Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:33, доклад
Трансакционные издержки — есть издержки, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав. В отличие от трансформационных издержек, трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания стоимости.
Трансакционные издержки (операционные издержки — transaction costs) — это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. В своей статье "Природа фирмы" он определил трансакционные издержки, как издержки функционирования рынка.
Трансакционные издержки — есть издержки, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав. В отличие от трансформационных издержек, трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания стоимости.
Трансакционные издержки (операционные издержки — transaction costs) — это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. В своей статье "Природа фирмы" он определил трансакционные издержки, как издержки функционирования рынка.
Рассмотрим возможные альтернативы, предоставляемые нам повседневной жизнью. Типичный пример — ремонт квартиры. Вы можете делать его сами, если умеете и если у вас к этому есть интерес. Или вы можете организовать весь процесс, нанимая на рынке работников для каждой конкретной операции, закупая краску и рассчитывая, сколько ее надо, и т. д. В этом случае вы пытаетесь встать в такой ряд трансакций, который будет чисто рыночным и исключит ваше взаимодействие с одной фирмой. Ведь фирме вы заранее не доверяете, считая, что у нее есть собственный интерес, а вы сделаете ремонт дешевле. Однако если вы — человек занятый или достаточно богатый, вы для ремонта квартиры нанимаете фирму, потому что ваши альтернативные издержки времени выше, чем издержки, которые вы потратите на организацию этого процесса. Чаще всего это связано с «эффектом богатства» — «wealth effect». Впервые этот термин ввел тоже Коуз. В его теории понятие «трансакционные издержки» противополагается понятию «агентские издержки», и выбор между тем или иным типом издержек в значительной мере определяется «эффектом богатства».
В настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Трансакционные издержки — это издержки, возникающие, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях. Когда людиобмениваются правами собственности, они вступают в контрактные отношения. Когда они подтверждают свое право собственности, они не вступают ни в какие контрактные отношения (оно у них уже есть), но они защищают его от нападок третьих лиц. Они боятся, что их права собственности будут ущемлены третьей стороной, поэтому тратят ресурсы на защиту этих прав (например, строят забор, содержат полицию, и т.п.).
Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:
издержки поиска информации;
издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
издержки измерения;
издержки спецификации и защиты прав собственности;
издержки оппортунистического поведения.
Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.
Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.
Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.
Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.
Издержки оппортунистического
поведения также связаны с асимметрией
информации, хотя и не ограничиваются
ею.. Дело в том, что поведение после заключения
контракта очень трудно предсказать. Нечестные
индивиды будут выполнять условия договора
по минимуму или даже уклоняться от их
выполнения (если санкции не предусмотрены).
Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует.
Он особенно велик в условиях совместного
труда — работы командой, когда вклад
каждого не может быть четко отделен от
усилий других членов команды, тем более
если потенциальные возможности каждого
полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим
Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена (ex ante), в процессе обмена и после него (ex post). Углубление разделения труда и развитие специализации способствуют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от господствующей в обществе формы собственности. Существуют три основные формы собственности: частная, общая (коммунальная) и государственная. Рассмотрим их с точки зрения теории трансакционных издержек.
Поль Р. Милгром и Джон Робертс предложили следующую классификацию трансакционных издержек. Они делят их на две категории — на издержки, связанные с координацией, и на издержки, связанные с мотивацией.
Координационные издержки:
Издержки определения деталей контракта — обследование рынка с целью определить, что вообще можно купить на рынке.
Издержки определения контрактов — изучение условий партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары.
Издержки непосредственной координации — необходимость создания структуры, в рамках которой осуществляется сведение сторон вместе.
Мотивационные издержки:
Издержки, связанные с неполнотой информации. Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения трансакции (приобретения блага). Связано это с тем, что уровень неопределенности может стать настолько высоким, что люди предпочитают скорее отказаться от трансакции, чем тратить силы на получение дополнительной информации.
Издержки, связанные с оппортунизмом. Данные издержки связаны с преодолением возможного оппортунистического поведения, с преодолением нечестности партнера по отношению к вам, и приводят к тому, что вы нанимаете надсмоторщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера.
О. Уильямсон попытался оценить все трансакции по частоте трансакций и по спефицичности активов.
1. Разовый или элементарный обмен на анонимном рынке.
Примером разовой покупки
может служить покупка на рынке
чайника. Купив один чайник, вы купите
следующий лишь тогда, когда этот
у вас сломается. В данном случае
нет никаких специфических
2. Повторяющийся обмен массовыми товарами.
Специфичности активов по-прежнему нет. Например, постоянно у одного и того же продавца покупая хлеб, вы знаете, что он хорошего качества, и потому не тратитесь на дополнительную оценку, хороший ли хлеб вам продали, какой хлеб есть в других булочных, и т.д. Это очень важно, ибо тем самым вы значительно экономите на издержках поиска, на издержках измерения качества хлеба, а продавцу ваше поведение придает большую уверенность в обороте (в том, что он хлеб продаст).
3. Повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы.
Что такое "специфические активы". Специфический актив всегда создаётся под определенную трансакцию. Скажем, я построил здание для употребления в качестве цеха. Я могу его, конечно, использовать альтернативно, но тогда я понесу потери. Т.е. даже следующая после наилучшей возможность использования этого актива приносит гораздо меньший доход и связана с риском. Специфические активы есть такие затраты, следующее применение которых является куда менее выгодным.
4. Инвестиции в идосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы.
Идиосинкратический актив — это актив, который при альтернативном употреблении (при изъятии его из данной трансакции) теряет ценность вообще, или его ценность становится ничтожной. К таковым активам относится половина производственных инвестиций — инвестиций в конкретный технологический процесс. Скажем, построенную домну, кроме как по прямому назначению, использовать больше никак нельзя. Даже если на ней устраивать соревнования альпинистов, это не окупит и 1 % затрат на ее строительство. В данном случае актив идиосинкратичен, т.е. привязан к определенной технологии.
Какова динамика величины трансакционных издержек в российской экономике?
Какова динамика величины трансакционных издержек в российской экономике?
Внедрение рыночных отношений в экономику России, где господствующей формой является крупномасштабное капиталоемкое производство, основанное на разделении труда и его специализации, намного увеличило объемы сделок, в результате произошел скачок в уровне трансакционных издержек. Однако если в индустриально развитых странах возрастание трансакционных издержек перекрывается выигрышем в производительности от углубления специализации и разделения труда, то в России это не происходит. Рост трансакционных издержек здесь объясняется, во-первых, необходимостью адаптации предприятий к условиям рыночной среды; во-вторых, общим сокращением выпуска продукции и увеличением доли постоянных затрат в совокупных издержках; в-третьих, неразвитостью информационных систем; в-четвертых, незаконченностью процессов приватизации (подготовка, регистрация документов, содержание штата специалистов по приватизации). Таким образом, затраты, требуемые на покрытие трансакционных издержек, оказываются как бы лимитирующим фактором экономического развития в России. Кроме того, в стране не сформирована институциональная среда (набор системообразующих формальных правил и норм, создающих рамки, в которых осуществляются производство, обмен и распределение), основной функцией которой являлась бы экономия трансакционных издержек. Существующие в России альтернативные рынку институты ненадлежащим образом выполняют регулирующие функции и нередко служат интересам отдельных социально-экономических групп, что тормозит экономический процесс.
Каковы основные пути снижения трансакционных
издержек?
Снижение трансакционных издержек возможно при увеличении размеров фирмы. Фирма может расширяться до тех пор, пока издержки на организацию дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другую фирму.
Если при прочих конкретных технологических, отраслевых и других условиях предельные затраты использования ценового механизма выше предельных затрат фирмы как системы контрактов, то развитие хозяйствующих субъектов будет осуществляться или путем вертикальной интеграции — фирма будет распространять свою деятельность «вверх» (от начальных стадий кооперации к конечным) или «вниз» (от конечных стадий к начальным), или пойдет по пути диверсификации, т.е. проникновения фирмы в разнородные, технологически не связанные между собой отрасли (фирма получает, минуя стадию опосредованной кооперации, денежные, кредитные и другие ресурсы).
Если предельные затраты фирмы на контракты будут выше предельных затрат использования ценового механизма, то произойдет обратный процесс.
Трансакционные издержки могут
быть сокращены путем лишения потребителей
возможности выбора, а также с помощью
«директорской этики» — деловых контактов,
неформальных отношений руководителей
предприятий. В силу неразвитости рыночных
отношений и неэффективности функционирования
альтернативных рынку институтов субъективный
фактор стал одним из значимых факторов
во взаимоотношениях между субъектами
хозяйствования в России. Именно личностью
директора предприятия, его квалификацией,
опытом, уровнем предпринимательской
активности, мотивацией поведения объясняется
характер взаимоотношений между предприятиями
в переходный период.
Сокращению уровня трансакционных издержек способствует повышение степени институционализации экономики. Государство, на наш взгляд, должно проводить политику, направленную на экономию общественных затрат по созданию и функционированию альтернативных рынку институтов. Такие общественные затраты должны быть меньше затрат, что несет общество при отсутствии институтов.
Совершенно конкурентная фирма - это фирма, которая принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем, или прайстейкером. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, - рыночной цене.