6,7%

С. Осмоловец

-

11,57%


Из таблицы видно, что в среднем величина трансакционного сектора составляет от 50 до 70 %, а удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы – от 1,5 до 15%.

Для макроэкономического исследования трансакционных издержек Дж. Уоллис и Д. Норт предложили использовать понятие трансакционного сектора [18]. Они включили в этот сектор оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность. Авторы провели исследование динамики изменения размеров трансакционных издержек в экономике США за период с 1870 по 1970 годы. Было выявлено, что использование ресурсов трансакционного сектора выросло с 23% ВНП в 1870 году до 45% ВНП в 1970 году [6]. Наибольшую долю трансакционных издержек составляют издержки по поиску информации.

Классическое определение трансакционных издержек дал Т. Эггертссон: «в общих словах трансакционные издержки суть затраты, возникающие, когда индивиды обмениваются правами собственности на экономические активы и обеспечивают свои исключительные права». Р. Метьюз предложил следующее определение: «Фундаментальная идея трансакционных издержек в том, что они состоят из издержек составления и заключения контакта, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контакта» [11].

Эти определения позволяют выделить три ключевые зависимости трансакционных издержек от параметров экономических систем. Согласно Т.Эггертссону, трансакционные издержки прямо пропорциональны количеству экономических агентов, заключающих контракты между собой. А в соответствии с определением Р. Метьюза, трансакционные издержки обратно пропорциональны количеству заключенных контактов и установленных норм, обеспечивающих выполнение данных контактов.

Если под заключенными контрактами понимать формальные институты, а под нормами, обеспечивающими выполнение данных контрактов – неформальные институты, то можно моделировать на качественном уровне зависимость трансакционных издержек от основных институциональных параметров экономических систем.

В этом случае трансакционная функция будет иметь следующий вид:

С=В*Nλ/(Fµ+Iν)         (1)

Где: С – трансакционные издержки фирмы; В – коэффициент пропорциональности, измеряемый в единицах издержек фирмы; N – количество экономически активных  агентов (акторов), заключивших институциональные соглашения с фирмой; F – количество формальных институтов (контактов); I – количество неформальных институтов; λ, µ, ν – коэффициенты эластичности использования акторов, формальных и неформальных институтов для формирования институциональной среды [8].

В трансакционной функции описываются трансакционные издержки как количественная характеристика процесса осуществления трансакций. В этом случае возможно обсуждение минимизации трансакционных издержек.

Трансакционная функция демонстрирует, что уровень трансакционных издержек будет минимизирован при наименьших количествах формальных соглашений и неформальных институтов между фирмой и агентами. Если к формальным институтам можно отнести нормы составления контрактов, обеспечение выполнения контактов, контроля качества и защиты прав собственности, то к неформальным институтам следует отнести нормы, не получившие закрепление в формализованных контрактах. К трансакционным издержкам формирования формальных и не формальных институтов относится поиск информации, поиск покупателей и продавцов, подготовка переговоров и защита от оппортунизма. Конечно, в каждом конкретном случае набор формальных и неформальных институтов определятся сложившейся структурой институциональной среды.

Наиболее корректный подход к доказательству вида трансакционной функции лежит в наборе необходимой статистической информации с дальнейшим уточнением коэффициентов эластичности и вида самой трансакционной функции. Здесь видна постановка задачи серьезного эмпирического исследования.

Разработка аналитического представления трансакционной функции позволяет прогнозировать развитие институциональной среды хозяйствующих субъектов, и, как следствие, обеспечивать разумное хозяйствование в реальном секторе экономики.

Обращая внимание на разработку данной проблемы в отечественной экономической науке можно выделить работу Скуфьиной Т.П. посвященную расчету трансакционных издержек потребительского рынка [7].

В работе российских экономистов с использование метода «Затраты –   выпуск» была выявлена взаимозависимость степени концентрации рынка и уровня трансакционных издержек. Доля трансакционных издержек в общих издержках определена на основе коэффициентов прямых затрат. Была выдвинута гипотеза о том, что рост трансакционных издержек какой-либо отрасли повлечет за собой рост концентрации в ней, то есть будет наблюдаться корреляция между долей трансакционных издержек и уровнем ее концентрации. Для ее проверки был проведен корреляционно-регрессионный анализ на основе данных о ее концентрации на различных продуктовых рынках. Было установлено наличие значимой связи между уровнями концентрации и трансакционных издержек. Наиболее сильной эта зависимость является для показателя удельного веса объема промышленной продукции, выпускаемой восемью крупными организациями. Величина этой связи (коэффициент корреляции) равна 0,731 при уровне значимости 0,039. В ходе дальнейшего анализа построена регрессионная модель, которая имеет следующий вид:

Информация о работе Трансакционные издержки и проблема их измерения