Трансакционные издержки в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
Определение влияния трансакционных издержек на эффективность экономической деятельности фирмы
Определение особенностей структуры и способов снижения трансакционных издержек в российской экономике.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие, виды и роль трансакционных издержек в экономике.
Проанализировать основные факторы, определяющие величину и структуру трансакционных издержек в российской экономике.
Определить, каким образом государство может регулировать величину трансакционных издержек.

Содержание работы

Введение 3
1. Влияние трансакционных издержек на эффективность деятельности фирмы 5
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек 5
1.2 Влияние различных видов трансакционных издержек на деятельность фирмы 8
1.3 Способы минимизации трансакционных издержек 14
2. Трансакционные издержки в российской экономике 18
2.1 Сравнительный анализ влияния трансакционных издержек на деятельность фирм в различных отраслях экономики 18
2.2 Влияние государственного регулирования на величину различных видов трансакционных издержек и изменение за счёт этого экономических результатов деятельности фирм 22
Заключение 23
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

трансакционные издержки.docx

— 64.62 Кб (Скачать файл)

Кроме того, как и в  любых других секторах экономики, имеются  издержки институциональной трансформации. Например, практика работы «налево», безусловно, сохраняется и сегодня. Даже на оборонных предприятиях, согласно оценкам их директоров, теневая часть рабочего времени составляла приблизительно 12-15% всего рабочего времени. Причем 42% опрошенных директоров считают это вполне нормальным явлением.

Издержки на защиту прав собственности. Это единственная статическая форма трансакционных издержек, в отличие от динамических, связанных с обеспечением контрактов. Специфика ОПК определяет доминирование государственной формы собственности. Поэтому, в отличие от других секторов экономики, предприятия ОПК максимально защищены государством.

Теперь выделим специфичные  для оборонно-промышленного комплекса  трансакционные издержки, которые в  значительной мере определяют его современное состояние и, в конечном счёте, его конкурентоспособность.

Во-первых, связанные с  сохранением государственной тайны  и охраны режимных объектов ОПК.

Во-вторых, требующиеся на поддержание, в основном за счёт самих  предприятий ОПК, имеющихся на них  мобилизационных мощностей. С одной стороны, мобилизационные мощности увеличивают экономическую нагрузку на предприятия ОПК, с другой, поддержание мобилизационных мощностей на существующем уровне соответствует старой военной доктрине и входит в противоречие с современным военным строительством в государстве.

В-третьих, являющиеся средством  использования государственного бюджета, т. е. перераспределения национальных ресурсов для оплаты военных расходов. Макроэкономическая стабилизация и возобновление экономического роста будут расширять возможности государства по финансированию обороны страны и безопасности государства. Доля расходов на военные НИОКР и закупку вооружения и военной техники в объеме военных расходов федерального бюджета в перспективе должна возрасти с 25-30% в настоящее время до 40—50% в 2005—2010 гг. Введение в финансовые потоки государственных органов существенно увеличивает трансакционные издержки перераспределения денежных средств, тем самым снижая эффективность функционирования экономической системы. [3]

2.2 Влияние государственного регулирования  на величину различных видов трансакционных издержек и изменение за счёт этого экономических результатов деятельности фирм

Предприятия ищут приемлемую или оптимальную цену и удобного заказчика, неся трансакционные издержки поиска информации. Пути поиска разнообразны: лоббирование интересов предприятия государственной власти и управления, ведение административных торгов, предоставление «верхам» необходимой информации. Минимизация- издержек поиска связана с функционированием не только государственных, но и частных институтов. (К ним относятся плановые, аналитические и иные службы министерств и ведомств, предприятий-посредников, торговые представительства страны за рубежом, маркетинговые унитарные предприятия, торговые палаты, биржи, торговые дома, ярмарки, выставки.) В итоге информационные потоки движутся быстрее, очищаются от неполной, недостоверной, искажённой, ложной информации. Повышению эффективности поиска активно способствуют маркетинговые коммуникации государственного предприятия и его высших менеджеров.

Издержки измерения так  же преследуют каждое предприятие. В качестве общих черт при прямых измерениях можно выделить: во-первых, использование созданной, поддерживаемой и контролируемой государством системы мер и весов, которая обеспечивает единство и сравнимость измерений, создание государственных институтов, обеспечивающих на основе данной системы измерений лёгкость обмена и трансакций; во-вторых, поддержка государством общественных некоммерческих структур, занимающихся измерениями (например, Общества защиты прав потребителей). В свою очередь, при косвенных измерениях следует выделить применение денег, позволяющих дать общественную оценку полезным свойствам производимых благ, затратам ресурсов. Понятно, что это возможно при обеспечении их устойчивой покупательной способности. В противном случае трансакционные издержки измерения повышаются. К общим факторам относят также обучение персонала делу измерений. [7]

Средства экономии на издержках измерения многогранны. Среди них выделяют: создание надёжной, долговечной измерительной техники; унификация и стандартизация процедур измерения; оптимальное сочетание государственного, общественного и частного трансакционного секторов; обеспечение трудовой мотивации достижения высокого качества изготавливаемых благ, входного и выходного контроля на предприятии. Особое место занимает устранение асимметрии распределения информации между продавцами, посредниками и покупателями; использование товарной марки, формирование и поддержание деловой репутации исполнителей, инженерно-технических кадров, менеджеров.

О масштабах измерения  в экономике РФ можно судить, в  частности, по высокому удельному весу (80%) подлежащих обязательной сертификации товаров российского потребительского рынка. Однако и это не спасает его от некачественных и даже опасных товаров. По данным Госторгинспекции, в 2007—2010 гг. при проверке по 20 основным товарным группам браковалось в среднем 30—35% проверенных товаров, а по отдельным группам, например, бытовой химии — до 50%. При этом ежегодные налоговые потери, вызванные продажей поддельной продукции, составляют почти 28,6 млрд руб.

В системе трансакционных издержек учитываются издержки заключения контракта, включающие предконтрактные, контрактные и постконтрактные издержки. Функционал контракта — уменьшить (устранить) неопределенность во взаимодействиях предприятий с контрагентами; предотвратить оппортунистическое поведение; защитить права собственности. [8]

На их величину и структуру, по нашему мнению, оказывают существенное воздействие не только конкретные, но и общие условия заключения контракта. Так, высокая криминальность российской экономики (по данным МВД в 2009 г. в сфере экономики выявлено 256,2 тыс. преступлений, в том числе 43,3 тыс. из них — в крупных и особо крупных размерах.) не может не обусловить их повышение (взятки, прием на работу родственников, «смотрящих» — представителей криминального мира и т.п.).

Для смешанных предприятий с доминированием государственного капитала в структуре издержек заключения контракта характерны более высокие, по сравнению с казёнными государственными предприятиями, предконтрактные и постконтрактные издержки, связанные с поиском информации о контрагентах, их изучении, ведением переговоров, заключением и защитой контрактов и издержками политизации. Оппортунизм у них развит слабее, поскольку рыночная ориентация и конкурентная среда стимулируют выполнение контракта.

Ощутимое воздействие  на величину и структуру издержек заключения контракта оказывает  тип рынка. Например, естественные монополии  могут навязывать государству невыгодные контракты. Это характерно и для монопсонического рынка. [10]

Сокращению издержек заключения контракта способствуют дифференциация контрактов, когда в зависимости  от частоты сделок, уровня неопределённости и специфичности активов используются классические, неоклассические и так называемые «отношенческие» контракты; наличие развитого, системного законодательства; эффективность правоохранительной системы (арбитражных судов, нотариата, адвокатских коллегий, прокуратуры, органов внутренних дел), позволяющая уменьшить издержки заключения контракта в связи с обращением хозяйствующих субъектов к альтернативным субъектам (преступникам) для «выбивания» долгов и обеспечения безопасности. Цена силовых услуг этого типа, отмечает В. Радаев, довольно высока: привлечение уголовной «братвы» обходится в половину возвращаемой суммы. Охраной бизнеса, по экспертным оценкам, в настоящее время занимаются свыше 150 тыс. человек.

Не менее значимыми для государственных и смешанных предприятий с доминированием государственного капитала являются издержки спецификации и защиты прав собственности. Они связаны, во-первых, с содержанием государственных институтов, осуществляющих разработку законов, подзаконных актов, обеспечивающих их выполнение, имеющих легитимное право на использование насилия. Во-вторых, они создаются расходами на содержание государственных структур, осуществляющих управление блоком государственных предприятий. В-третьих, в них входят затраты на идеологию, образование и воспитание, позволяющие социализировать граждан, сформировать им установки на соблюдение соответствующих юридических норм и правил. В конечном итоге это ведёт к экономии при содержании правоохранительной системы. В-четвертых, издержки связаны с расходами на средства массовой информации, информационно-консалтинговые структуры, информирующие людей о существующих правилах обмена, их изменениях.

Издержки влияния снижают эффективность деятельности предприятий с доминированием государственного капитала. К числу ведущих причин, как справедливо отмечает А.Е. Шаститко, относится искажённая информация отдельных субъектов. От издержек влияния страдают любые структуры с элементами централизованного принятия решений. [8]

Остановимся на характеристике издержек оппортунистического поведения. Их содержание связано с девиантным (отклоняющимся от условий контракта) поведением. В основе оппортунистического поведения казенных предприятий лежит отличие экономических и социальных интересов общества, государства и казённых предприятий. Они проявляются в условиях ограниченности ресурсов вследствие несовершенства спецификации условий контракта и известной неопределённости их взаимодействия. Базу оппортунистического поведения смешанных предприятий составляют разность и противоречивость экономических, социальных и иных интересов акционеров в условиях ограниченных ресурсов.

Девиантное поведение предприятий  основывается на соотношении «издержки - выгоды». Если ожидаемые выгоды, связанные с уклонением от условий контракта, больше, чем издержки, связанные с последующими санкциями (в том числе и с моральным осуждением), то организации неизбежно изберут ту или иную форму оппортунистического поведения.

По характеру проявления оппортунизм  можно классифицировать как грубый, который основан на заранее подготовленном нарушении достигнутой договорённости; стратегический, основанный на ассиметричном распределении информации, позволяющим скрыть часть поведения от контрагента; естественный, который связан с непреднамеренным отступлением от условий контракта. Оппортунизм может также быть предконтрактным, контрактным и постконтрактным.

По мнению российских экономистов, казённым предприятиям органически присущи все три типа оппортунизма. Предконтрактный оппортунизм проявляется в лоббировании органов государственной власти и управления, что ухудшает условия обмена для государства; делает неблагоприятным отбор государством совокупности благ для производства; создаёт возможности выбора, наиболее выгодного для предприятия.[12]

Контрактный оппортунизм реализуется  в процессе исполнения контракта  и выступает в форме сигналов в соответствующие институты с требованиями изменить (естественно, в более выгодную для себя сторону) условия контракта. Постконтрактное оппортунистическое поведение казённых предприятий есть целостная система, в которую включаются такие направления, как «моральный риск», искажающий информацию, посылаемую «наверх»; «уход в тень», когда производят либо не заказанныс государством блага, либо заказанную продукцию в больших объемах, нежели это предусмотрено в контракте; нецелевое использование полученных от государства ресурсов; шантаж; изменение первоначальных условий контракта с целью последующего перераспределения в свою пользу полученной выгоды.[12]


Все эти моменты характерны и  для смешанных предприятий с  доминированием государства, но здесь  они имеют свою специфику. Отличия  обусловлены разными причинами, в том числе неравенством, асимметричностью правомочий государства как акционера. В этом случае «моральный риск» возникает  тогда, когда государство (принципал) полагается на своего представителя (агента), а получение полной, своевременной, достоверной, систематической информации о его поведении требует' больших издержек или вообще невозможно. «Уход в сторону» проявляется в том, что агент работает с меньшей отдачей, с меньшей эффективностью, чем это требуется по контракту. Во всех этих случаях возникают существенные «агентские издержки», источником которых выступает асимметрия распределения информации. Это объясняется тем, что агент лучше знает своё положение, интенсивнее отстаивает свои интересы, может вступить в корыстный сговор или поддаться на подкуп, шантаж с другой стороны. Усугубляет ситуацию то, что деятельность агента как правило не поддаётся непосредственному наблюдению государства (принципала), поскольку нередко о ней - невозможно с определённость судить по полученным результатам.

Типичной для данной группы предприятий является такая форма  оппортунистического поведения, как «вымогательство». Реальная возможность для рэкета присутствует там, где производственные факторы становятся незаменимыми для остальных акционеров. В этом случае, если какой-либо субъект надумает покинуть кооперацию, остальные участники не смогут быстро найти ему эквивалентную замену, а значит, понесут невосполнимые потери. У собственников уникальных ресурсов появляются основания для шантажа (например, угроза выхода). Подобная ситуация может привести к тому, что участники кооперации будут стремиться избегать долговременных контрактов или оговаривать в них условия и механизм выхода, предусматривая санкции за нарушения договорённостей. Теория и хозяйственная практика наработали опыт для борьбы с подобными явлениями. Предприятия заключают долгосрочные контракты с субъектами, обладающими специфическими ресурсами, включают их в состав собственников, осуществляют интеграцию.

Казенные предприятия теснее взаимодействуют  с государственным блоком трансакционного  сектора. Обусловлено это тем, что  они непосредственно оказывают  государству трансакционные услуги. Смешанные предприятия с доминированием государственного капитала, наряду с фирмами государственного блока, достаточно интенсивно сотрудничают с частным трансакционным сектором, поскольку их деятельность, будучи направленной на получение коммерческого успеха, финансируется за счёт прибыли, кредитов коммерческих банков, выпуска акций и облигаций. Если учесть, что российская экономика характеризуется низким уровнем развития трансакционного сектора, то, как замечает А. Олейник, основную часть трансакционных издержек в России несут сами экономические агенты. Так, например, эти издержки оцениваются в 10 – 15% от стоимости проектов. К сожалению, повышению эффективности деятельности трансакционного сектора в экономике России противодействуют автоматический перенос из плановой' в рыночную экономику не оправдавших себя институтов (например, государственных предприятий на праве хозяйственного ведения); создание формальных институтов, формирование и использование взаимоисключающих институтов; развитие институтов с размытым содержанием и функциями; коррупция. Например, по данным таможенных органов, контрабанда составляет до 30% всего объема импорта в Россию.

Государство должно уделять самое  пристальное внимание трансакционным издержкам как составной компоненте общих, совокупных издержек — важнейшего фактора обеспечения эффективности работы. [4]

 

 

 

 

Заключение

Трансакционные издержки играют важную роль в деятельности фирмы. Без этого понятия, по-моему, невозможно с высокой точностью  определить эффективность работы фирмы. Трансакционные издержки, играющие фундаментальную роль так же в формировании институтов, могут быть широко использованы при исследовании действия экономических, правовых и социальных институтов.

Информация о работе Трансакционные издержки в российской экономике